Урок по музыке в 7-м классе по теме "Романтика романса"

Разделы: Музыка


Цель: знакомство с музыкальным жанром романса на примере творчества композиторов XIX века.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать понятие о выразительном значении жанра романса;
  • формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

Развивающие:

  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • развитие музыкальных способностей (слух, голос, эмоциональная сфера);
  • развитие исполнительско-творческих навыков и умений.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов;
  • раскрыть перед учащимися мир и красоту русского романса.

Оборудование:

  • ТСО (музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер);
  • портрет композитора;
  • аудио записи;
  • детские шумовые инструменты;

Тип урока: урок-концерт (комбинированный урок закрепления и получения новых знаний)

Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (иллюстративный), репродуктивный.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие и знакомство с учащимися;
  • тема урока и цели;

2. Изучение нового материала.

Учитель: Русский романс любим многими людьми. Тонко передавая чувства автора, он волнует и заставляет сопереживать слушателей. Текст многих романсов написан известными русскими поэтами.

Поэт А. Н. Майков, живший в XIX в., отметил: в каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении - своя поэзия.

Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В. И. Красов. "Звуки", 1835 г.)

Где впервые появился романс и что означает это слово? На эти вопросы попросим ответить знатока. Предоставляю ему слово.

Знаток 1. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII- XIV вв. странствующие поэты-певцы - трубадуры создали новый музыкальный жанр - романс. Слово "романс" происходит от испанского "романсе", что значит "романский", т. е. исполняемый на "романском" (испанском) языке. Романс - это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

Знаток 2. В книге Б. В. Афанасьева "Путеводитель по концертам" сказано: "Романс - усложненный вид "комнатной", "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи... лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией". В Испании выходили сборники романсов, которые назывались "Романсеро". В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине - словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Учитель: Я благодарю нашего знатока за историческую справку и предлагаю послушать романс о любовных переживаниях.

Ученики исполняют романс "Я вас любил..." (сл. А.С.Пушкина, муз. А.С.Даргомыжского).

Учитель: О том, как возник русский романс, скажут наши знатоки.

Знаток 3. Зарождение русского романса началось во второй половине ХVIII века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушатели своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств.

Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стала единым целым. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсам, которая сохраняется и в наши дни.

Учитель: Термин "романс" установился в русском музыкальном обиходе в самом начале XIX века. Первая четверть XIX века и особенно пушкинская эпоха вызвала широкий поток романсового творчества. Сочинения песен и романсов, как и лирических стихотворений, в этот период становится повседневным явлением во многих дворянских и разночинных семьях.

Запись в тетрадь: Романс (испанск.) - лирическая развитая песня

Общей чертой романсовой лирики пушкинской эпохи является ее тесная связь с поэтической формой. Даже сам "Пушкин силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки".

Поэзия А.С. Пушкина захватывала каждого композитора по-своему. Если говорить о жанре романса, то прежде других стоит вспомнить М. Глинку. Им было написано 10 романсов на слова А.С. Пушкина. А в романсах композитора и стихотворениях поэта легко увидеть совпадение их мироощущения, близость художественных критериев их создателей.

Стихи Пушкина, как правило, если уж увлекали композитора, то не одного, а сразу нескольких. Но только Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю стройность и гармоничность пушкинских стихов в послании "К Керн".

Видеофрагмент их д/ф "Живой Пушкин"

Через много лет - так распорядилась судьба - Глинка увлекся дочерью Анны Керн - Екатериной. И в свою очередь принес дар на алтарь семьи Керн - знаменитый романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье", восторженный гимн любви. Сама же А. Керн писала: "Он взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою, чтобы положить их на музыку, да и затерял их. Бог ему прости! Ему хотелось сочинить на эти слова музыку".

Ученики исполняют романс М. Глинки "Я помню чудное мгновенье".
На экран проецируется портрет М. И. Глинки, А. С. Пушкина, А.П.Керн, Е.Е.Керн

Учитель: Первые русские романсы сочинялись не только композиторами, но и певцами - любителями. Они имели сходство с русской народной песней. Иногда мелодию народной песни приспосабливали к какому-нибудь известному стихотворению, и тогда песня начинала новую жизнь.

Цыгане, не имея красивых лирических песен, стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели воспринимали их, как цыганские романсы. Послушаем нашего знатока.

Знаток 4. В последней четверти XVIII века граф Орлов выписал из Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но в то время цыгане имели мало красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, настолько зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали исполняемые цыганами песни как цыганские романсы.

Учитель: Судьба многих известных романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов. Наши знатоки расскажут о рождении некоторых романсов.

Знаток 5. В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину, его сестра Александра вспомнила, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их "маленькой хибарки". Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: "В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть". Вскоре после этого он написал стихотворение "Отговорила роща золотая". Его положил на музыку композитор Пономаренко.

Звучит романс "Отговорила роща золотая" в исполнении Олега Газманова

Учитель: Ребята, вы прослушали романс, а узнали ли вы исполнителя этого романса? (Олег Газманов). Мы говорили о популярности романса в XIX веке, а на дворе век XX. Это ещё раз подтверждает, что романс жанр который популярен во все времена.

На экран проецируется портрет Ф.Тютчева

Учитель: На экране вы видите портрет замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. На его стихи создано много красивых, лирических романсов.

В 1823 г. поэт находился на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с шестнадцатилетней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля. Ф. И. Тютчев влюбляется в юную красавицу. В 1824 г. он написал стихотворение "Твой милый взор, невинной страсти полной...", посвященное Амалии. В нем есть строки:

Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье...

В 1825 г. поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля, чьей красотой и обаянием восхищались Г. Гейне, А. С. Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф. И. Тютчева - А С. Круденера. Поэт по-прежнему любит ее и всю свою жизнь будет дружен с ней.

В 1870 г. в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Ф. И. Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт написал стихотворение "Я встретил вас..." Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.

Звучит романс в исполнении учителя и учащихся.

Учитель: Предлагаю викторину, в которую, наряду с другими, включены сведения, прозвучавшие на нашем уроке.

  1. Как называли в Испании певца, исполняющего песни и романсы? (Трубадур.)
  2. Кто автор романса " Я встретил вас..." (Ф. И. Тютчев).
  3. Как назывался музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись романсы в придворных кругах Испании? (Лютня).
  4. Назовите родину романсов. (Испания.)
  5. Как назывались сборники романсов, выходившие в Испании? ("Романсеро".)
  6. Где произошла встреча А. С. Пушкина с А. П. Керн, во время которой он отдал стихотворение "Я помню чудное мгновенье...", посвященное ей. (В Псковской губернии, в имении друзей А. С. Пушкина Осиповых, находящемся неподалеку от села Михайловского, где поэт в то время находился в ссылке.)
  7. Композитор, написавший музыку к романсу "Я помню чудное мгновенье..." (М. И. Глинка.)
  8. Кому посвящены стихи, в которых есть строки: В душе настало пробужденье, И вот опять явилась ты... (А. П. Керн.)

3. Завершение урока. Подведение итогов работы.

Учитель: А закончить наш урок я хочу исполнением "Школьного романса" А.Варламова.

Учащиеся исполняют "Школьный романс".

Вывод: Романс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других жанров и сделали королем жанра!

Презентация.