Данный проект идеально подходит для учащихся малокомплектной сельской школы.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность: 1,5–2 месяца (проект является долгосрочным).
Место проекта в программе: тема: «Население России» или «Население Саратовской области», 8-й класс.
Цель проекта: изучение состава населения родного села.
Задачи проекта:
- определить план работы;
- определить критерии оценки результатов;
- определить источники информации;
- собрать данные для изучения состава населения и обработать их;
- представить результаты своего исследования в форме презентации;
- подготовить выступление для защиты проекта.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
I. Теоретический:
1) Теоретическое изучение проблемы «Демографическая ситуация в России» на уроках.
2) Подготовка рефератов:
- «История заселения территории России»,
- «Демографическая ситуация в России»,
- «Демографическая политика»,
- «Народы Поволжья» и т.д.
II. Сбор информации:
- Численность населения села;
- Половозрастной состав населения;
- Информация о самом пожилом и о самом молодом жителях села;
- Национальный состав;
- Трудовые ресурсы и занятость.
Методы работы на данном этапе:
- Коммуникативный;
- Работа с документами.
III. Обработка информации:
Интегрированный урок географии и информатики: «Обработка статистических данных с помощью программы Excel».
На этом уроке ребята строят диаграммы: «Национальный состав», «Половозрастная пирамида», «Динамика рождаемости и смертности».
IV. Представление результатов:
- Создание презентации (Приложение);
- Защита проекта;
- Оценка выступлений и презентаций.
Критерии оценки:
- Верно ли определены цели и задачи работы? (0–1)
- Наличие гипотезы (0–1)
- Выводы работы соответствуют поставленным целям (0–1)
- Оригинальность, неповторимость проекта (0–1)
- Интересная форма представления, но в рамках делового стиля(0–1)
- Логичность, последовательность слайдов (0–1)
- Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи (0–1)
- Качество диаграмм, их уместность (0–1)
- Докладчик изъясняется ясно, чётко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе (0–1)
- Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы (0–1)
Максимальная сумма баллов – 10.
Оценивают выступление и презентацию все участники проекта и учитель. Итоговая оценка является средним арифметическим всех оценок. По итогам выявляется победитель. Его можно поощрить дополнительной пятёркой или грамотой администрации школы.
Значение проекта:
- Учащиеся на практике знакомятся с особенностями профессий, связанных со сбором и обработкой информации;
- Развивает навыки работы с документами;
- Даёт возможность учащимся искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, делать выводы;
- Развивает коммуникативные и презентационные умения, что очень важно в настоящее время;
- Показывает практическую значимость теоретического материала, изучаемого на уроках;
- Развивает и укрепляет у ребят чувство гордости и любви к своей родине;
- Даёт возможность каждому подростку почувствовать себя достойным членом общества;
- В ходе проекта каждый учащийся добивается определённого результата, что способствует его самоутверждению как личности.
Список источников информации:
- Грушина Т.П. Проект на тему «Наш экологически чистый административный округ» // «География в школе». – №5, 2008.
- Гирлина Н.П. «Использование метода проектов на уроках географии». – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».