Задачи:
- Закрепить умения и знания в правописании родовых окончаний имен прилагательных.
- Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
- Дать ученика представление об изменениях в жизни растений весной, о разнообразии растений, пользе, которую приносят человеку, необходимости охраны растительного мира.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Вид урока: Урок-путешествие
Тип урока: Комбинированный/
Оборудование: Поляна, солнце, тучи, деревья, скворечник, первоцветы, грамзапись “Вальс цветов” П.И. Чайковского, Красная книга.
Приглашение:
Скоро прозвенит звонок,
Приглашаем на урок.
В царство сказки “Повторенье”
Заходите без стесненья!
Тайн откроются завесы
В царстве сказочного леса.
Вы узнаете, что тут
Мудрость, знания живут.
Ход урока
I. Вступительное слово
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений. Повторим изученные ранее орфограммы, и обобщим знания об имени прилагательном. В помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.
Ученик: Ненастный, печальный, грустный.
Учитель: Да, на дворе чудесная пора. А какая вы скажите, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?
Ученик: Весной!
Учитель: Правильно, это весна – прекрасное время года. В это время года природа просыпается и оживает после зимнего сна. Объясните это выражение “природа просыпается”.
Ученик: Появляются первые цветы, прилетают с юга птицы …
Под учительским столом сидит Лисёнок и плачет.
Учитель: Ребята, что случилось? Кто у нас плачет?
Ученики: Не знаем.
Лисёнок: Это я.
Учитель: Что случилось с тобой, Лисенок? Как ты оказался в нашем классе?
Лисёнок: Ребята помогите! Помогите! Природа гибнет. Мне больно видеть, как люди с приходом весны губят красоту весеннего леса. Я ведь тоже лесной житель. А сегодня ранним утром нашел на сухом пне записку от растений, которые просят о помощи. Послушайте:
Мы – первая зелень, и за что нас ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают! Помогите нам!
Учитель: Ну что ребята, будем продолжать урок или отправимся вместе с Лисенком в весенний лес?
Ученики: Да! Да! Да!
Учитель: Хорошо, мы постараемся тебе помочь, а ты присаживайся. Я слышала, что ты учишься в лесной школе у дядюшки Филина. (Лисенок садиться за первую парту.) В весеннем лесу мы встретим много первоцветов, но путь к каждому будет непрост. Мы должны раскрыть тайну этих цветов и справиться с заданиями.
II. Работа в тетрадях
Учитель: Откройте свои тетради, положите их правильно. Вот мы с вами и лесу. Появились первые проталины. На этой проталинке нас встречает первый цветок. А это что за цветок?
Догадайтесь.
На тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Ученик: Подснежник.
Учитель: Все первые цветы называются подснежниками. Вот и проснулся наш первоцвет. Запишите каллиграфическую минутку.
ой ий ый | ая яя | ое ее |
Первые весенние цветы – нежные подснежники.
Учитель: Что необычного заметили вы в написании каллиграфической минутки?
Ученик: Окончания имен прилагательных.
Учитель: Объясните, с помощью, какой части речи показано своеобразие цветка?
Ученик: Нежный – имя прилагательное.
Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
(Оцените свою работу в блокнотах самооценки.)
III. Словарная работа
Учитель: Весной просыпаются не только растения, но и звери. Угадайте, кто они? И напишите эти слова в словосочетании с именем прилагательным.
(2 ученика работают у доски.)
- Зелено, а не луг,
Бело, а не снег,
Кудрява, а не волос. (Береза.)
- Трещала с самого утра
“Пора, пора”. А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока.)
- Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- На гору бегом,
А с горы кувырком. (Заяц)
- Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лисица)
Учитель: Приготовили веера с гласными буквами. Молодцы! Оцените свою работу в блокнотиках. Что помогло вам правильно написать прилагательные к каждому существительному?
Ученик: Вопрос.
IV. Физкультминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Учитель: А на этой проталине нас приветствует растение, у которого снизу листья пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки матери, вы догадались?
Ученик: Мать-и-мачеха.
Учитель: Вот мы и помогли проснуться нашему первоцвету. Запишем под диктовку. Задание: подчеркните главные и второстепенные члены предложения; устно укажите части речи.
Поляны запестрили от душистых цветов.
Учитель: А здесь нас встречает следующий первоцвет. Это растение в народе называют “легочная трава”. Во многих европейский странах: Болгарии, Франции – это растение выращивают на грядках как салатное растение. Что за необычный первоцвет?
Ученик: Медуница.
На доске написано предложение:
Медуница – самое раннее весеннее салатное растение.
Учащиеся работают устно.
Учитель: Найдите в предложении имена прилагательные. С какой частью речи они связаны? А как бы выглядело предложение без имен прилагательных? Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?
Лисёнок: Ой, ой, ой! Я забыл вам передать конверт дядюшки Филина.
Учитель: Что же там?
Лисёнок: Здесь следующее задание.
Учитель: А какой цветок должен проснуться на этой поляне?
Лисёнок: Ребята, вы должны догадаться по моему описанию. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветочками, собранные в густую кисть.
Ученик: Хохлатка.
Учитель: Вот необычный цветок и проснулся. А теперь внимание – новое задание! Вставьте окончания в эти словосочетания.
Весен** цветочки
Солнечн** днём
Жёлт** головки
Тал ** вода
Нежн** медуница
Мохнат** стебельки
Проверка с объяснением.
V. Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
Учитель: Ну, а это растение имеет белые цветки – снежинки. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как эти белые цветки закрываются.
Ученик: Ветреница.
Учитель: Но почему же не появляются – эти белые цветки Лисенок?
Лисенок: Вы, ребята, должны написать мини – сочинение “Первые цветы” о красоте весеннего леса и о том, как нужно их оберегать. Просмотрим, кто первыми из ребят поможет распуститься цветку.
Учащиеся приступают и работают под музыку.
Мини-сочинение “Первые
цветы” Я очень люблю свой родной край. Весна – это моё любимое время года. Появляются прекрасные весенние первоцветы. Но из года в год все меньше цветов распускают свои пышные головки. Люди! Оберегайте эти чудесные, нежные, весенние первоцветы. |
Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. “Красной” она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
Ученик: Нет.
Учитель: Правильно. Ведь недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
Ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик: Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.
Учитель: Запомните правила: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком”.
Ученик:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Учитель: О чем говорится в этом стихотворении?
Ученик: Если будем по – настоящему, серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.
Ученик: Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.
VI. Итог урокаУчитель: Лисенок, большое тебе спасибо!
Лисёнок: Спасибо вам, если б не вы, то мои первоцветы так и не распустились бы. До встречи, ребята! Пойду, расскажу дядюшке Филину. До свидания!
Ученики: До свидания, Лисёнок!
Учитель: Ребята, подведите итог в своих блокнотах – самооценки. Молодцы!
Учитель выставляет оценки за урок. Вспоминает с детьми основные моменты.
VII. Задание на дом
Выписать из произведений А.С. Пушкина 10 словосочетаний (существительное + прилагательное).