Цель проекта:
Расширить музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
Проблема:
Недостаточное знание детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании, группах.
Задачи проекта:
- Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, барабане, металлофоне и т.д.
- Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
- Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
- Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
- Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
- Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
Продуктом данного проекта является изготовление из бросового материала детских музыкальных инструментов.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Введение в проблему
Всего лишь несколько нот, и …
Все меняется:
Цвет оживляется
Музыка начинается!
Музыка живая. Она рождается, двигается, развивается, дышит и даже иногда болеет, но, пока на земле есть человек, музыка не умрет.
“Музыка начинается там, где кончаются слова”.
(Г.Гейне)“Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все”.
(И.Г. Эренбург)“Музыка – это язык души; это область чувств и настроений; это – в звуках выраженная жизнь души”.
(А.Н. Серов)“Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках”.
(И.В. Тургенев).“Мелодия – душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии - музыки”.
(В.В. Стасов).
В зал под музыку входят дети.
Ведущая:
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Пусть музыка все наполняет вокруг,
Да здравствует музыка, общий наш друг!
Под музыку в зал входит Фея Музыки.
Фея Музыки:
Здравствуйте, ребята!
Я Музыкой зовусь друзья,
И к вам сейчас явилась я!
Взгляните вы на мой наряд –
На платье – целый звукоряд,
И есть значки различные,
И даже ключ скрипичный!
Я Фея Музыки.
Реб:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная
В тихом шелесте ветвей.
Реб.:
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у ветра, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Песня “Музыка”
Ф.М.: Ребята вы любите музыку? (Дети отвечают)
Тогда я хочу пригласить вас ребята и всех присутствующих здесь в зале гостей в мою волшебную Страну Музыки. Там вас ждет много интересного и необычного. Подойдите ко мне поближе и закройте глаза и послушайте волшебную музыку.
Музыка затихает появляются сказочные декорации.
Ф.М.: Вот мы и в Стране Музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? (Ее сочиняют композиторы). Да. Композиторы – самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты). Конечно, музыканты. И их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку? (С помощью музыкальных инструментов). Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовете некоторые из них.
Дети называют разные музыкальные инструменты.
Ф.М.: Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей огромной страны. К музыке мы привыкаем так быстро, что не можем представить, как без нее обойтись. Давным-давно, когда землю стали заселять разные племена и народы, когда люди не знали слов, не умели писать, уже тогда существовала музыка. Мамы укладывали своих малышей, напевая тихую мелодию; охотники и воины показывали в плясках предстоящее сражение. Сначала люди сопровождали свое пение ударами по коленям, но вскоре убедились, что и куски дерева, камни тоже могут звучать, – так появились первые музыкальные инструменты – погремушки, затем барабан, ложки и т.д. Люди до сих пор используют эти инструменты.
Выходят дети – “ложечки”.
Дети – “ложечки”:
Мы ложечки – говорушечки,
Нам хоть плясочку, хоть частушечки!
Весело мы застучим,
Всех на танец пригласим.
“Танец с ложками”
Выходит “металлофон”.
“Металлофон”:
Слышите веселый звон?
Я зовусь металлофон.
Очень нежно я звучу,
Я сыграть для вас хочу!
Песня “Петушок” на металлофоне
Ф.М.:
Ребята отгадайте загадку.
Чтоб на нем поиграть,
Ноты можно и не знать,
Палки в руки мы возьмем,
Посильней его побьем. (Барабан)
Правильно, барабан. А кто из вас ребята скажет, барабан какой инструмент – ударный, струнный или духовой. (Ударный). Молодцы, а еще какие ударные инструменты вы знаете? (Ложки, бубен и т.д.)
Выходит мальчик – “бубен”.
Мальчик – “бубен”:
Я веселый звонкий бубен!
С вами мы скучать не будем!
“Игра с бубнами”
Ведущая: Как весело у тебя Фея Музыка в твоей Стране Музыки. А мы увидели очень интересные инструменты – колокольчики. Ты покажешь нам, как с ними танцевать?
Фея Музыка вместе с детьми выполняет упражнение.
Колокольчики проснулись, (тянутся на носочках)
Потянулись, потянулись… (смотрят вверх)
Высоко, высоко
Им приятно и легко!
Ветерок пролетал
Колокольчики качал, (мальчик “ветерок” пробегает среди детей)
Влево, вправо покачнулись (наклоны в стороны попеременно)
И тихонечко пригнулись! (приседают, руки за голову)
Ветерок, улетай (мальчик – “ветерок” убегает)
Колокольчик не ломай!
Пусть звенят в зале тут, (звенят колокольчиками)
Радость Музыке несут!
“Пляска с колокольчиками”
Ф.М.: А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны. (Балалайка).
Правильно, а балалайка какой инструмент – ударный, струнный, духовой? (Струнный). Молодцы, балалайка – струнный инструмент. Какие еще вы знаете струнные инструменты? (Дети отвечают). В далекие – далекие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них – лук и стрелы (Показывает). Вы, наверно, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают ее и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал ее, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек, натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе? Назовите их. (Дети отвечают). Послушайте песню в сопровождении гитары.
Исполнение песни “Улыбка”
Ф.М.: А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Если дуете в нее
Очень весело поет,
Все на ней играете,
Сразу отгадаете!
“Ду-ду-ду, да-да-да!” –
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это? (Дудочка).
Правильно. Дудочка относится к какой группе инструментов? (Духовым). А какие духовые инструменты вы знаете? (Дети отвечают). Как вы думаете почему они так называются? (Дети отвечают). Правильно, чтобы получился звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тросника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых. Давайте поиграем в игру “Поймай дудочку”.
Игра “Поймай дудочку” (во время игры звучит “Шутка” И.С.Баха)
Ведущая: Ребята, какие замечательные инструменты живут в этой стране! А ведь эти инструменты могут играть в оркестре.
Оркестр детских музыкальных инструментов “Вальс” Д.Б. Кабалевского
Ф.М.: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? (С духовыми, струнными и ударными). Сейчас я проверю, чему вы научились в моей Стране Музыки.
Игра “Дирижеры”
Ф.М.: Вам понравилось в моей Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите в детский сад, приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете здесь много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!
Дети прощаются с Феей Музыки и под музыку выходят из зала.