Цели:
- сформировать представление о лесе, природной зоне, закрепить знания о растениях и животных леса, познакомить с Сурским заказником и растениями Красной книги;
- развивать познавательную активность, умения выражать свои мысли;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
1. Организационный момент.
2. Картинный план.
Обратимся к плану нашего урока – тест, работа в парах, работа в группах, творческая работа, графический диктант, домашнее задание. Все это отражено и в листах самооценки. Приложение 1.
3. Актуализация знаний.
Звучит музыка и пение птиц.
– Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне мы оказались? Почему?
– А что такое лес? (Лес – природное сообщество, где растения, животные и микроорганизмы связаны между собой. Это территория, заросшая деревьями. Экологическая система.)
4. Проверка домашнего задания.
– И сейчас мы проверим домашнее задание с помощью теста. Приложение 2.
– Проверяем.
– Оцените себя в листе самооценки. Максимальное количество баллов – 3б.
5. Изучение нового материала.
– Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
– Да, это лес. Мы продолжаем эту тему. Отправляясь в путешествие по лесу мы с вами найдем ответ на контрольный вопрос: Какое значение имеет лес для обитателей планеты?
– Итак, мы сказали, что лес – это территория, заросшая деревьями. А какие бывают леса в зависимости от видов деревьев, которые в них произрастают? (Лиственные – это какие, хвойные, смешанные.)
– По плану нам предстоит работа в парах. У вас на столах есть карточки с названиями деревьев. (Береза, ель, дуб, лиственница, клен, кедр, сосна, липа.) Пары первого ряда из данных выбирают те, которые растут в хвойных лесах, а пары второго ряда – только те, которые растут в лиственных.
– Проверяем. К лиственным относятся – береза, липа, клен, дуб, а к хвойным – ель, кедр, сосна, лиственница.
– Оцените себя. – 4б.
– Много разных деревьев растет в лесу. А кроме деревьев есть растения? (Грибы, ягоды, кустарники, травы.)
– Да, ребята, лес – это сообщество, где растения расположены по этажам, ярусам: деревья, кустарники, травы. Подробнее мы об этом будем говорить в 3-м классе.
– Итак, чему мы научились? (Распределять деревья по видам леса.)
– Можем сделать вывод: чем является лес для растений? (Лес – дом для растений.)
– А для кого еще лес является домом, кто еще обитает в лесу? (Звери, птицы, насекомые.)
– Сейчас мы работаем в группах по 4 человека. У вас на столах есть список животных, из которого необходимо выписать в один столбик зверей, а в другой – птиц. (Волк, лиса, дятел, лось, тетерев, муравей, заяц, сова, филин, кабан, кукушка.)
– Проверяем. Прочитайте названия зверей, птиц. Кого никуда не выписали? Почему? (Муравей – насекомое.) Верно, но они тоже обитают в лесу.
– Оцените работу группы – 5 б.
– Итак, сделаем вывод, чем же является лес для животных? (Лес – дом для животных.)
Физминутка.
Отдохнем и пройдемся по лесу.
– Хозяева в лесу животные и растения, а кто же тогда человек? (Гость.) А как люди ведут себя в гостях?
– Давайте вспомним правила поведения в лесу, что можно и чего нельзя делать.
– Нельзя:
нарушать тишину
разорять птичьи гнезда
разбрасывать мусор
рвать растения
ловить насекомых
разводить костер
ломать ветки
охотиться в запрещенное время
– Можно:
сажать деревья
убирать сухие ветки
собирать грибы, ягоды, орехи по правилам
устраивать заповедники
– Эти же правила можно изобразить в виде экологических знаков –запрещающих и разрешающих. Посмотрите – как вы думаете, о чем они?(Показ 5 знаков: не мусорить, не рубить деревья, не ловить животных, любоваться красотой леса, сажать деревья.)
– А сейчас я предлагаю вам самим придумать свой знак и изобразить его на листочке. (Под музыку.)
– На столах у вас есть магниты – сейчас мы прикрепим эти знаки.
– Оцените себя – 3 б.
– Чем же является лес для человека? (Лес – источник жизни человека.)
– Как называются участки леса, в которых охраняются и стараются разводить исчезающих животных? (Заповедники, заказники.)
– На территории и нашей области есть такие места. Ученики из нашего класса подготовили сообщение о Сурском национальном заказнике. Приложение 3
– А как еще защищает? (Заносит в Красную книгу.)
6. Закрепление.
– Графический диктант. Проверим, внимательны ли вы были на уроке.
Я вам буду говорить утверждение, если вы согласны со мной ставим – плюс, если нет – минус .
Леса бывают хвойные и лиственные.
Лес– источник ягод, грибов, растений, красоты для человека.
Человек создает заказники и заповедники для охраны исчезающих животных и растений.
В лесу можно рвать растения и ломать ветки.
– Проверяем. Оцениваем – 4 б.
– Итак, теперь мы можем ответить на контрольный вопрос: Какое значение имеет лес для животных, растений, человека?
(Лес – дом для растений, Лес – дом для животных, Лес– источник жизни человека.)
7. Подведение итога урока.
Я понял…
Я знаю…
Я умею…
8. Рефлексия.
У вас на столах лежат шишечки. Кому было трудно на уроке повесьте на первое дерево, кому интересно – на второе, а кто узнал что-то полезное – на третье дерево.
9. Домашнее задание.
1 – с. 24 читать и пересказывать.
2 – сообщение о любом растении или животном леса.
10. Оценивание.
Сейчас каждый оценит свою работу на уроке. Считаем количество баллов. Максимальное количество баллов – 19. Поднимите руки, у кого? Молодцы.
От 15 до 19 – хорошо работали. А остальным надо быть повнимательнее.