Понятие об имени прилагательном как части речи. 3-й класс (1–4 )

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  • Закрепить умения и знания в правописании родовых окончаний имен прилагательных.
  • Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  • Дать ученика представление об изменениях в жизни растений весной, о разнообразии растений, пользе, которую приносят человеку, необходимости охраны растительного мира.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Вид урока: Урок-путешествие

Тип урока: Комбинированный/

Оборудование: Поляна, солнце, тучи, деревья, скворечник, первоцветы, грамзапись “Вальс цветов” П.И. Чайковского, Красная книга.

Приглашение:

Скоро прозвенит звонок,
Приглашаем на урок.
В царство сказки “Повторенье”
Заходите без стесненья!

Тайн откроются завесы
В царстве сказочного леса.
Вы узнаете, что тут
Мудрость, знания живут.

Ход урока

I. Вступительное слово

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений. Повторим изученные ранее орфограммы, и обобщим знания об имени прилагательном. В помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

Ученик: Ненастный, печальный, грустный.

Учитель: Да, на дворе чудесная пора. А какая вы скажите, отгадав загадку:

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?

Ученик: Весной!

Учитель: Правильно, это весна – прекрасное время года. В это время года природа просыпается и оживает после зимнего сна. Объясните это выражение “природа просыпается”.

Ученик: Появляются первые цветы, прилетают с юга птицы …

Под учительским столом сидит Лисёнок и плачет.

Учитель: Ребята, что случилось? Кто у нас плачет?

Ученики: Не знаем.

Лисёнок: Это я.

Учитель: Что случилось с тобой, Лисенок? Как ты оказался в нашем классе?

Лисёнок: Ребята помогите! Помогите! Природа гибнет. Мне больно видеть, как люди с приходом весны губят красоту весеннего леса. Я ведь тоже лесной житель. А сегодня ранним утром нашел на сухом пне записку от растений, которые просят о помощи. Послушайте:

Мы – первая зелень, и за что нас ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают! Помогите нам!

Учитель: Ну что ребята, будем продолжать урок или отправимся вместе с Лисенком в весенний лес?

Ученики: Да! Да! Да!

Учитель: Хорошо, мы постараемся тебе помочь, а ты присаживайся. Я слышала, что ты учишься в лесной школе у дядюшки Филина. (Лисенок садиться за первую парту.) В весеннем лесу мы встретим много первоцветов, но путь к каждому будет непрост. Мы должны раскрыть тайну этих цветов и справиться с заданиями.

II. Работа в тетрадях

Учитель: Откройте свои тетради, положите их правильно. Вот мы с вами и лесу. Появились первые проталины. На этой проталинке нас встречает первый цветок. А это что за цветок?

Догадайтесь.

На тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

Ученик: Подснежник.

Учитель: Все первые цветы называются подснежниками. Вот и проснулся наш первоцвет. Запишите каллиграфическую минутку.

ой ий ый ая яя ое ее

Первые весенние цветы – нежные подснежники.

Учитель: Что необычного заметили вы в написании каллиграфической минутки?

Ученик: Окончания имен прилагательных.

Учитель: Объясните, с помощью, какой части речи показано своеобразие цветка?

Ученик: Нежный – имя прилагательное.

Учитель: Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

(Оцените свою работу в блокнотах самооценки.)

III. Словарная работа

Учитель: Весной просыпаются не только растения, но и звери. Угадайте, кто они? И напишите эти слова в словосочетании с именем прилагательным.

(2 ученика работают у доски.)

  1. Зелено, а не луг,
    Бело, а не снег,
    Кудрява, а не волос. (Береза.)
  1. Трещала с самого утра
    “Пора, пора”. А что пора?
    Какая с ней морока,
    Когда трещит … (Сорока.)
  1. Хозяин лесной
    Просыпается весной.
    А зимой, под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)
  1. На гору бегом,
    А с горы кувырком. (Заяц)
  1. Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лисица)

Учитель: Приготовили веера с гласными буквами. Молодцы! Оцените свою работу в блокнотиках. Что помогло вам правильно написать прилагательные к каждому существительному?

Ученик: Вопрос.

IV. Физкультминутка

Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Учитель: А на этой проталине нас приветствует растение, у которого снизу листья пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки матери, вы догадались?

Ученик: Мать-и-мачеха.

Учитель: Вот мы и помогли проснуться нашему первоцвету. Запишем под диктовку. Задание: подчеркните главные и второстепенные члены предложения; устно укажите части речи.

Поляны запестрили от душистых цветов.

Учитель: А здесь нас встречает следующий первоцвет. Это растение в народе называют “легочная трава”. Во многих европейский странах: Болгарии, Франции – это растение выращивают на грядках как салатное растение. Что за необычный первоцвет?

Ученик: Медуница.

На доске написано предложение:

Медуница – самое раннее весеннее салатное растение.

Учащиеся работают устно.

Учитель: Найдите в предложении имена прилагательные. С какой частью речи они связаны? А как бы выглядело предложение без имен прилагательных? Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?

Лисёнок: Ой, ой, ой! Я забыл вам передать конверт дядюшки Филина.

Учитель: Что же там?

Лисёнок: Здесь следующее задание.

Учитель: А какой цветок должен проснуться на этой поляне?

Лисёнок: Ребята, вы должны догадаться по моему описанию. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветочками, собранные в густую кисть.

Ученик: Хохлатка.

Учитель: Вот необычный цветок и проснулся. А теперь внимание – новое задание! Вставьте окончания в эти словосочетания.

Весен** цветочки
Солнечн** днём
Жёлт** головки
Тал ** вода
Нежн** медуница
Мохнат** стебельки

Проверка с объяснением.

V. Физкультминутка

Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.

Учитель: Ну, а это растение имеет белые цветки – снежинки. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как эти белые цветки закрываются.

Ученик: Ветреница.

Учитель: Но почему же не появляются – эти белые цветки Лисенок?

Лисенок: Вы, ребята, должны написать мини – сочинение “Первые цветы” о красоте весеннего леса и о том, как нужно их оберегать. Просмотрим, кто первыми из ребят поможет распуститься цветку.

Учащиеся приступают и работают под музыку.

Мини-сочинение “Первые цветы”
ученицы 3-го класса Валеевой Маргариты

Я очень люблю свой родной край. Весна – это моё любимое время года. Появляются прекрасные весенние первоцветы. Но из года в год все меньше цветов распускают свои пышные головки. Люди! Оберегайте эти чудесные, нежные, весенние первоцветы.

Учитель: Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. “Красной” она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Ученик: Нет.

Учитель: Правильно. Ведь недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Ученик:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик: Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.

Учитель: Запомните правила: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком”.

Ученик:

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Учитель: О чем говорится в этом стихотворении?

Ученик: Если будем по – настоящему, серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.

Ученик: Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.

VI. Итог урока

Учитель: Лисенок, большое тебе спасибо!

Лисёнок: Спасибо вам, если б не вы, то мои первоцветы так и не распустились бы. До встречи, ребята! Пойду, расскажу дядюшке Филину. До свидания!

Ученики: До свидания, Лисёнок!

Учитель: Ребята, подведите итог в своих блокнотах – самооценки. Молодцы!

Учитель выставляет оценки за урок. Вспоминает с детьми основные моменты.

VII. Задание на дом

Выписать из произведений А.С. Пушкина 10 словосочетаний (существительное + прилагательное).