Цели урока:
- ввести понятие скорости как новой единицы измерения; установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние; учить решать задачи на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения используя формулу движения;
- повторить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, формировать вычислительные навыки, закрепить знание единиц времени и длины;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности;
- прививать интерес к физкультуре и спорту.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
- знать понятие скорости как новой единицы измерения, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения;
- закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
Оборудование: Петерсон Л.Г. Математика, 3кл., III часть; рабочая тетрадь по математике, сигнальные карты, таблицы с дифференцированными заданиями для самостоятельной работы, название единиц длины и единиц времени на карточках, индивидуальные карточки для учащихся, нарисованные герои “Улицы Сезам” (Зелибоба, Кубик, Бусинка).
ХОД УРОКА
- Самоопределение к деятельности.
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.): “Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь вас ждёт открытие новых знаний при решении задач.
- Актуализация знаний.
- Узнав о том, что вы любите смотреть детские телепрограммы, я пригласила героев одной телепередачи к нам на урок. А они появятся здесь, как только вы назовёте эту передачу. Но слова зашифрованы. Что же делать?
- Правильно, надо решить примеры и расшифровать слова. Для этого вам необходимо вспомнить табличные и внетабличные случаи умножения и деления.
- Приготовьте сигнальные карты, контролируем правильность решения примеров.
(Два ученика работают индивидуально на карточках.)
|
|
Индивидуальные задания на карточках
|
|
|
- Почему некоторые ребята допускали ошибки? Как этого избежать?
- Что мы им посоветуем?
- Прочитайте слова, расставляя ответы в порядке убывания.
I вариант – первое слово (1 столбик)
II вариант – второе слово (2 столбик)
- Кто готов? (Улица, Сезам)
- Молодцы, ваши знания помогли вам расшифровать названия передачи. У нас в гостях “Улица Сезам”.
- Назовите героев этой передачи. (Зелибоба, Бусинка и Кубик)
- Наши друзья ведут здоровый образ жизни, учатся правильно питаться, занимаются спортом. Увлекаясь ходьбой на лыжах, Зелибоба и Кубик решили всерьёз заняться лыжным спортом и готовиться к Зимним Олимпийским играм, которые пройдут в г. Сочи в 2014 году.
Бусинка объявила старт. Соперники преодолели путь 24 метра. Зелибоба пришёл к финишу через 3 минуты, а Кубик через 4 минуты.
Проблемный вопрос: Почему так произошло? (Один быстрее двигался, а другой медленнее)
- Да, они двигались с разной скоростью.
- Где вы встречались с понятием “скорость”? (В машине спидометр измеряет скорость)
- Как измерить скорость движущихся тел, у которых нет спидометра?
- Назовите тему урока.
- Что будем учиться измерять на уроке?
- Постановка темы урока
- Чтобы точнее сформулировать тему и цели урока, найдём опорные слова. Они необходимы для определения скорости. Для этого, работая в парах, расположите данные вас единицы измерения в порядке возрастания.
- Какие единицы измерения у I и III ряда? (Длины)
- У II ряда? (Времени)
Кто готов назвать их в порядке возрастания? (Ученики называют и выкладывают на наборное полотно.)
мм, см, дм, м, км
с, мин, ч, сут, мес
Проверьте правильность выполнения, переверните каждую карточку и прочитайте слово. (I и III ряды: расстояние; II ряд: время)
Расстояние – это промежуток между двумя пунктами, точками, между
чем-нибудь. В чём измеряется расстояние? (В единицах длины).
Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь. В чём измеряется время?
(В единицах времени).
Проблемный вопрос:
- А что называется скоростью?
- В чём измеряется скорость движения?
- Уточните тему нашего урока. (Скорость. Время. Расстояние.)
- Чему будем учиться на уроке? (Ответы детей).
Сегодня нам предстоит узнать как скорость движения связана со временем движения и расстоянием, научиться решать задачи на нахождение скорости движения.
- Открытие новых знаний.
- Что называют скоростью? Где найти ответ на наш вопрос? (В учебнике)
- Откройте учебник с. 1, найдите выделенное слово “скоростью”. Прочитаем определение скорости. (Скоростью называют расстояние, пройденное в единицу времени.)
- Так что же называют скоростью?
- Какими величинами будем пользоваться для определения скорости? (Расстоянием и временем)
- И в качестве единиц измерения скорости мы будем пользоваться и единицами длины и единицами времени.
- Обычно используют такие единицы скорости, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час, а записывают так: м/с, м/мин, км/ч. Обратите внимание, что предлог “в” в математике заменили чёрточкой “ / ”.
- Прочитайте единицы скорости км/с м/мин км/ч м/с
- Из каких единиц измерения образуются названия единиц скорости? (Из единиц длины и единиц времени).
Физминутка.
Руки ставим все вразлёт,
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Отпустите руки вниз
И на место все садитесь.
Работа с учебником
- Интересно, а какая скорость у самолёта?
- Объясните смысл предложений, записанных в задании № 1, стр.2. (Самолёт летит со скоростью 800 км/ч, т.е. за 1 ч самолёт преодолевает расстояние 800 км)
Молодцы. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Следите за осанкой. Мы будем учиться решать задачи на нахождение скорости движения по данному расстоянию и времени. Зелибоба и Кубик очень хотят узнать свою скорость движения. Поможем им. Решим задачу.
Задача 1. Зелибоба прошёл на лыжах расстояние, равное 24 метрам за 3 минуты. С какой скоростью он шёл?
Что нам известно?
- Расстояние – 24 м
- Время – 3 мин.
Что нужно узнать? Скорость Зелибобы, т.е. расстояние, которое проходил Зелибоба за 1 мин.
Сделаем чертёж к задаче
Чертим отрезок. Чему равно расстояние? Обозначим время на отрезке. Весь путь, который прошёл Зелибоба, мы может разделить на 3 равные части, потому что в каждую минуту Зелибоба проходил одинаковое расстояние.
- Кто из вас догадался, с какой скоростью двигался Зелибоба?
- Как узнать скорость его движения? (Расстояние разделить на время)
Запись в тетради: 24 ׃ 3 = 8 (м/мин) скорость Зелибобы.
Т.е. за 1 мин Зелибоба проходил 8 м.
Напишем ответ задачи. Ответ: 8 м/мин.
- Первичное закрепление.
Закрепим умение решать задачи на движение, а именно на нахождение скорости.
Задача 2. Кубик прошёл на лыжах расстояние, равное 24 м за 4 минуты. С какой скоростью двигался Кубик?
- Что известно в задаче? (Расстояние – 24 м, время – 4 минуты)
- Что надо узнать? (Скорость Кубика)
На доске чертёж.
Ребята, а всегда ли удобно делать чертёж к задаче? В Математике принято обозначать величины латинскими буквами:
- расстояние – S
- время – t
- скорость - v
Итак, запишем в тетрадь:
S | t | v |
24 м | 4 мин | ? |
- Как найти скорость движения? (Расстояние разделить на время)
- Скажите мне то же самое, только при помощи буквенных обозначений: v = S ׃ t
Вы назвали формулу, по которой находят скорость движения. Этой формулой вы будете пользоваться и в старших классах. Запишем решение задачи. (Ученик у доски).
v = S ׃ t
24 ׃ 4 = 6 (м/мин) скорость Кубика.
Ответ: 6 м/мин.
Сравните скорость Зелибобы и Кубика. Почему Зелибоба пришёл к финишу раньше?
Вывод: Скорость – это величина, которую можно измерить и сравнить.
Зелибоба и Кубик довольны. Вместе с вами они научились измерять скорость движения.
- Самостоятельная работа.
Давайте потренируемся в решении задач на нахождение скорости, выполняя работу самостоятельно.
Бусинка вам предлагает найти скорость движения своих друзей в других видах спорта. Заполните таблицы, записывая только ответы. (Задание дифференцированные по сложности и обьему.)
Как будете находить скорость движения? Будьте внимательны при обозначении скорости.
1 группа
Движущиеся тела | Расстояние, S м | Время, t, мин | Скорость, v м/мин |
Конькобежец | 80 м | 2 мин | |
Пловец | 45 м | 5 мин |
2 группа
Движущиеся тела | Расстояние, S м | Время, t, мин | Скорость, v м/мин |
Конькобежец | 80 м | 2 мин | |
Пловец | 45 м | 5 мин | |
Велосипедист | 480 м | 4 мин |
Проверьте свои ответы с ответами Бусинки. Приложение 1
- Кто выполнил работу без ошибок? – Молодцы, поставьте себе 5.
- Кто допустил 1 ошибку? – Поставьте себе 4. – Бусинка вами довольна.
- Кто допусти 2 ошибки? Кто не справился? – Не огорчайтесь, потренируйтесь дома, приложите старание, тогда и у вас всё получится.
А наши друзья вам советуют заниматься спортом. Скажите, зачем нужно заниматься спортом? (Ответ детей). Правильно, спорт – это здоровье, сила, выносливость.
- Повторение с включением новых знаний.
Зелибоба приготовил вам игру. Нужны 3 ученика – это движущиеся модели: самолёт, машина, ракета. Ещё 3 ученика – это скорости движения: 800 км/ч; 90 км/ч; 6 км/с. Найдите пару, соотнесите, у кого из вас какая скорость движения?
(Самолёт – 800 км/ч; ракета – 6 км/с; машина – 90км/ч).
Молодцы.
- Кто из них движется быстрее всех?
- У кого самая маленькая скорость движения?
- На каком виде транспорта наши друзья меньше затратят времени на дорогу до Москвы?
А о том, как находить время движения вы узнаете на следующем уроке.
- Итог урока. Рефлексия деятельности.
Наш урок подходит к концу. Чему учились на уроке?
- Назовите формулу, которой будем пользоваться для определения скорости движения?
- Где сможете применить новые знания?
Время передачи “Улицы Сезам” истекает. Давайте “зажжём” фонарики на “Улице Сезам”.
- Кто доволен своей работой на уроке, понял новую тему – “зажгите” красный фонарик.
- Кто не совсем доволен, допускал ошибки – жёлтый.
- Кто не доволен своей работой – “зажжёт” синий.
Ваши фонарики мне говорят о том, что сегодня вы достигли успеха на уроке.
Интересно, а как вашу работу оценят наши друзья? (На “Улице Сезам” “зажигается” красный фонарик.) Как видите, наши друзья из передачи “Улица Сезам” довольны вашей работой на уроке.
- Домашнее задание.
Домашнее задание будет таким: решить задачи, определить скорости движущихся тел - № 2, стр. 2, или придумать свою задачу, в которой надо найти скорость по известному расстоянию и времени, и решить её - № 8, стр. 3.
Благодарю за урок.