Одна из задач воспитателей – повышение уровня воспитательских умений родителей. Эта работа включает в себя:
1. Изучение семьи (Общие сведения о родителях и других членов семьи; фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, место работы, должность, адрес, телефон). Интересы семьи, уровень их педагогической культуры, семейные традиции, участие родителей в делах группы. Основные методы работы – беседы, анкетирование.
2. Изучение ребенка. Здоровье (анализ антропометрических данных, заболеваемости, группа здоровья). Развитие ( диагностика психического развития, анализ активности в различных видах деятельности, индивидуальные особенности характера и поведения).
3. Взаимодействие воспитателей и семьи. Оформление родительских уголков, выпуск шпаргалок (газет) для родителей, совместные праздники, встречи с родителями, родительские собрания- практикумы, открытые занятия , консультации, индивидуальные беседы.
Наша традиционная форма работы с семьей – это педагогическая информация через родительские уголки в группе (шпаргалки).
Размер шпаргалок невелик и каждый номер посвящен одной теме.
Тематика шпаргалок разнообразная:
- «Играем дома ( на кухне).
- «Говорят дети».
- «Скоро в школу».
- «Хочешь быть здоровым?»
- «Папы могут все, что угодно».
- «Мамы всякие нужны – мамы разные важны».
- «Семья «
Следующая форма работы, которая прижилась у нас в группе, это родительские собрания – практикумы, где родители находятся в роли детей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ПРАКТИКУМ (в старшей группе)
Цель: расширить представления родителей о методах и формах работы с детьми в группе, через проживание одного отрезка времени – утреннего сбора детей. Чтобы исключить опоздания. Родители в роли детей.
Место проведения: групповая комната.
Материалы и оборудование: стулья, поставленные в круг, доска, клубок толстых оранжевых ниток яблоки по количеству родителей и хорошее настроение.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Рассадка. Объяснение цели собрания.
2. Игра на «включение» .Игра- знакомство. Цель: снять зажимы, развивать память, умение находить точные определения. Например: Наталья – нежная, Наталья нежная Людмила – любимая и т.д.
3. Игра на внимание «Что изменилось?». Цель: развивать внимание. Играющие делятся на пары. Один отворачивается, а другой что-то изменяет в своей внешности, затем первый поворачивается и называет все замеченные им изменения. Смена позиций. Далее совет , какие игры на внимание можно предложить детям.
4. Игра «Комплимент». Цель: закрепить умение координировать действия в совместной игре. Скажите комплимент тому, кто сидит справа от вас. Обратите внимание на то, что когда говорят комплимент, смотрят в глаза друг другу, улыбаются.
5. Утренняя гимнастика. (можно физминутку провести).
6. Пальчиковые игры провести. Цель: развивать мелкую моторику кисти, речь.
7. Звуковая культура речи. Дифференциация заданного звука в словах.
8. Дежурство в уголке природы. (Разъяснить).
9. Игра «Клубок».Воспитатель берет в руки клубок. На что похож клубок? (на колобок, арбуз, мяч, солнышко, апельсин, колобок и т.д. Клубок поможет провести игру, которая так и называется «Клубок». Передавая клубок соседу, назовите примету осени и разматывая передайте соседе и так по кругу . Обратно сматывая клубок называем примету зимы. Цель: закрепляем знания.
10. Дежурство по столовой. Назначенные дежурные раздают по яблоку (можно по конфете) каждому.
11. Обследование яблока. Задание: дать как можно больше информации об этом предмете. Определения записать на доске. Цель: учим обследовать предметы. С этой целью , иногда обращаемся к родительскому комитету приобрести те или иные предметы.
12. Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение». Например: мой ребенок будет слушаться, если … .
13. Индивидуализация.
а) знакомство с индивидуальными картами.
б) родителям предлагается узнать из детских рассказов-записей свою семью.
14. Решение, предложения родителей о том, чтобы они хотели услышать или обсудить на следующем собрании.
Поблагодарить родителей за активность.