Тема урока: "Приемы устных вычислений деления трехзначных чисел" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3

Цели:

  • изучение и первичное закрепление нового материала
  • развитие кругозора, навыков устного счета, логического мышления
  • воспитания чувства гордости и любви к своему отечеству
  • забота о здоровье учащихся

На уроке используется презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент

Дорогие ребята, поприветствуйте гостей, повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

II. Проверка домашнего задания

- Какие виды треугольников вы знаете (Слайд №2)

- Равносторонний, равнобедренный, разносторонний

- Назовите все треугольники с общей вершиной А

-Среди этих треугольников есть равносторонний, назовите ВАК

- Сколько здесь всего треугольников (6)

Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Записаны числа 390, 325, 260, 195, 130, , Слайд №3

- Как можно продолжить ряд

- Что вы заметили

- Каждое число ряда уменьшается на 65

- Назовите четные числа (те которые делятся на 2)

- 390, 260, 130

- Что вы заметили? В этих числах отсутствуют единицы первого разряда

- Как записаны числа (в порядке убывания)

- Запишите эти числа в порядке возрастания Слайд №4

0, 65, 130, 195, 260, 325, 390

- Назовите двухзначное число 65

- Какое событие связано с этим числом на Белгородчине. Слайд №5

- В этом году 65 лет исторической битве на Огненной дуге, обеспечившей коренной перелом в ходе войны.

Наш устный счет мы посвящаем этой дате.

Работа в группах

Какая группа быстрее прочтет слово и узнает, где развернулось великое танковое сражение. Слайд № 6

Ныне это третье ратное поле России.

Р 260 + 30= 290

В 840 : 2= 420

Х 230 х 3 = 690

П 790 - 80= 710

А 50 х 4 = 200

К 720: 8 = 90

О 400 : 4 =100

Слайд № 7

Слайд № 8

710

290

100

690

100

290

100

420

90

200

П

Р

О

Х

О

Р

О

В

К

А

Коллективная работа

Как называлась «Операция» по освобождению г. Белгорода Слайд № 9

«Кутузов» - 201

«Багратион» - 75

«Румянцев» - 120

Запишите в пустые клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал магическим.

16

46

40

58

34

10

28

22

52

Ключ – сумма недостающих трех чисел

22+58+40=120

Ребята, вспомните с каким событием связано число 120.

5 августа 1943 г в городе Москве был дан Первый победоносный салют из 120 орудий 12 артиллерийскими залпами в честь освобождения Белгорода и Орла.

Слайд №10

710

290

100

690

100

290

100

420

90

200

Рассмотрите числа, чем они похожи и чем они отличаются

- Четные,

1 группа в каждом из этих чисел нет единиц 1 разряда,

2 группа нет единиц 2 разряда

- Какое число лишнее - 90 – оно двузначное, остальные трехзначные.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Как найти частное при делении двузначного числа на двузначное

На доске записано выражение 90:30 Слайд №11

Как называются компоненты при делении

  • делимое
  • делитель
  • частное

(методом подбора, представить числа в виде десятков, сколько раз в числе содержится это число)

Сейчас я вам предлагаю поработать группами

У вас на столе листы с одинаковыми выражениями, вам необходимо используя свои знания разделить трехзначные числа оканчивающиеся нулями.

800 : 200

800 : 200

800 : 200

Как можно разделить трехзначные числа оканчивающиеся нулями (методом подбора, представить числа в виде сотен, сколько раз в числе содержится это число).

Приемы устных вычислений деления трехзначных чисел

V. Работа по учебнику

№1 прокомментировать разными способами

100 : 50 =2 800 : 400 = 2 600 : 200=3 1000 : 500=2

Физкульминутка Слайд №12

Если я называю

- однозначное число вы приседаете руки на пояс

- двузначное число вы наклоняетесь руки на пояс

- трехзначное число вы хлопаете

800, 65, 396, 12, 4, 9, 375, 23, 794, 7, 124, 75, 92, 300

VI. Первичная проверка знаний

Работа в парах Слайд №14

150 • 2 : 30 =10

800 : (100 + 300) • 300 =600

400 + 600 : 300 = 402

проверка 10, 100, 600, 402 Слайд №15

Решение задачи Слайд №16

Что такое задача?

Условие, вопрос, решение, ответ

Прочитайте задание 5

Нечетные группы ставят вопрос к 1 выражению.

Четные группы ко 2 выражению

Составьте по условию задачу и решите ее (можно советоваться по группам)

Физкульминутка для глаз

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!

Дифференцированная работа

Как называются компоненты при сложении, вычитании

устно упр. 4

Задание по выбору (выберите то задание, которое вам понравилось)

Слайд №17

Что связано с числом 50 в истории танкового сражения?

50 дней длилась крупнейшее в истории войн танковой сражение, во многом решившее исход Курской битвы и всей Великой Отечественной войны.

VII. Применение знаний и способов действий

Самостоятельная работа Слайд №18

Если выражение решено, верно – , неверно -

200 : 10 =200

600 : 300 = 2

1000 : 100 =10

800 : 400 = 2

900 : 30 = 5

640 : 80 = 80

240 : 60 = 4

510 : 30 = 17

Слайд №19

Если у вас получился такой набор геометрических фигур, то вы справились верно.

Итог урока

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Д/З

Решение магических квадратов стр. 70, № 7

Рефлексия

65 лет назад победа на Курской Дуге была отмечена первым в истории салютом. Москва салютовала нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород. Сражение шло на земле и в воздухе. Воины сражались за каждый клочок земли, за каждую сопку, высоту.

Перед вами математическое поле, каждый на этом уроке взял свою высоту. Возьмите звездочку и прикрепите их на поле.

Литература

1. Т.С.Голубева, К урокам истории, \\ журнал “Начальная школа” 2003 № 7.

2. С.В. Зимина. Как развить интерес к математике, \\ журнал “Начальная школа” 1999 № 8.

3. Н.Н. Деменева. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ журнал “Начальная школа” 2004 № 2.

4. Ш.А.Амонашвили. Москва «Просвещение» 1986.

5. В.В.Яровая. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах. \\ журнал “Начальная школа” 2006 № 4.

6. Л.Ф.Фролова Организация групповой работы. \\ журнал “Начальная школа плюс До и После” 2006 № 3.