Цели:
- Образовательная:
познакомить учащихся подробно с устройствами ввода и вывода, их разновидностями, качественными характеристиками и принципами работы. - Развивающая:
развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, кругозора; - Воспитательная:
восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
воспитание дисциплинированности, ответственности.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы:
- рассказ учителя, работа по карточкам, диалог,
- сообщение учащихся, групповая работа,
- индивидуальная работа на компьютере,
- слайдовая презентация.
Оборудование:
- Экран, проектор для демонстрации презентации.
- Компьютеры для индивидуальной работы учащихся с тестом.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент
Мы начали изучать большую тему “Архитектура и устройства ЭВМ, программное обеспечение компьютера”. На предыдущих уроках выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией как и человек. У компьютера есть для этого определенные устройства. <Приложение 1>
? – вспомним, какие функции выполняет компьютер по работе с информацией и какие устройства у него есть для этого?
Слайд 2
Мы подробно познакомились с системным блоком, процессором, видами памяти. Проверим, как хорошо удалось усвоить этот материал.
2. Проверка домашнего задания. <Приложение 2>
А) Работа по карточкам. (несколько человек)
Разгадайте кроссворд и выделите ключевое слово.
Вопросы и ответы:
- Одно из первых устройств внешней памяти (дискета)
- Другое название внешней памяти компьютера (долговременная)
- Под этим понимают запоминающее устройство компьютера (память)
- Иное название внутренней памяти компьютера (оперативная)
- Любая память может хранить определенный … информации (объем)
- Какую структуру имеет внешняя память (файловую)
- Наименьшая адресуемая часть внутренней памяти (бит)
- Свойство внутренней памяти, которое характеризует битовую структуру памяти (дискретность)
- Flash – память представляет собой… (микросхему)
Б) Фронтальный опрос.
- Для чего необходим процессор, какими характеристиками он должен обладать?
- Какие виды памяти есть у компьютера? Дать определение каждому.
- Что понимают под оперативной памятью, ее свойства, какие устройства к ней относятся?
- Долговременная память, ее свойства, какие устройства к ней относятся?
- Что такое гибкие и жесткие диски? Какой способ записи и считывания информации они используют?
- Что такое лазерные диски (их виды), какой способ записи используют они?
- Что такое Flash – память?
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня нам предстоит подробно познакомиться с устройствами ввода и вывода информации.
Тема урока: “Устройства ввода и вывода информации”
(Слайд 3 )
1. Беседа с учащимися с целью систематизации их знаний.
– Давайте вспомним, что относится к устройству ввода и устройству вывода информации.
(Слайд 4)
– Какого устройства не хватает в нашем списке? Как вы думаете почему?
(Слайд 5 )
2. Работа в группе.
(2–3 человека работают в группе параллельно с рассказом учителя)
Учащимся предлагается найти информацию в сети Интернет о манипулирующих устройствах и представить ее классу.
Примерный план рассказа:
– виды манипулирующих устройств,
– определение мыши, ее устройства, виды мыши по способу считывания информации, по количеству кнопок, по способу соединения.
– определение трекбола, устройство и способ работы.
– современные манипулирующие устройства.
3. Рассказ учителя об устройствах ввода и вывода информации.
– А теперь более подробно поговорим о каждом устройстве.
Клавиатура (Слайд 6)
Устройство ввода числовой и текстовой информации. С клавиатуры осуществляется ручной ввод различных символов и служебных команд. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 информирующих о режимах работы световых индикаторов в правом верхнем углу. Можно выделить 5 групп клавиш (работа со слайдом).
Сканер (Слайд 7)
Устройство для распознавания изображений, хранящихся на бумажных носителях для создания их электронной копии и последующего хранения памяти компьютера.
Сканируемое изображение освещается белым светом или тремя цветными. Отраженный свет проецируется на линейку фотоэлементов, последовательно считывая изображение и преобразует его в компьютерный формат.
Разновидности:
Планшетный: Крышка на петлях, что позволяет сканировать книги и нестандартные оригиналы. Линейка движется.
Роликовый: линейка датчиков неподвижна, бумага подается через ролики механизмов.
Барабанный: оригинал закрепляется на поверхности прозрачного цилиндра из оргстекла. Барабан вращается и сканируемый датчик считывает изображение.
Качество сканеров характеризует:
- разрешающая способность – количество распознанных точек на 1 дюйм;
- скорость сканирования;
- оптический диапазон – способность воспроизводить плавные тоновые изменения;
Цифровые камеры и фотоаппараты (Слайд 8)
Позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом формате.
Цифровые камеры могут быть подключены к компьютеру, что позволяет сохранять видеозаписи в компьютерном формате.
Качество характеризует:
– качество изображения;
– размер фотографии;
– источник питания (литиевых элементов, пальчиковых элементов);
– матрица (цветопередачу, динамический диапазон, шумы, передачу мелких деталей, чувствительность “цифровой пленки”, глубину резкости);
– вспышка (освещение, подсветка);
– карты памяти;
– сопряжение с компьютером.
Графический планшет (Слайд 9)
Устройство для введения графического изображения, в котором сигнал передается в компьютер со специального планшета, оборудованного чувствительной поверхностью, которая реагирует на испускаемые пером сигналы и передает точные координаты “точки соприкосновения”. Тесный контакт пера с рабочей поверхность планшета при этом не обязателен – между ними может находится лист бумаги. Это качество позволяет создавать не только новые иллюстрации, но и переносить в компьютер старые рисунки.
Качество графических планшетов характеризует:
– разрешающая способность– количество линий на дюйм;
– размер рабочей поверхности;
– чувствительностью к нажатию.
Монитор (Слайд 10)
ЭЛТ – изображение создается пучком электронов, испускаемых электронной пушкой. Пучок разгоняется высоким электрическим напряжением и передается на внутреннюю поверхность экрана, покрытую люминофором. Пучки пробегают построчно весь экран и формируют изображение.
ЖК – две пластины, в центре жидкие кристаллы.
Формирует изображение за счет того, что определенные точки экрана становятся прозрачными или непрозрачными в зависимости от приложенного электрического поля.
Принтеры (Слайд 11)
Устройство печати цифровой информации на твердый носитель, обычно на бумагу. Процесс печати называется вывод на печать, а полученный документ – распечатка.
Принтеры бывают матричные, струйные, лазерные,
а по цвету печати – черно-белые и цветные.
работает на ударных действиях;
Качество принтеров характеризует:
- скорость печати,
- качество печати,
- воспроизведение цветов,
- шум.
Плоттер (Слайд 12)
Устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до А0. Действует аналогично струйному принтеру
Основные характеристики плоттеров:
- разрешение,
- высокая производительность,
- скорость печати,
- подача бумаги и чернил,
- возможность работы как с растровыми, так и с векторными файлами.
Выступление учащихся работающих в группе по теме “Манипулирующие устройства”.
III. Формирование умений и навыков.
1. Работа в группах.
Класс делится в группы по 4–5 человек.
Задание: необходимо приобрести устройства ввода и вывода информации для работы на домашнем компьютере. Выберете необходимые для вас устройства (разновидность) и обоснуйте свой выбор.
2. Работа на компьютерах.
Обучающий тест с целью проверки усвоения материала. <Приложение 3>
Закончили тест.
Мы познакомились с устройствам компьютера, достаточно подробно рассмотрели их характеристики, принципы работы, на следующих уроках нам предстоит познакомится с программным обеспечением, понятием операционной системы и все, что связано с программами.
Домашнее задание: параграф 1.2.3–1.2.4. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии”
Литература
- Н.В. Макарова. «Информатика и ИКТ». 8–9-й класс. Питер. М. 2008 г. Н.Угринович. «Информатика и информационные технологии». М.: БИНОМ 2009 г.
- О. Ефимова, В. Морозов, Ю. Шафрин. Курс компьютерной технологии в двух томах: Учебное пособие для старших классов по курсу “Информатика и вычислительная техника”. – М.: АБФ, 1998.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1999.