Тема урока "Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • Обобщить знания, полученные при изучении темы: “Прямоугольные треугольники”
  • Закрепить умения использовать свойства прямоугольных треугольников при решении задач.
  • Развить пространственное воображение при построении различных видов треугольников из отдельных треугольников.

Оборудование

  • Компьютер со слайдами.
  • Рабочая тетрадь с заданиями.
  • Шаблоны треугольников.
  • Высказывания,
  • Приложение 1 (презентация)
  • Приложение 2 ( рабочая тетрадь).

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)

В геометрии есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)

Ход урока

1. Организационный момент. 

А. Проверка оборудования.

– Проверить в наличии линейки у учащихся.

– У всех ли на столе есть шаблоны треугольников под номерами №1, №2, №3 для проверки практической работы учащихся.

Ребята, мы с вами говорили о том, что геометрия, как наука имеет очень большое применение. Например, в Древней Греции вообще занимались лишь практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений. Одной из простейших геометрических фигур является треугольник. Он имеет много тайн, которые в процессе изучения геометрии мы с вами будем открывать, но существуют и неразгаданные тайны, как например, Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты.

Сегодня мы продолжим знакомство с этой геометрической фигурой.

Тема сегодняшнего урока “Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства”.

2. Повторение пройденного материала.

Доказать у доски:

а) свойство острых углов прямоугольного треугольника;

б) свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 300;

в) свойство катета прямоугольного треугольника, равного половине гипотенузы.

Остальные учащиеся работают устно.

Вопросы:

УЭ – 1

  • какой треугольник называется прямоугольным?
  • как называются стороны прямоугольного треугольника, запишите себе в рабочую тетрадь (проверка слайд 2)

Следующее задание «Найти ошибку»

А теперь выслушаем доказательство свойств.

Переходим к следующему элементу «Проверь себя», этим заданием проверим теорию о треугольниках.

УЭ – 2

  1. Треугольник, у которого один угол тупой, а два другие острые называется …..
  2. Перпендикуляр, опущенный из вершины, треугольника называется …
  3. Два луча, выходящие из одной точки образуют …
  4. Одна из сторон прямоугольного треугольника, образующая прямой угол это …
  5. Отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий угол на два равных угла, называется….
  6. Отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам, называется …
  7. Если в треугольнике две стороны равно, то он называется …
  8. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется …
  9. Точка А в треугольнике АВС является ….
  10. Треугольник, в котором один угол прямой, а два другие острые, называется …

УЭ – 3

Найди неизвестный элемент. А теперь проверим, как мы можем работать по готовым чертежам.

УЭ – 4

И еще одно задание выполним вместе. Заполнить пропуски.

Физкультминутка. (сопровождается звуком)

Закончилась пора работы нашей,
Мы вместе создавали здесь проект.
И пусть нам интересно было даже
Устали мы, мешал экрана свет.
Давайте встанем, руки вверх поднимем,
Сожмем в кулак и разожмем, и снимем
Усталость с них, присядем, отдохнем.

УЭ – 5

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Вариант 1.

1 Задача.

Дан прямоугольный треугольник АВС. Угол В=600, АВ=10 см. Найдите ВС. (1 балл)

2. Задача.

Дан треугольник РКЕ. Угол К=900. Внешний угол Р=1500, КЕ=9 см. КС – высота. Найдите СЕ. (2 балла)

Вариант 2.

1 Задача.

Дан прямоугольный треугольник МКР. МР=15 см, КР=30 см. Найдите угол Р. (1 балл)

2. Задача.

Дан треугольник АВС. АВ=АС=7 см, АМ – высота, МС = 3,5 см. Найдите углы В и С. (2 балла)

УЭ – 6

Практическая работа

Из двух прямоугольных треугольников получить:

а) равнобедренный треугольник;

б) прямоугольник;

в) произвольный четырехугольник.

Сообщения учащихся по темам «Бермудский треугольник», «Все о треугольнике»

8. Подведение итогов проведённого урока.

– Какие темы повторили на уроке?

– Какие затруднения были во время урока?

– Какими инструментами пользовались при построении треугольников?

– Что понравилось на уроке?

9. Домашняя работа. (Слайд №12)

§34, вопросы 10,11 №255, №258