Путешествие в страну музыки

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта:

Расширить музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.

Проблема:

Недостаточное знание детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании, группах.

Задачи проекта:

  1. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, барабане, металлофоне и т.д.
  2. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
  3. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  4. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  5. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
  6. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Продуктом данного проекта является изготовление из бросового материала детских музыкальных инструментов.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5

Введение в проблему

Всего лишь несколько нот, и …
Все меняется:
Цвет оживляется
Музыка начинается!

Музыка живая. Она рождается, двигается, развивается, дышит и даже иногда болеет, но, пока на земле есть человек, музыка не умрет.

“Музыка начинается там, где кончаются слова”.
(Г.Гейне)

“Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все”.
(И.Г. Эренбург)

“Музыка – это язык души; это область чувств и настроений; это – в звуках выраженная жизнь души”.
(А.Н. Серов)

“Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках”.
(И.В. Тургенев).

“Мелодия – душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии - музыки”.
(В.В. Стасов).

В зал под музыку входят дети.

Ведущая:

Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Пусть музыка все наполняет вокруг,
Да здравствует музыка, общий наш друг!

Под музыку в зал входит Фея Музыки.

Фея Музыки:

Здравствуйте, ребята!
Я Музыкой зовусь друзья,
И к вам сейчас явилась я!
Взгляните вы на мой наряд –
На платье – целый звукоряд,
И есть значки различные,
И даже ключ скрипичный!
Я Фея Музыки.

Реб:

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная
В тихом шелесте ветвей.

Реб.:

Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у ветра, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.

Песня “Музыка”

Ф.М.: Ребята вы любите музыку? (Дети отвечают)

Тогда я хочу пригласить вас ребята и всех присутствующих здесь в зале гостей в мою волшебную Страну Музыки. Там вас ждет много интересного и необычного. Подойдите ко мне поближе и закройте глаза и послушайте волшебную музыку.

Музыка затихает появляются сказочные декорации.

Ф.М.: Вот мы и в Стране Музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? (Ее сочиняют композиторы). Да. Композиторы – самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты). Конечно, музыканты. И их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку? (С помощью музыкальных инструментов). Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовете некоторые из них.

Дети называют разные музыкальные инструменты.

Ф.М.: Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей огромной страны. К музыке мы привыкаем так быстро, что не можем представить, как без нее обойтись. Давным-давно, когда землю стали заселять разные племена и народы, когда люди не знали слов, не умели писать, уже тогда существовала музыка. Мамы укладывали своих малышей, напевая тихую мелодию; охотники и воины показывали в плясках предстоящее сражение. Сначала люди сопровождали свое пение ударами по коленям, но вскоре убедились, что и куски дерева, камни тоже могут звучать, – так появились первые музыкальные инструменты – погремушки, затем барабан, ложки и т.д. Люди до сих пор используют эти инструменты.

Выходят дети – “ложечки”.

Дети – “ложечки”:

Мы ложечки – говорушечки,
Нам хоть плясочку, хоть частушечки!
Весело мы застучим,
Всех на танец пригласим.

“Танец с ложками”

Выходит “металлофон”.

“Металлофон”:

Слышите веселый звон?
Я зовусь металлофон.
Очень нежно я звучу,
Я сыграть для вас хочу!

Песня “Петушок” на металлофоне

Ф.М.:

Ребята отгадайте загадку.
Чтоб на нем поиграть,
Ноты можно и не знать,
Палки в руки мы возьмем,
Посильней его побьем. (Барабан)

Правильно, барабан. А кто из вас ребята скажет, барабан какой инструмент – ударный, струнный или духовой. (Ударный). Молодцы, а еще какие ударные инструменты вы знаете? (Ложки, бубен и т.д.)

Выходит мальчик – “бубен”.

Мальчик – “бубен”:

Я веселый звонкий бубен!
С вами мы скучать не будем!

“Игра с бубнами”

Ведущая: Как весело у тебя Фея Музыка в твоей Стране Музыки. А мы увидели очень интересные инструменты – колокольчики. Ты покажешь нам, как с ними танцевать?

Фея Музыка вместе с детьми выполняет упражнение.

Колокольчики проснулись, (тянутся на носочках)
Потянулись, потянулись… (смотрят вверх)
Высоко, высоко
Им приятно и легко!
Ветерок пролетал
Колокольчики качал, (мальчик “ветерок” пробегает среди детей)
Влево, вправо покачнулись (наклоны в стороны попеременно)
И тихонечко пригнулись! (приседают, руки за голову)
Ветерок, улетай (мальчик – “ветерок” убегает)
Колокольчик не ломай!
Пусть звенят в зале тут, (звенят колокольчиками)
Радость Музыке несут!

“Пляска с колокольчиками”

Ф.М.: А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны. (Балалайка).

Правильно, а балалайка какой инструмент – ударный, струнный, духовой? (Струнный). Молодцы, балалайка – струнный инструмент. Какие еще вы знаете струнные инструменты? (Дети отвечают). В далекие – далекие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них – лук и стрелы (Показывает). Вы, наверно, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают ее и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал ее, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек, натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе? Назовите их. (Дети отвечают). Послушайте песню в сопровождении гитары.

Исполнение песни “Улыбка”

Ф.М.: А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Если дуете в нее
Очень весело поет,
Все на ней играете,
Сразу отгадаете!
“Ду-ду-ду, да-да-да!” –
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это? (Дудочка).

Правильно. Дудочка относится к какой группе инструментов? (Духовым). А какие духовые инструменты вы знаете? (Дети отвечают). Как вы думаете почему они так называются? (Дети отвечают). Правильно, чтобы получился звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тросника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых. Давайте поиграем в игру “Поймай дудочку”.

Игра “Поймай дудочку” (во время игры звучит “Шутка” И.С.Баха)

Ведущая: Ребята, какие замечательные инструменты живут в этой стране! А ведь эти инструменты могут играть в оркестре.

Оркестр детских музыкальных инструментов “Вальс” Д.Б. Кабалевского

Ф.М.: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? (С духовыми, струнными и ударными). Сейчас я проверю, чему вы научились в моей Стране Музыки.

Игра “Дирижеры”

Ф.М.: Вам понравилось в моей Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите в детский сад, приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете здесь много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!

Дети прощаются с Феей Музыки и под музыку выходят из зала.