Цель:
- познакомить учащихся с животными и растениями леса, их “профессиями” в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу;
- познакомить с растениями и животными Хабаровского края, занесенными в Красную Книгу.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации “Потребители и разрушители лесной экосистемы”, “Лес”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Какую экосистему мы начали изучать?
– Кто главные производители леса?
– Из каких частей состоит дерево?
– Какую роль играют корни для дерева? (Не дают упасть, добывают воду и минеральные вещества.)
– Какую роль играет ствол? (Ствол удерживает крону, внутри его находятся сосуды, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх, а органические вещества спускаются вниз.)
– Какую роль выполняют листья? (Производят кислород и органические вещества.)
2. Дидактическая игра “Назови дерево”.
– Назовите дерево, лиственное оно или хвойное?
3. Знакомство с растениями Хабаровского края, нуждающихся в защите.
4. Релаксация. Презентация “Лес”.
5. Мы выяснили, что деревья – главные производители леса.
– Могут ли деревья жить без других обитателей леса?
III. Релаксация “Лес”.
IV. Совместное открытие знаний.
– Мы сейчас говорили о том, что лес – это не только деревья, но и животные.
– Рассмотрите, что изображено на слайде.
– Что обозначают стрелки?
– Назовите эту цепь питания.
– Почему это цепь питания, а не круговорот веществ? (Нет разрушителей/)
– Каких разрушителей вы можете назвать?
– Какой гриб не возьмете в корзинку?
– Смогут ли деревья жить без других обитателей леса?
– Легко ли в лесу встретить животных?
– Это потому, что “потребителей” в экосистеме леса намного меньше, чем “кормильцев” – растений. Но роль животных велика, без них не может нормально идти круговорот веществ.
Кроссворд “Потребители леса”
1. Троп копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)2). Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым:
Кле! Кле! Кле – поет со свистом! (Клест.)3). Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами– кисти – рожки,
С виду котик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)
4. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)
5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в зубке серенькой зимой
И в рыжей шубке — летом. (Белка)6. Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр.)7. Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел.)8. Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это... (Снегири.)9. Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк.)10. У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост-
Я коварна и хитра,
Глубока моя нора. (Лиса.)
Охраняемые животные.
IV. Первичное закрепление.
Работа в группах
1 группа – работа в тетради.
Самостоятельное заполнение таблицы “Экосистема леса”.
2 группа – выполнение теста на компьютере.
V. Итог.
– Можно ли назвать экосистему леса устойчивой? (Да. Круговорот веществ замкнут полностью, обитатели леса его регулируют.)
– Что значит охранять природу?
VI. Домашнее задание: с. 59–62, подготовить сообщение о потребителях и разрушителях леса.
Литература
- Окружающий мир. 3 класс: Поурочные планы по учебнику “Обитатели Земли” А.А.Вахрушева, О.В.Бурковского, А.С.Раутиана. 1 полугодие/ Автор-составитель О.А.Тимофеева.– Волгоград: Учитель, 2005.
- Окружающий мир. 3 класс. “Обитатели Земли” А.А.Вахрушев, О.В.Бурковский, А.С.Раутиан.
- Электронная энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.” 14СД