Использование элементов экспериментирования на занятиях по речевому развитию детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. А.Рубинштейн и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Предлагаем конспекты познавательно-речевых занятий в младшей и подготовительной группах с использованием элементов экспериментирования.

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе «Бюро находок»

Программные задачи

1. Учить строить целостные связные рассуждения, умозаключения,

2. Учить переносить имеющиеся знания о свойствах одного предмета на другой предмет,

3. Закрепить знания детей о многозначности слова «узелок»,

4. Закрепить умение детей составлять описательные рассказы,

5. Упражнять в подборе антонимов,

6. Продолжать учить находить первый звук в слове,

7. Развивать фонематический слух.

Материалы и оборудование:

  • магнитофон,
  • зонтик,
  • узелок со словами,
  • коробка с ботинком, на крышке схема описательного рассказа,
  • часы,
  • шкаф с картинками,
  • д/и «Удивительные вещи»,
  • д/и «Найди лишнее»,
  • буквы,
  • шкатулка с медалями,
  • инструкция по поиску клада.

Ход занятия

Звучит песенка из мультфильма «Бюро находок».

Воспитатель: Куда же мы попали?

(Предположения детей).

Воспитатель: Это «Бюро находок». Что же это такое?

(Ответы детей).

Воспитатель: Бюро находок – это место, куда приносят вещи, которые кто-то потерял. А что можно потерять?

(Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю узнать, что есть в нашем бюро находок. Садитесь. Принесла этот зонтик ворона. Как вы думаете, кто мог потерять этот зонт? (Ответы детей). А зонтик не простой, к нему много капелек прилипло, и все они с вопросами.

Вопросы:

1. Будет кубик катиться? Почему?

2. По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котенок. Откуда он взялся?

3. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

4. Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может. Почему?

5. Если с крыши бросить платок и камень, что быстрее упадет на землю?

6. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

Воспитатель: А вот это что такое? (Узелок). А какие еще бывают узелки? А кто мог узелок потерять? А что можно в узелок положить? Смотрите, в узелке спрятаны слова. Вы выбираете слово, и называете противоположное по смыслу.

(Дети подбирают антонимы, стоя вокруг стола.)

Садятся на стулья.

Воспитатель: А здесь, в коробке лежит то, не знаю что. Если правильно угадаем, это что-то появится. А подсказки найдем на крышке.

Дети рассматривают таблицу (по схеме описательного рассказа):

черное пятно

кусочек кожи

шнурки, подошва

картинка «осень»

рисунок ноги

?

И по признакам угадывают предмет – ботинок.

Как вы догадались, что это ботинок? Кто его мог потерять?

(Ответы детей)

Какие могут быть ботинки или сапоги?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А здесь что? Часы. Кто мог потерять часы?

(Ответы детей.)

Давайте поиграем с часами.

Проводится физминутка.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
(Приседания)
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга.
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Повороты влево-вправо)
А часы идут-идут.
(Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают.
(Замедляют темп)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Останавливаются)

Что умеют делать часы? (Ответы детей) Идут, отстают, спешат, встают, бегут, тикают, показывают время.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: А вот кто-то потерял волшебный шкаф. В нем лежат обычные вещи, а мы пофантазируем  и придумаем новые, необычные вещи. Дети играют в игру «Удивительные вещи» и придумывают, кто их потерял.

Воспитатель: А эти картинки-подсказки помогут нам найти то, что мы пропустили. Сначала найдем то, что здесь лишнее.

1. Курица, утка, индюк, корова. (Корова)

2. Виноград, лимон, груша, банан. (Лимон)

3. Экскаватор, грузовик, автобус, кран. (Автобус)

4. Письменный стол, обеденный стол, журнальный стол, диван. (Диван)

А теперь найдите первый звук в этих словах, составим и прочитаем слово. Должно получиться слово «клад». А вот и записка, в которой написано, как этот клад найти. Дети по инструкции ищут шкатулку, а в нем медали «Самый умный».

Игра «Удивительные вещи»

из книги Л.Е.Белоусовой «Удивительные истории». – Санкт-Петербург, - «Детство-пресс», 2001.

В игру входит набор карточек, состоящий из 4 серий и предметные картинки.

1 серия – способ передвижения – зеленые карточки с изображением следующих предметов: воздушный шарик, крыло птицы, вертолет, курьи ножки, юла, змея, автомобиль.

2 серия – материал – розовые карточки  с изображением следующих предметов: паутина, резиновый мяч, капроновый бант, стакан, деревянная ложка, кастрюля, бочка.

3 серия – звуки – оранжевые карточки с изображением следующих предметов: магнитофон, колокольчик, гармошка, дудка, птица.

4 серия – запах – желтые карточки с изображением следующих предметов: духи, конфеты, фрукты, пирог, елка, цветок.

Ход игры

Ребенок выбирает для себя предметную картинку: любой объект (дом, кукла, подушка и т.д.)   Серии карточек располагаются на столе картинками вниз, а «рубашками» вверх. Дети вытаскивают по одной карточке из каждой серии и переносят свойства этих объектов на выбранный объект.

Например, ребенок выбрал «дом».

В первой серии ему выпал воздушный шарик, значит, новый дом будет летающий.

Во второй серии выпал автомобиль, значит, новый дом будет ездить.

В третьей серии выпал  колокольчик, значит, новый дом будет звенеть.

В четвертой серии выпал цветок, значит, новый дом будет пахнуть ароматно.

После этого ребенок  анализирует: какой удивительный у него получился дом. Дом – летающий, передвигающийся быстро, ароматный и звенящий.

Конспект познавательно-речевого занятия во второй младшей группе «Путешествие с маленькой капелькой»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

2. Подвести детей к пониманию, что вода нужна всем.

3. Активизировать словарь детей (прилагательными и глаголами).

4. Вызвать у детей интерес к играм с водой.

Оборудование: льдинки, капелька-игрушка, стаканчики с соломинками, стол с тазами с водой, губки, маленькие пластиковые чашечки, знак «солнышко»; картинки-подсказки  с изображением аквариума, купания, стирки и комнатными растениями; стаканчики с питьевой водой.

Предварительная работа: разучивание заклички о солнышке,

Ход занятия:

Воспитатель:  Почтальон принес нам посылку. Давайте угадаем, что там (дети определяют на ощупь, что это льдинки). Потрогайте их, какие они? (ответы детей: холодные, ледяные, мокрые, прозрачные, твердые…)

Воспитатель:  Посмотрите, что же капает с льдинки (ответы детей: капельки, вода).

Воспитатель:  Хотите, я расскажу вам сказку про одну маленькую Капельку.

Жила-была маленькая водяная Капелька. Где была Капелька, там была вода. А где была вода, всем было хорошо. И людям, и зверятам, и  птичкам, и рыбкам, и цветам. Однажды случилась с Капелькой беда. Налетел сильный ветер, принес мороз, Капелька и замерзла. А без Капельки всем стало плохо.

Воспитатель:  Надо Капельку спасать.  Вы хотите помочь спасти Капельку?

Воспитатель:  Позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет Капельку.

Закличка

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!

Выглядывает Солнышко и появляется Капелька – игрушка.

Капелька:

Здравствуйте, ребята.

Я водяная капелька,
Я очень вам нужна.
Покапаю, покапаю,
Получится вода.

Воспитатель:  А вы знаете, как капает капелька?  (ответы детей: кап-кап-кап…)

Воспитатель:  Ребята, покажем капельке, что водичка может не только капать. Садитесь за стол и попробуйте подуть в соломинку. Что делает водичка, когда мы дуем в соломинку (ответы детей: булькает, бурлит)

Воспитатель:  (обращается к Капельке) А наши ребятки, Капелька, знают, зачем нужна водичка. (Обращается к детям) Расскажем, ребята, Капельке?

С помощью картинок-подсказок дети рассказывают Капельке, для чего нужна вода: мыть руки, купаться, стирать, для рыбок, поливать цветы.

Воспитатель:  А как вы думаете, ребята, играть с водичкой можно?

Воспитатель:  Хотите поиграть? Давайте подойдем к столу с тазиками с водой.

Воспитатель:  Потрогайте, какая водичка в красном тазике?  (Ответ детей: теплая). А в синем? (Ответ детей: холодная).

Воспитатель:  Перед вами лежат губки. Опустите их в воду и достаньте. Что капает с губки? (Ответы детей: вода, капельки). Как капает вода? (Ответы детей: кап-кап-кап).

Воспитатель:  А теперь попробуйте набрать воду в чашку и вылить обратно. Подумайте, капает водичка? А что она делает? (Ответы детей: льется, течет, журчит)

Воспитатель:  А вам, ребятки, нужна водичка? Для чего?  (Ответы детей: пить её…)

Воспитатель:  Хотите попить водички? Помоем руки и пойдем пить воду. А Капельку мы возьмем с собой на прогулку.