Задачи урока:
образовательные – систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги;
развивающие – развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость;
воспитательные – активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Устные ответы учащихся (теория).
- Отработка навыков (практика).
- Результаты работы. Комментарии, дополнения.
- Подведение итогов.
Этапы урока
- Предварительная подготовка к выполнению заданий, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
- Обсуждение учебных задач, определение способов их решения (ориентированная деятельность), распределение обязанностей в группе.
- Работа по выполнению учебных задач.
- Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
- Взаимопроверка и контроль выполняемых заданий в группе.
- Сообщения учащихся о полученных результатах, общая дискуссия, дополнения, исправления, формулировка окончательных выводов по теме урока.
- Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Эпиграфы к уроку:
- “Что значит знать? Вот в чем затруднение!” (Гете “Фауст”, Мефистофель)
- Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.
Материалы к уроку
Группа “Лингвисты”
Вопросы.
1. Что вы знаете о предлоге? Как часто он употребляется?
2. Какова роль предлога в предложении и словосочетании?
(Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении.
Предлоги связывают самостоятельные слова друг с другом; выражают вместе с окончанием самостоятельных слов различные смысловые значения.
По частоте употребления слов в русском языке предлог занимает 4-е место после существительного, глагола, местоимения.
Предлогов не так много: около двухсот слов.
Наиболее часто употребляемые: в, на, с, к, по, за, у, из, о.)
Практическая часть.
Лингвистический анализ текста.
1. Укажите тему текста, озаглавьте.
2. Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.
3. Укажите все предлоги.
С какими существительными они употребляются? Определите падеж этих существительных.
4. Укажите значения предлогов. В одном или разных значениях употребляется предлог по?
5. Прокомментируйте орфограммы.
6. Прокомментируйте пунктограммы.
Текст
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба, - синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, по другой – пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком железный крутогривый конек. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки.
Я лежу у самого края оврага, кругом целые вороха душистого сена.
О, тишь и благодать!
(И.С. Тургенев)
Группа “Языковеды”
Вопросы.
1. Каковы разряды предлогов по строению и происхождению?
2. Как отличить производные предлоги от омонимичных частей речи?
(По происхождению – производные и непроизводные.
- отыменные (от существительных): посредством, типа, ввиду, вследствие, в течение, наподобие, за счет, в отличие, в ходе, во имя, в связи и др.;
- отглагольные (от деепричастий): несмотря на, невзирая на, не считая, исходя из, начиная с, включая и др.;
- наречные (от наречий): вблизи, вдоль, взамен, вместо, вроде, мимо, навстречу, напротив, посреди, сквозь, вслед и др.
По строению:
- простые: в, на, об, мимо и др.;
- сложные: из-за, за счет, в течение и др.;
- составные: в связи с, в отличие от и др.)
Практическая часть.
Задание по вариантам с последующей взаимопроверкой.
Указать, к каким частям речи относятся слова-омонимы.
№1
Выполнять в течение года, водовороты в течении реки, увидеть в продолжении фильма, следить в продолжение всего эксперимента, задержаться вследствие дождя, прочитать в следствии по уголовному делу, отменить ввиду плохой видимости, иметь данный случай в виду, благодаря друга за услугу, благодаря удачным обстоятельствам.
№2
Идти не смотря по сторонам, несмотря на дождливую погоду, вокруг было тихо, бегать вокруг дома, проехать мимо, проехать мимо парка, пройти вдоль и поперек, пройти вдоль улицы, стать чем-то вроде дневника.
Группа “Всезнайки”
Вопрос.
1. На какие разряды по значению делятся предлоги? Приведите примеры.
- пространственные: в, на, за, под, около, вокруг, у, к, над;
- временные: через, к, до, с, перед, в течение, в продолжение;
- причинные: по, от, вследствие, из-за, ввиду;
- образа действия: с, без, в, по;
- объектные: о, об, про, с, по, насчет.
Практическая часть.
Задание по вариантам с последующей самопроверкой.
Определите значение предлогов.
№1
Вырос под Калугой, ждать в течение суток, задержаться из-за непогоды, покраснеть от волнения, бродить вокруг дома, отдыхать за городом, заглянуть за угол, говорить с увлечением, подарок для мамы, писать без ошибок, реветь от страха, отсутствовать из-за болезни.
№2
Зайду после работы, жить ради детей, явиться под утро, съездить в сентябре, говорить о книге, одолжить у товарища, заниматься с педагогом, узнать насчет денег, ящик для писем, связать для мамы, писать для подростков.
Группа “Деловые люди”
Вопросы.
- Расскажите об употреблении предлогов в официально-деловом стиле речи.
- Назовите предлоги официально-делового стиля речи.
(Предлоги официально-делового стиля речи: по причине, по поводу, в связи с, ввиду, вследствие, относительно, по причине в результате и др.)
Практическая часть.
Напишите деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку.
Группа “Географы”
Практическое задание (домашнее задание к уроку с предварительной консультацией учителя географии).
Используя географическую карту, составьте текст, употребляя предлоги со значением места.
(Примерный текст.
От западных границ России до Уральских гор раскинулась на тысячи километров
Восточно-Европейская равнина. К востоку от Уральских гор расположена Западно-
Сибирская равнина. Наша страна также славится горами, которые расположены на юге и востоке страны. Кавказские горы – самые высокие горы России. Они поднимаются в небо на высоту пять тысяч метров. Эльбрус и его окрестности – одно из самых любимых мест для альпинистов. На юге Сибири расположены горы Алтай и Саяны. Много гор на полуострове Камчатка.)
Группа “Теоретики”
Задание.
Произведите морфологический разбор предлога по плану:
- Назвать часть речи, указать общее грамматическое значение.
- Указать тип предлога по происхождению, структуре.
- Указать разряд предлога по значению.
- К какой части речи относится, с каким падежом употребляется?
- В состав какого члена предложения входит?
- Каковы особенности правописания?
Текст
С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят.
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
(А. Фет)
Домашнее задание (по выбору ученика):
1) написать сочинение-миниатюру “Предлоги в
нашей речи”;
2) подобрать пословицы, поговорки, загадки, в
которых один и тот же предлог используется в
разных значениях:
3) создать наглядный материал по теме “Предлог”
в виде таблицы, схемы, используя справочную
литературу, материалы к урокам и применяя умение
работать с компьютером.