Тема урока "Устройство ввода и вывода информации"

Разделы: Информатика


Цели:

  • Образовательная:
    познакомить учащихся подробно с устройствами ввода и вывода, их разновидностями, качественными характеристиками и принципами работы.
  • Развивающая:
    развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, кругозора;
  • Воспитательная:
    восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
    воспитание дисциплинированности, ответственности.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы:

  • рассказ учителя, работа по карточкам, диалог,
  • сообщение учащихся, групповая работа,
  • индивидуальная работа на компьютере,
  • слайдовая презентация.

Оборудование:

  • Экран, проектор для демонстрации презентации.
  • Компьютеры для индивидуальной работы учащихся с тестом.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент

Мы начали изучать большую тему “Архитектура и устройства ЭВМ, программное обеспечение компьютера”. На предыдущих уроках выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией как и человек. У компьютера есть для этого определенные устройства. <Приложение 1>

? – вспомним, какие функции выполняет компьютер по работе с информацией и какие устройства у него есть для этого?

Слайд 2

Мы подробно познакомились с системным блоком, процессором, видами памяти. Проверим, как хорошо удалось усвоить этот материал.

2. Проверка домашнего задания. <Приложение 2>

А) Работа по карточкам. (несколько человек)

Разгадайте кроссворд и выделите ключевое слово.

Вопросы и ответы:

  1. Одно из первых устройств внешней памяти (дискета)
  2. Другое название внешней памяти компьютера (долговременная)
  3. Под этим понимают запоминающее устройство компьютера (память)
  4. Иное название внутренней памяти компьютера (оперативная)
  5. Любая память может хранить определенный … информации (объем)
  6. Какую структуру имеет внешняя память (файловую)
  7. Наименьшая адресуемая часть внутренней памяти (бит)
  8. Свойство внутренней памяти, которое характеризует битовую структуру памяти (дискретность)
  9. Flash – память представляет собой… (микросхему)

Б) Фронтальный опрос.

  1. Для чего необходим процессор, какими характеристиками он должен обладать?
  2. Какие виды памяти есть у компьютера? Дать определение каждому.
  3. Что понимают под оперативной памятью, ее свойства, какие устройства к ней относятся?
  4. Долговременная память, ее свойства, какие устройства к ней относятся?
  5. Что такое гибкие и жесткие диски? Какой способ записи и считывания информации они используют?
  6. Что такое лазерные диски (их виды), какой способ записи используют они?
  7. Что такое Flash – память?

II. Формирование новых знаний.

– Сегодня нам предстоит подробно познакомиться с устройствами ввода и вывода информации.

Тема урока: “Устройства ввода и вывода информации”

(Слайд 3 )

1. Беседа с учащимися с целью систематизации их знаний.

– Давайте вспомним, что относится к устройству ввода и устройству вывода информации.

(Слайд 4)

Какого устройства не хватает в нашем списке? Как вы думаете почему?

(Слайд 5 )

2. Работа в группе.

(2–3 человека работают в группе параллельно с рассказом учителя)

Учащимся предлагается найти информацию в сети Интернет о манипулирующих устройствах и представить ее классу.

Примерный план рассказа:

– виды манипулирующих устройств,

– определение мыши, ее устройства, виды мыши по способу считывания информации, по количеству кнопок, по способу соединения.

– определение трекбола, устройство и способ работы.

– современные манипулирующие устройства.

3. Рассказ учителя об устройствах ввода и вывода информации.

– А теперь более подробно поговорим о каждом устройстве.

Клавиатура (Слайд 6)

Устройство ввода числовой и текстовой информации. С клавиатуры осуществляется ручной ввод различных символов и служебных команд. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 информирующих о режимах работы световых индикаторов в правом верхнем углу. Можно выделить 5 групп клавиш (работа со слайдом).

Сканер (Слайд 7)

Устройство для распознавания изображений, хранящихся на бумажных носителях для создания их электронной копии и последующего хранения памяти компьютера.

Сканируемое изображение освещается белым светом или тремя цветными. Отраженный свет проецируется на линейку фотоэлементов, последовательно считывая изображение и преобразует его в компьютерный формат.

Разновидности:

Планшетный: Крышка на петлях, что позволяет сканировать книги и нестандартные оригиналы. Линейка движется.

Роликовый: линейка датчиков неподвижна, бумага подается через ролики механизмов.

Барабанный: оригинал закрепляется на поверхности прозрачного цилиндра из оргстекла. Барабан вращается и сканируемый датчик считывает изображение.

Качество сканеров характеризует:

  • разрешающая способность – количество распознанных точек на 1 дюйм;
  • скорость сканирования;
  • оптический диапазон – способность воспроизводить плавные тоновые изменения;

Цифровые камеры и фотоаппараты (Слайд 8)

Позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом формате.

Цифровые камеры могут быть подключены к компьютеру, что позволяет сохранять видеозаписи в компьютерном формате.

Качество характеризует:

качество изображения;

размер фотографии;

источник питания (литиевых элементов, пальчиковых элементов);

матрица (цветопередачу, динамический диапазон, шумы, передачу мелких деталей, чувствительность “цифровой пленки”, глубину резкости);

вспышка (освещение, подсветка);

карты памяти;

сопряжение с компьютером.

Графический планшет (Слайд 9)

Устройство для введения графического изображения, в котором сигнал передается в компьютер со специального планшета, оборудованного чувствительной поверхностью, которая реагирует на испускаемые пером сигналы и передает точные координаты “точки соприкосновения”. Тесный контакт пера с рабочей поверхность планшета при этом не обязателен – между ними может находится лист бумаги. Это качество позволяет создавать не только новые иллюстрации, но и переносить в компьютер старые рисунки.

Качество графических планшетов характеризует:

разрешающая способность– количество линий на дюйм;

размер рабочей поверхности;

чувствительностью к нажатию.

Монитор (Слайд 10)

ЭЛТ – изображение создается пучком электронов, испускаемых электронной пушкой. Пучок разгоняется высоким электрическим напряжением и передается на внутреннюю поверхность экрана, покрытую люминофором. Пучки пробегают построчно весь экран и формируют изображение.

ЖК – две пластины, в центре жидкие кристаллы.

Формирует изображение за счет того, что определенные точки экрана становятся прозрачными или непрозрачными в зависимости от приложенного электрического поля.

Принтеры (Слайд 11)

Устройство печати цифровой информации на твердый носитель, обычно на бумагу. Процесс печати называется вывод на печать, а полученный документ – распечатка.

Принтеры бывают матричные, струйные, лазерные, а по цвету печати – черно-белые и цветные.

  • Матричный работает на ударных действиях;
  • Струйный печатающая головка под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу. Печатает по строкам;
  • Лазерный печатает страницу целиком.

Качество принтеров характеризует:

  • скорость печати,
  • качество печати,
  • воспроизведение цветов,
  • шум.

Плоттер (Слайд 12)

Устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до А0. Действует аналогично струйному принтеру

Основные характеристики плоттеров:

  • разрешение,
  • высокая производительность,
  • скорость печати,
  • подача бумаги и чернил,
  • возможность работы как с растровыми, так и с векторными файлами.

Выступление учащихся работающих в группе по теме “Манипулирующие устройства”.

III. Формирование умений и навыков.

1. Работа в группах.

Класс делится в группы по 4–5 человек.

Задание: необходимо приобрести устройства ввода и вывода информации для работы на домашнем компьютере. Выберете необходимые для вас устройства (разновидность) и обоснуйте свой выбор.

2. Работа на компьютерах.

Обучающий тест с целью проверки усвоения материала. <Приложение 3>

Закончили тест.

Мы познакомились с устройствам компьютера, достаточно подробно рассмотрели их характеристики, принципы работы, на следующих уроках нам предстоит познакомится с программным обеспечением, понятием операционной системы и все, что связано с программами.

Домашнее задание: параграф 1.2.3–1.2.4. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии”

Литература

  1. Н.В. Макарова. «Информатика и ИКТ». 8–9-й класс. Питер. М. 2008 г. Н.Угринович. «Информатика и информационные технологии». М.: БИНОМ 2009 г.
  2. О. Ефимова, В. Морозов, Ю. Шафрин. Курс компьютерной технологии в двух томах: Учебное пособие для старших классов по курсу “Информатика и вычислительная техника”. – М.: АБФ, 1998.
  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1999.