Урок русского языка в 7-м классе. Обобщение по теме "Предлог"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

образовательные – систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги;

развивающие – развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость;

воспитательные – активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Устные ответы учащихся (теория).
  3. Отработка навыков (практика).
  4. Результаты работы. Комментарии, дополнения.
  5. Подведение итогов.

Этапы урока

  1. Предварительная подготовка к выполнению заданий, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  2. Обсуждение учебных задач, определение способов их решения (ориентированная деятельность), распределение обязанностей в группе.
  3. Работа по выполнению учебных задач.
  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимопроверка и контроль выполняемых заданий в группе.
  6. Сообщения учащихся о полученных результатах, общая дискуссия, дополнения, исправления, формулировка окончательных выводов по теме урока.
  7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Эпиграфы к уроку:

  • “Что значит знать? Вот в чем затруднение!” (Гете “Фауст”, Мефистофель)
  • Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

Материалы к уроку

Группа “Лингвисты”

Вопросы.

1. Что вы знаете о предлоге? Как часто он употребляется?

2. Какова роль предлога в предложении и словосочетании?

(Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении.

Предлоги связывают самостоятельные слова друг с другом; выражают вместе с окончанием самостоятельных слов различные смысловые значения.

По частоте употребления слов в русском языке предлог занимает 4-е место после существительного, глагола, местоимения.

Предлогов не так много: около двухсот слов.

Наиболее часто употребляемые: в, на, с, к, по, за, у, из, о.)

Практическая часть.

Лингвистический анализ текста.

1. Укажите тему текста, озаглавьте.

2. Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.

3. Укажите все предлоги.

С какими существительными они употребляются? Определите падеж этих существительных.

4. Укажите значения предлогов. В одном или разных значениях употребляется предлог по?

5. Прокомментируйте орфограммы.

6. Прокомментируйте пунктограммы.

Текст

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба, - синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, по другой – пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком железный крутогривый конек. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки.

Я лежу у самого края оврага, кругом целые вороха душистого сена.

О, тишь и благодать!

(И.С. Тургенев)

Группа “Языковеды”

Вопросы.

1. Каковы разряды предлогов по строению и происхождению?

2. Как отличить производные предлоги от омонимичных частей речи?

(По происхождению – производные и непроизводные.

  • отыменные (от существительных): посредством, типа, ввиду, вследствие, в течение, наподобие, за счет, в отличие, в ходе, во имя, в связи и др.;
  • отглагольные (от деепричастий): несмотря на, невзирая на, не считая, исходя из, начиная с, включая и др.;
  • наречные (от наречий): вблизи, вдоль, взамен, вместо, вроде, мимо, навстречу, напротив, посреди, сквозь, вслед и др.

По строению:

  • простые: в, на, об, мимо и др.;
  • сложные: из-за, за счет, в течение и др.;
  • составные: в связи с, в отличие от и др.)

Практическая часть.

Задание по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Указать, к каким частям речи относятся слова-омонимы.

№1

Выполнять в течение года, водовороты в течении реки, увидеть в продолжении фильма, следить в продолжение всего эксперимента, задержаться вследствие дождя, прочитать в следствии по уголовному делу, отменить ввиду плохой видимости, иметь данный случай в виду, благодаря друга за услугу, благодаря удачным обстоятельствам.

№2

Идти не смотря по сторонам, несмотря на дождливую погоду, вокруг было тихо, бегать вокруг дома, проехать мимо, проехать мимо парка, пройти вдоль и поперек, пройти вдоль улицы, стать чем-то вроде дневника.

Группа “Всезнайки”

Вопрос.

1. На какие разряды по значению делятся предлоги? Приведите примеры.

  • пространственные: в, на, за, под, около, вокруг, у, к, над;
  • временные: через, к, до, с, перед, в течение, в продолжение;
  • причинные: по, от, вследствие, из-за, ввиду;
  • образа действия: с, без, в, по;
  • объектные: о, об, про, с, по, насчет.

Практическая часть.

Задание по вариантам с последующей самопроверкой.

Определите значение предлогов.

№1

Вырос под Калугой, ждать в течение суток, задержаться из-за непогоды, покраснеть от волнения, бродить вокруг дома, отдыхать за городом, заглянуть за угол, говорить с увлечением, подарок для мамы, писать без ошибок, реветь от страха, отсутствовать из-за болезни.

№2

Зайду после работы, жить ради детей, явиться под утро, съездить в сентябре, говорить о книге, одолжить у товарища, заниматься с педагогом, узнать насчет денег, ящик для писем, связать для мамы, писать для подростков.

Группа “Деловые люди”

Вопросы.

  1. Расскажите об употреблении предлогов в официально-деловом стиле речи.
  2. Назовите предлоги официально-делового стиля речи.

(Предлоги официально-делового стиля речи: по причине, по поводу, в связи с, ввиду, вследствие, относительно, по причине в результате и др.)

Практическая часть.

Напишите деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку.

Группа “Географы”

Практическое задание (домашнее задание к уроку с предварительной консультацией учителя географии).

Используя географическую карту, составьте текст, употребляя предлоги со значением места.

(Примерный текст.

От западных границ России до Уральских гор раскинулась на тысячи километров

Восточно-Европейская равнина. К востоку от Уральских гор расположена Западно-

Сибирская равнина. Наша страна также славится горами, которые расположены на юге и востоке страны. Кавказские горы – самые высокие горы России. Они поднимаются в небо на высоту пять тысяч метров. Эльбрус и его окрестности – одно из самых любимых мест для альпинистов. На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Много гор на полуострове Камчатка.)

Группа “Теоретики”

Задание.

Произведите морфологический разбор предлога по плану:

  1. Назвать часть речи, указать общее грамматическое значение.
  2. Указать тип предлога по происхождению, структуре.
  3. Указать разряд предлога по значению.
  4. К какой части речи относится, с каким падежом употребляется?
  5. В состав какого члена предложения входит?
  6. Каковы особенности правописания?

Текст

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят.
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.

(А. Фет)

Домашнее задание (по выбору ученика):

1) написать сочинение-миниатюру “Предлоги в нашей речи”;
2) подобрать пословицы, поговорки, загадки, в которых один и тот же предлог используется в разных значениях:
3) создать наглядный материал по теме “Предлог” в виде таблицы, схемы, используя справочную литературу, материалы к урокам и применяя умение работать с компьютером.

Приложение