Система работы экостанции "Сад" в старших дошкольных группах

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Познакомить детей с природным сообществом “сад”.
  • Творчески использовать разнообразные методы и приемы для обогащения знаний и умений детей: устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, обитателями сообщества “сад”.
  • Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений, о том, что человек – часть природы.
  • Учить и устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды.
  • Выявлять причины происходящих изменений в природе.
  • Дать понятие о существовании связи между здоровьем людей и состоянием окружающей среды.
  • Создавать игровые ситуации, применять практические задания, выполнять с детьми зарисовки и работать над расширением словарного запаса.
  • Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Воспитывать любовь к природе, желание о ней заботиться, охранять ее.
Месяц Тематика Предварительная работа

Содержание работы на экологической станции

Последующая работа

Июнь – румянец года

Тема: Такие разные насекомые.

Цель:

– закрепить знания детей о мире насекомых

– уметь обобщать насекомых по существенным признакам

– воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое

1. Рассматривание иллюстраций, изображающих различных насекомых

2. Заучивание стихов

3. Разгадывание загадок

4. Чтение произведений о насекомых

5. Пальчиковая игра “Нежно дует ветерок”

1. Занятие “Насекомые”

2. Наблюдение за муравейником в саду в разных погодных условиях

3. Игра “Узнай насекомое”

4. Наблюдение и рассматривание насекомых по возможности в природе

5. Экологические сказки

Э. Мошковская “В рощах секретных”, “Муравьишка”, “Росинка”

1. Конструирование из бумаги “Насекомые”

2. Конструирование из строительного материала “Домики для насекомых”

3. Аппликация “В гостях у Мухи– цокотухи”

5. Лепка, рисование по теме “Насекомые”

Июль – грозник

Тема: Лекарственные травы.

Цель:

– формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы

– познакомить детей с правилами сбора лекарственных трав

– воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям: не вырывать их с корнем, не сбивать цветы

1. Беседа о лекарственных травах (клевер, одуванчик, мать-и-мачеха, лопух, крапива, подорожник, анис)

1. Наблюдение за растущими в саду лекарственными травами

2. Игра “Узнай и назови”

3. Сбор лекарственных трав

4. Подготовка трав к переработке

1. Гербарий лекарственных трав

2. Рисование “Мой любимый лечебный цветок”

3. Подведение итога о значении трав в жизни человека

4. Дегустация отваров лекарственных трав

Август – густарь

Тема: Ягодные кустарники.

Цель:

– закрепить знания детей о кустарниках, как представителях флоры Земли

– находить отличительные признаки кустарников по их красоте и пользе для человека

– воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять и защищать ее.

1. Рассматривание иллюстраций о ягодных кустарниках (смородине, крыжовнике, вишне, шиповнике)

2. Чтение стихов о ягодах

3. Сюжетно-дидактическая игра “Юные защитники природы”

4. Труд в природе: осматривание кустарников во время прогулки, оказание им необходимой “помощи” (подвязывание к колышкам покосившиеся от ветра кусты, удаление погибших ветвей, попытка лечения поломанных ветвей)

5. Занятие: “Царство растений”

1. Рассказ о значении данных растений как источника витаминов и как лекарственного средства

2. Знакомство с правилами сбора ягод. Сбор ягод для подкормки птиц зимой, для поделок.

Сбор листьев для заваривания чая.

3. Экологическая сказка

“Листопадничек”

1. Составление альбома аппликаций “Посадка кустарников”

2. Изготовление поделок из собранных ягод и листьев

3. Сладкий час “Фитобар”

Сентябрь – руен

Тема: Деревья осенью.

Цель:

– сформировать представление о том, что как растения прекрасно приспосабливаются к изменениям погодных условий

– воспитывать бережное отношение к деревьям в осенний период

1. Рассматривание иллюстраций “Осенний лес”

2. Чтение рассказов, стихов о деревьях в осенний период

3. Заучивание стихов, пословиц и поговорок о деревьях

4. Вопросы детям:

– Почему желтеют листья?

– Зачем деревья сбрасывают листья?

5. Поговорка

– О чем она говорит?

Осенью семь погод на дворе – Сеет, веет, кружит, мутит, рвет, льет, снизу метет

1. Беседа: как деревья готовятся к зиме?

2. Игра “найди дерево по описанию”

3. Найди дерево по листику

4. Вопросы детям:

– Сейчас так же тепло, как раньше? Солнце светит ярко?

– Что случилось с деревьями?

– Почему везде мокро, неуютно?

– Так будет всегда? Что будет потом?

5. Экологические сказки

“Ежинька и белочка”, “Октябрь – листобой”, “Золотой венок”

1. Труд на участке и в саду (сбор опавших листьев, веточек для гербария с разных деревьев и кустарников)

2. Сбор шишек для поделок

3. Аппликация из природных материалов

4. Составление букетов из осенних веточек и листьев

Октябрь – листобой

Тема: Живая и неживая природа.

Цель:

закрепить понятия “живое и неживое”

1. Слушание музыки из цикла “Времена года. Осень” П.И.Чайковского

2. Беседа о признаках живых организмов

3. Подвижная игра “Живое и неживое”

1. Поиск объектов живой и неживой природы

2. Занятие: Живое и неживое.

– Что такое природа?

– Что относится к живой и неживой природе?

3. Опыт: Выявление зависимости состояния живой природы от изменений в неживой природе

4. Наблюдение за окраской листьев на деревьях

5. Беседа “Почему деревья осенью раздеваются?”

– Осень – это хорошо или плохо?

– Живое – это то, что дышит, движется, питается, растет, размножается.

6. Экологическая сказка

“Ветерок”

1. Диагностика “Живая и неживая природа”

2. Дидактическая игра “Живое – неживое”

Ноябрь – ворота зимы

Тема: Подготовка к зиме.

Цель:

– закрепить осенние изменения в природе, о трудных и важных заботах животных и растений перед долгой зимой

– развивать интерес к закономерностям развития живой природы

– продолжать учить детей мыслить логически, делать правильные умозаключения

1. Разгадывание загадок об осени

2. Пословицы, поговорки, приметы об осени

Облака идут низко – скоро похолодает.

3. Рассматривание книжек, картин об осени

1. Беседа об осени. Закрепить знание осенних месяцев.

2. Почему в середине ноября отмечался Синичкин праздник?

3. Занятие “Как животные и растения готовятся к зиме”

4. Наблюдение за животными на территории детского сада

5. Экологические сказки

“Пчелка и муха”, “Четыре желания”, “Бездомный заяц”, “Солнечное утро”

1. Зарисовки “Кто как готовится к зиме”

2. Просмотр видеофильма

Декабрь –  студенец

Тема: Зима – это хорошо или плохо?

Цель:

– расширить знания детей о природных явлениях, их влиянии на все живое

– развивать познавательную активность

– познакомить с народными приметами, народными названиями зимних месяцев

1. Загадки о снеге

2. Вопросы детям:

– В какое время бывает снег?

– Почему снег бывает зимой?

– Какого он цвета?

– Какой бывает снег?

3. Рассматривание снежинок на иллюстрации

4. Чтение рассказа В.Бианки “Хорошо в лесу, холодно”

1. Беседа “Зима – это хорошо или плохо”

  • Зима – это хорошо

Зима – это плохо

Красиво, тепло деревьям, руки мерзнут. Можно лепить из снега. На льду можно упасть. Дышится хорошо, в лицо дует холодный ветер

  • – Почему зимой идет снег?
  • – Для чего нужен снег?

2. Опыты со снегом

3. Игра “Следопыты”

Поиск следов на снегу на территории сада

4. Рисование палочками на снегу

5. Рассматривание снежинок на прогулке

6. Засыпать стволы деревьев снегом

7. Экологическая сказка

“Два мороза”

1. Рисование увиденного на прогулке в группе

2. Пение песен о зиме

3. Рисование и аппликация “Снежинка”

4. Коллективная работа “Зима”

Январькрыша зимы

Тема: “Пернатые друзья”.

Цель:

– расширить знания о птицах, помощи им зимой.

– уточнить знания о пернатых и изменениях в их жизни зимой

– подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

  1. Художественное слово: рассказ В. Чаплина “Пернатые друзья”, Л. Воронковой “Помощь птицам”.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг о птицах.
  3. Заучивание стихов о птицах.
  4. Пословицы и поговорки о птицах.
  5. Чтение художественной литературы: В. Бианки “Синичкин календарь”, ”Лесные разведчики”.
  6. Знакомство детей с народными приметами, в которых упоминаются птицы.
  1. Беседа о птицах.
  2. Игра “Птицелов”.
  3. Наблюдение за птицами.
  4. Слушание пения птиц.
  5. Опыты: смачивание пера, определение легкости пера.

Вопросы детям:

– Что это?

– Зачем нужны кормушки?

– Для кого они нужны?

– Зачем нужно подкармливать птиц зимой?

6. Экологическая сказка

“Шепот снегов”.

 
  1. Аппликация “Птицы”.
  2. Оригами “Птицы”.
  3. Рисование “Любимые птицы”.
  4. Слушание аудиозаписи с голосами птиц.
  5. Составление из фигурок птиц оригами настенной газеты
  6. Лепка фигурок птиц из соленого теста.
  7. Работа с родителями по изготовлению кормушек.
Февраль – бокогрей Тема: Сказка о ветерке.

Цель:

– Закрепить понятие о ветре как о движении воздуха

– развивать наблюдательность, интерес к явлениям неживой природы

– активизировать словарь

– создавать у детей радостное настроение

– развивать мышление.

  1. Сказка о ветерке.
  2. Чтение сказки “Мороз, Солнце и Ветерок”.
  3. Занятие “Свойства воздуха”
  4. Загадка:

Около носа вьется, а в руки не дается.

Викторина “Загадки о ветре”

  1. Определение силы ветра по флюгеру.
  2. Наблюдение за ветром.
  3. Беседа о том, какую пользу и вред приносит ветер.

Вопросы к детям:

-Что такое ветер?

-Где мы его слышим и видим?

4. Экологические сказки:

“Летят снежные пушинки”, “Ветерок”

  1. Зарисовки об увиденном на прогулке.
  2. Аппликация по желанию
  3. Составление альбома “Зима – лето”
Март – тро года

Тема: Неживая природа (снег, лед, облака, солнце)

Цель:

– закрепить знания о неживой природе

– закрепить понятие о явлениях и объектах неживой природы

– расширить знания о явлениях неживой природы – снеге и его свойствах

-научить видеть положительное в явлениях природы

– развивать мышление детей

– учить искать выход из проблемных ситуаций

1. Загадки, художественное слово

Стихотворения о снегопаде, солнце, облаке, льде

2. Рассматривание иллюстраций, где встречаются все явления в природе.

1. Эксперименты со снегом, льдом

2. Беседа: что такое снегопад.

– Снегопад – это хорошо или плохо? От снега светло и красиво – снег холодный. Можно поиграть, полепить. Если долго лепишь, руки могут замерзнуть. Снег можно убрать лопаткой – снег в лопатке носить тяжело.

Можно кататься на санках и лыжах, на льду не так не покатаешься.

3. Опыты со льдом.

4. Экологические сказки “Ветер и солнце”, “Солнечная капля”

1. Зарисовки того, что увидели на участке, на картинке

2. Составление альбомов

“Неживая природа”

“Живая природа”

Апрель – водолей

Тема: Дружная весна в саду.

Цель:

– закрепить основные приметы весны (вода, снег, лед, сосульки)

– уточнить знания о явлениях неживой природы

– дать знания о времени цветения первых цветов

1. Картинки с изображением первоцветов, неба, солнца, ветра, ручья, скворца, грача

2. Разучивание песен, потешек о весне

1. Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейков

2. Беседа о состояниях воды

3. Опыты с водой

4. Наблюдение за таянием снега с крыш и таянием сосулек

5. Знакомство с первыми цветами

6. Экологические сказки “Подснежник”, “Одуванчик”, “Ландыш”, “Пчелки на разведках”

1. Рисование снега, льда, сосулек

2. Рисование капели и передача настроения ритмическими мазками

3. Зарисовка первоцветов

4. Составление альбома

“Весна – осень”

Май – цветень

Тема: Работа в саду.

Цель:

– уточнить знания детей о способах выращивания растений, о приемах высадки рассады

– вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы

– развивать наблюдательность, мышление, речь

– воспитывать ответственность, желание ухаживать за растением

1. Уход за рассадой

2. Загадки о цветах, овощах

3. Игра “Растет, цветет и зреет”

4. Домашнее задание детям: наблюдение и помощь родителям на огороде

5. Беседа с детьми о том, что необходимо растению для роста

6. Занятие “Путешествие семян”

1. Беседа “Из чего можно вырастить растение”

2. Знакомство с приемами посадки рассады

3. Коллективный труд: вскапывание клумб, окапывание деревьев, кустов

4. Высадка рассады цветов на клумбы

5. Пальчиковая игра “Растение”

6. Экологические сказки

“Под кустом”, “Елочки – метелочки”

1. Дидактическая игра “Что где растет”

2. Акция среди родителей “Наш цветник”

3. Конкурс плакатов “Берегите природу”

4. Фотовыставка

“Берегите природу”