Методическое пособие по предмету "Мир истории"

Разделы: История и обществознание


ИСТОРИЯ – НАУКА О ПРОШЛОМ.

1. Для чего люди изучают прошлое человечества?

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Назовите фамилии самых известных историков нашей страны:

_______________________________________

_______________________________________

3. Почему каждому человеку важно знать историю своей страны? _________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________

______________________________________________________________

________________________________________

4. Слово “Отечество” произошло от слова: __________

5. Слово “Родина” произошло от слова: _____________

6. В архивах хранятся ___________________________________________________

___________________________________________________

7. В музеях хранятся _______________________________

___________________________________________________

8. Кого мы называем своими предками? ___________________________________________________

___________________________________________________

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.

 1. Что мы называем историческими памятниками?___________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

2. Виды исторических памятников:

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

3. Дворцы, храмы, посуда, вещи относятся к ________________

_______________________________ памятникам
               Каким?

4. Легенды, сказки, старинные песни, пословицы, поговоркиотносятся

к  _______________________________памятникам.
               Каким?

5. Записи на камнях, глиняных и металлических изделиях,

берестяные грамоты, старинные книги относятся к

__________________________________________ памятникам.
                 Каким?

Исторические памятники.

6. Кого называют археологами? __________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

7. Место работы археолога: ______________________________

________________________________________________________

8. Подчеркнуть инструменты археолога:

молоток, лопата, гвоздодёр, кисточка, трактор, долото, нож, карандаш, совок, лупа, бульдозер, метр.

9. Орудие письма в старину:________________________________________

10. Жидкость, которой писали в старину_____________


СООТНЕСТИ ПРАВИЛЬНО СТРЕЛКАМИ:

БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

БЫЛИНА

СТАРИННЫЙ СОСУД

СКАЗКА

РУКОПИСНАЯ КНИГА

ЛЕГЕНДА

ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ

ГУСЛИ

ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ

ПОГОВОРКИ

ПИСЬМЕННЫЕ

 

 

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ

 

 

УСТНЫЕ

Назови вещи правильно.

___________________________ 2.________________________________________

___________________________ 4. ________________________________________

5. ___________________________ 6. ________________________________________

7. ___________________________ 8. ________________________________________

9. ___________________________ 10._______________________________________

НАША РОДИНА – РОССИЯ.

1. Наша Родина называется ________________________

2.Столица нашей Родины ________________________

Жители России называются:

русские, россияне.                                                              
(правильный ответ подчеркнуть).

СИМВОЛЫ РОССИИ.

4. Государственные символы России:

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

5. Цвета российского флага: _______________________

________________________

________________________

НАША РОДИНА – РОССИЯ.

6. Нашей страной управляет ________________________

Глава России работает в здании ___________________

___________________________________

7. Нарисовать флаг Российской Федерации:

8. Что означает слово “федерация” ___________________

_________________________________________________

9. Что объединяет людей одной национальности _______

___________________________________________________

___________________________________________________

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.

1. Что означает слово “родословная?”____________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

2. Изучением родословной занимается наука ______________

 ТВОЁ ИМЯ, ТВОЯ ФАМИЛИЯ.

3. Что такое “имя” ______________________________________

4. Что такое “фамилия”_________________________________

5. Царские фамилии Российского государства:

а) __________________________________

б)___________________________________

ИСТОРИЯ ФАМИЛИЙ.

6. История появления фамилий на Руси:

Угрюмов _________________________________________

__________________________________________________________

Кузнецов_________________________________________________ __________________________________________________________

Иванов____________________________________________

___________________________________________________________________

Ткачёв____________________________________________ ___________________________________________________

Твоей собственной фамилии__________________________________________ __________________________________________________

Нарисовать генеалогическое древо твоей семьи:

ИСТОРИЯ ИМЕНИ.

____________________

1. Для чего древние люди придумали имена? _______________

_______________________________________________________

2. Когда и кем даётся имя человеку?________________________ _________________________________________________________

3. Самое распространённое мужское имя в России____________ _________________________________________________________

4. Что выражалось в имени человека в древности____________ _________________________________________________________

 Что выражалось в имени человека в древности.

______________________________________________________________

СВЕТЛАНА

ПРЫГУНОК

ПЕРВОЙ

ЧЕРНАВА

ЗИМА

ВТОРУНЯ

ВЕШНАК

ПОСТНИК

МЕТЕЛИЦА

ПИСКУН

ТРЕТЬЯК

Отметить стрелками. ХАРАКТЕР РЕБЁНКА

 

ВНЕШНОСТЬ РЕБЁНКА

 

ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА

 

ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

 

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

НАШИ ИМЕНА.

6. Чем отличаются имена от прозвищ?_____________________________________________ __________________________________________________________

__________________________________________________________

7. Объясните прозвища героев русских былин:

- Илья МУРОМЕЦ;

- Алёша ПОПОВИЧ;

- Микула СЕЛЯНИНОВИЧ.

Есть ли такие имена в вашем классе или в семье?

ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА

______________________

АНДРЕЙ - мужественный - ____________________________

ЕВГЕНИЙ - благородный - _____________________________

ТИХОН - счастливый - ______________________________

ЕЛЕНА - сверкающая - ______________________________

СОФЬЯ - мудрая - ___________________________________

ГАЛИНА - спокойная - ________________________________

РИМСКИЕ ИМЕНА

________________________

ВИКТОР - победитель - ________________________________

ВАЛЕРИЙ- здоровый, сильный - __________________________

МАРИНА - морская - ___________________________________

МАКСИМ- великий - __________________________________

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЕ ИМЕНА

______________________________

МИХАИЛ - равный Богу - ______________________________

ИЛЬЯ - сила Божья - ______________________________

ДАНИИЛ - суд Божий - _______________________________

 ИСТОРИЯ ФАМИЛИИ.

_________________________________

1. В переводе с латыни означает ________________________

В каком веке появились на Руси фамилии у людей?_________________

2. У людей, какого происхождения впервые появились фамилии:

знатных бояр - простых жителей

_____________________________________
подчеркнуть.

Объяснить происхождение фамилий:

____________________________________________

КУЗНЕЦОВ

ВОИНОВ

ТВЕРСКОЙ

ЗАЙЦЕВ

ГЛАЗУНОВ

ВОЛКОВ

ТКАЧЁВ

МЕЛЬНИКОВ

ШУМИЛИН

СИРОТИН

УХОВ

БИОГРАФИЯ

Отметить стрелками Название животных

 

Название местности

 

Профессии людей

 

Черты лица человека

 

Социальное положение человека

БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ – это _______________________жизни _________________

Рассказ, дневник, игрушка, фотография, история,

ребёнка, собачки, человека.

__________________________________________________________________
выбрать и вставить в текст нужные слова.

МОЯ БИОГРАФИЯ.

 Я родился (родилась) в ____________году.

Место моего рождения: село (хутор), город __________________________

_____________________________области,_________________________края.

В ______году я пошёл в школу в хуторе (посёлке), городе ______________

В ______ году меня перевели в школу-интернат № 2 в _______класс.

Сейчас я учусь в ______классе. Учусь на _____________________отметки.

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что означают эти слова?

ПОКОЛЕНИЕ – ЭТО _____________________________________________

___________________________________________________________

ПРЕДКИ – ЭТО __________________________________________________

___________________________________________________________

СЕМЬЯ - ЭТО __________________________________________________

___________________________________________________________

МОЯ СЕМЬЯ.

Моя семья состоит из ________человек. Самый старший из них
                                    (скольких)

мой (моя) ______________. Ему (ей) ________лет. Самому
                 (брат, сестра)                       (сколько?)

(самой) младшему, (младшей) __________лет.
                                                     (сколько?)

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.

Я живу в городе (селе, посёлке, хуторе)_____________________________.

Название моего города (села, хутора, посёлка) произошло по причине

 В нём есть лес, река с чистой и холодной водой, поля, засеянные пшеницей, высокие горы.

________________________
(подчеркнуть)

В моём населённом пункте проживает

______________________людей
много, мало (подчеркнуть).

Там есть предприятия и учреждения, на котором работают люди, а мои

родители работают в (на) __________________________________________

в должности ________________________________.

Мой дом находится на улице_____________________________под №____

 Моя улица.

Название моей улицы происходит

__________________________________________________________
написать, почему так названа улица.

Моя улица зелёная (не зелёная), на ней растут такие деревья: клён, сосна, дуб, каштан, берёза, __________________________________________________________

добавить названия тех, которые не указаны.

Место, где я живу, указано на карте:

России, Краснодарского края, Абинского ( или какого?) района

________________________________________________
подчеркнуть.

Мой посёлок (станица, хутор, город)

возник в __________году
               (каком?)

_________века.
(какого?)

КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.

1. Название моего края ____________________________________________

____________________________________________

2. Главный город моего края _______________________________________

Название города означает ________________________________________

3. Первоначальное название этого города _____________________________

Это название происходит _________________________________________

4. Население края составляет___________________________человек.

5. В крае добывается много полезных ископаемых. Это ______________

_______________________________________________________________
перечислить, какие.

6. Одно из самых распространённых – это ___________________.

Его добывают в городе-порте Новороссийске.

 Новороссийск также является и городом - ________________. Здесь

проходили _______________________ бои во время Великой _______________________войны.

Это место называется “______________ Земля”.

__________________________________________________________________

Слова для справок: Малая, Отечественной, кровопролитные.

Наш край находится на юге, севере, западе, востоке Российской Федерации

_________________________
подчеркнуть.

Край находится в окружении двух морей:

______________________________________________________________
написать названия морей.

Главный курортный город Краснодарского края - ____________

В нём всегда тепло и мы ездим туда на: отдых, спортивные состязания,

экскурсии.

________________________________
правильный ответ подчеркнуть.

СТРАНА, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ.

1. Наша страна называется ______________________ или

Российская ______________________________________

2. Столица нашей страны город __________________

Наша столица один из самых _____________________городов мира.

Здесь много музеев и ________________________, школ, институтов и

_________________________. Самому большому университету

присвоено имя великого русского учёного ___________________________

В нашу столицу приезжает очень много _____________________ из

разных стран. Главное здание Москвы – это ____________________.

В нём работает российское ____________________________. Наше

правительство возглавляет ____________________________.

Слова для справок: президент, Кремль, библиотек, Москва, гостей,

красивейших, правительство, М. В. Ломоносов.

___________________________________________________________

Объяснить значение слов.

Столица - это_______________________________________________

Университет - это ___________________________________________

_________________________________________________

Президент - это_____________________________________________

Институт - это______________________________________________

______________________________________________

Музей - это_________________________________________________

________________________________________________

НАША ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ.

С давних времён люди наблюдали за небесными светилами. Они считали, что Солнце служило лишь для того, согревать и освещать Землю. Небо представлялось им твёрдой крышей, а звёзды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу. Шло время, и астрономы доказали, что Вселенная, или космос, - это видимое или невидимое над Землёй безграничное пространство, в котором находятся Солнце, Луна, Земля, звёзда и другие небесные тела.

Планета Земля, как и другие планеты,- остывшее холодное небесное тело, которое движется вокруг Солнца и получает от него свет и тепло. Земля – большая планета, имеющая форму шара. Земля окружена воздухом (атмосферой). В воздухе почти всегда бывают облака. Большая часть поверхности земного шара занята водой. На земном шаре четыре океана, которые соединены между собой проливами и образуют единый Мировой океан.

Самый большой и глубокий океан – Тихий. Вдвое меньше Атлантический. Индийский океан меньше Атлантический. Четвертый океан – Северный Ледовитый. Он самый холодный, а по размерам самый маленький из всех океанов.

 Нарисовать океаны по размерам:

  1. Тихий океан.
  2. Северный Ледовитыйокеан.
  3. Атлантический океан.
  4. Индийский океан.

Участки суши среди океанов называют материками. Их шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Наряду с делением суши земного шара на материки существует и другое её деление – на части света. Их тоже шесть: Это – Африка, Америка, Европа, Азия, Австралия, Антарктида. Части света включают и все близлежащие острова.

Нарисовать части света:

  1. Америка
  2. Азия
  3. Европа
  4.  Антарктида
  5. Африка
  6. Австралия 

То, что Земля движется вокруг Солнца, впервые доказал польский учёный Николай Коперник. Он и другой учёный из Италии Джордано Бруно доказали, что Солнце является не центром мира, а только лишь одной из звёзд среди бесконечного количества небесных тел.

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Полный оборот она совершает за сутки, или 24 часа. Это суточное движение Земли. За сутки на земном шаре сменяются день и ночь. Солнце освещает только половину поверхности земного шара. Поэтому, когда на обращённой к Солнцу стороне Земли день, в то же время на противоположной стороне – ночь, например, когда в Москве утро, на Дальнем Востоке – ночь.

Вращаясь вокруг своей оси. Земля в то же время движется и вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Это годовое движение Земли. В году 365 суток и 6 часов. За 4 года из 6 часов складываются целые сутки. Их присоединяют к самому короткому по количеству дней месяцу – февралю. Раз в четыре года февраль имеет 29-е число. Такой год из 366 суток называют високосным.

Наша Земля – единственная планета, на которой есть воздух и вода, а значит и жизнь.

Растут растения, есть животные и люди. Земля самое красивое творение природы.

У Земли есть спутник – Луна, огромный, холодный и твёрдый шар. Слово “луна” означает свечу, сияю. Луна является естественным спутником нашей планеты. Она также как и Земля, получает от Солнца свет и тепло. Луна меньше Земли в 14 раз и находится от неё на расстоянии 400 тысяч километров. Луна отличается от земли. На ней нет воздуха и воды, а значит, и нет испарений. На Луне нет ветра, и всегда стоит тишина. Поверхность Луны не защищена облаками и воздухом, сильно накаляется Солнцем, днём жара достигает 130, а охлаждается до 170 ниже нуля. На Луне нет жизни.

Нарисовать схему годового движения Земли времён года.

Весеннее Солнцестояние 21 марта

 

Зимнее солнцестояние 22 декабря  Солнце Летнее солнцестояние 22 июня.
 

Осеннее Солнцестояние 23 сентября.

ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ.

1. Что такое время? – часы, минуты, секунды, дни, недели, месяцы, годы

________________________________________________
подчеркнуть.

2. Историческое время – это часы, годы, минуты, века, тысячелетия, эпохи, эры.

________________________________________________
подчеркнуть.

3. Век ____________лет.

Тысячелетие ______________ лет.

В одном тысячелетии ______ веков.

Эпоха – это _____________________________________________________

_____________________________________________________

4. Эра – это _______________________________________________________

_______________________________________________________

5. Прошлое - _____________________________________________________

Настоящее – ___________________________________________________

Будущее - ____________________________________________________

6. Какие исторические события прошлого ты знаешь? _______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

7. Какие события из твоей биографии тебе запомнились? _____________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

8. Какая разница между этими понятиями: исторические события и

события из твоей жизни? ________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

ИСТОРИЯ – НАУКА О ПРОШЛОМ.

1. Для чего люди изучают прошлое человечества? ___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Назовите фамилии самых известных историков нашей страны:

_______________________________________

_______________________________________

3. Почему каждому человеку важно знать историю своей страны? _________________________________________________

9. Поставить знаки “плюс” и “минус”.

  События истории События личной жизни
Война 1941-1945 гг.    
День рождения президента России.    
Заключение мирного договора между Осетией и Грузией    
Примирение тебя и твоего друга после ссоры.    

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

1. На ленте времени учёные отмечают: события, проишествия, факты,

___________________________
нужное слово подчеркнуть.

которые произошли в мире с древних времён.

2. Всё историческое время учёные делят на две эпохи:

До……………………………… .....................................................

Отсчёт времени до нашей эры. Отсчёт времени нашей эры.

! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !

Наша эра ведёт счёт времени от Рождества ___________________________

То есть, от рождения _______________________________________________

Сейчас идёт ____________год, значит Иисусу Христу ______________лет.

Слово “век” применяется условно и охватывает иногда сотни тысяч лет. Тогда мы говорим: “каменный век”, “бронзовый век”, “средние века”.

Первобытный человек только осваивал мир, долго накапливал опыт, и поэтому ранние периоды жизни людей очень велики по длительности, иногда по нескольку тысяч лет.

ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

  1. Каменный век – от 2,6 млн. лет назад до 10 тысяч лет назад до н.э.
  2. Средний каменный век – 10 тыс. – 6 тыс. лет до н.э.
  3. Новый каменный век – 6 тыс. – 4 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.
  4. Бронзовый век - 2 тыс. – 1 тыс. лет до н.э.
  5. Железный век - 1 тыс. лет до н.э.

ЧАСТИ ВЕКА.

1. Один век – это _______лет.

2. Половина века – это _______лет.

3. Четверть века – это ________лет.

Нарисовать таблицу, разграничить на: половину века, четверть века.

Век начинается с цифры ___ , значит, это пишется так ______________.

Век заканчивается цифрой ______, значит, это пишется так _________.

Нашему веку сейчас __________ лет.

Четверть века

Половина века

Век

Одна десятая часть века

Отметить стрелками. 50 лет

100 лет

10 лет

25 лет

ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ?

В переводе с греческого слово “история” означает “рассказ о прошедшем”. Значит дословно, история – это наука о прошлом человечества.

Людей, которые занимаются историей, называют историками. Историю по праву называют памятью народа и эта память должна быть ясной, и достоверной. Нельзя ни улучшать, ни ухудшать историю, приспосабливая её.

Для чего надо изучать историю? Для того, чтобы самому быть лучше, правдивее, честнее перед собой и перед другими людьми. Нельзя быть хорошим человеком, если не знаешь, как жили твои предки, как жила, трудилась и боролась за счастье и свободу твоя страна.

Посмотрим на карту нашей страны. Много веков понадобилось, чтобы заселить, освоить, защитить её о врагов. Разве можно быть равнодушным, если мысленно представить себе, сколько труда, пота, и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений.

Пройдём мысленно по улицам старинных городов. Золотые ворота во Владимире, сказочно красивый Суздаль, величественные и строгие проспекты в Ленинграде-Санкт- Петербурге, причудливая деревянная резьба церкви в Кижах.

Это – история. Новый год. Мы привыкли к нему, радостно поздравляем друг друга. А знаем ли мы, что этот обычай восходит ко времени ПетраI.

И наш язык. Великий русский язык. И он достался нам от наших далёких предков. Тысячи м тысячи слов, которыми мы пользуемся сейчас, произносились сотни лет назад. А сколько метких изречений – свидетельств народной мудрости – заключено в пословицах и поговорках. Они и сейчас помогают нам жить. “Хлеб – всему голова”, “Без труда не выловишь рыбку из пруда” и многие другие.

Насколько талантливы были наши предки, свидетельствуют бесценные памятники истории и культуры, без которых мы не мыслим нашей духовной жизни. Насколько была бы бедна наша история и наша жизнь, если бы у нас не было “Слова о полку Игореве”, Храма Василия Блаженного, творений поэтов Пушкина, Лермонтова, писателей Толстого, Гоголя, композиторов Глинки, Чайковского.

ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕТ

 

 

 

 

ИСТОРИЯ НЕ ИЗУЧАЕТ

Отметить стрелками.  

КУЛЬТУРУ

НАУКУ

ПОГОДУ

СОБЫТИЯ

ИСКУССТВО

ДАТЫ ИСТОРИИ

ЖИЗНЬ ГЕРОЕВ ИСТОРИИ

ПРИРОДУ

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

БЫТ

ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

  Поэты Писатели Композиторы
Толстой Л.Н.      
Чайковский П.И.      
Пушкин А.С.      
Гоголь Н.В.      
Глинка      
Лермонтов М.Ю.      
Гайдар А.П.      

КРОССВОРД.

  1. Старое время.
  2. Деятельность в пении, танцах, музыке.
  3. Время исторического события.
  4. Большой промежуток исторического времени.
  5. Человек, совершивший поступок.
  6. Историческое проишествие.
  7. Сооружение, как память.
  8. Наука, изучающая прошлое народов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.

Наши отцы и деды могут рассказать о том, чему они были свидетелями в молодости. Но как же учёные узнают, о том, что происходило в глубокой древности?

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Надписи на камнях, глине, старинные книги говорят об истории и первых государств, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях.

До наших дней сохранились знаменитые постройки – пирамиды, Великая стена в Китае. Эти постройки позволяют судить о мастерстве строителей в далёком прошлом.

Важную роль играют раскопки. В земле на месте первых поселений учёные – археологи находят остатки жилищ, черепки, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб и зёрна злаков, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Особенно велико значение таких археологических раскопок для изучения жизни людей, живших на Земле задолго до появления государств и письменности. Этих людей называют первобытными.

Почти всё, что о них известно, добыто трудом археологов.

рисунок 1    рисунок 2

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ.

_________________________________

Кого называют археологами?__________________________________

___________________________________________________________

Назовите место работы археологов._____________________________

___________________________________________________________

Что вы видите на первом рисунке? Назвать предметы._____________

___________________________________________________________

Откуда взялись эти вещи?____________________________________

Что вы видите на втором рисунке?_____________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

I. Поставить знаки “плюс” или “минус”.

Вещественные

памятники.

Доисторическое

время.

Первобытно-

общинный строй.

Появление письменности.
Кости динозавра      
Палка-копалка      
Надпись на глине.      
Природный рисунок на камне (папоротник).      
Каменное рубило      
Древняя книга      
Кости мамонта      
Наскальные рисунки      
Кости неандертальского

мальчика.

     

СООТНЕСТИ СТРЕЛКАМИ:

_____________________________
Название памятников

_________________________________________________________________________
Виды памятников

 

РУКОПИСНАЯ КНИГА

ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК

ДЕРЕВЯННАЯ ПРЯЛКА

СТАРИННОЕ ОРУЖИЕ

СКАЗКА О ЗМЕЕ ГОРЫНЫЧЕ

УКРАШЕНИЕ ИЗ КАМНЯ

КОЛЬЧУГА

ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЁВА

БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

БЫЛИНА

МОНЕТЫ

Отметить стрелками ВЕЩЕСТВЕННЫЕ

УСТНЫЕ

ПИСЬМЕННЫЕ

 

 II. К каким видам исторических памятников относятся эти вещи?

 

ВЕЩЕСТВЕННЫМ, К ПИСЬМЕННЫМ, К УСТНЫМ.

__________________________________________________________
правильный ответ подчеркнуть.

МУЗЕЙ.

Большинство вещественных памятников хранятся в музеях. В музеях люди могут смотреть на предметы, которыми пользовались их далёкие предки.

Первый русский музей назывался КУНСТКАМЕРОЙ и основателем этого музея был великий российский император Пётр I. Царь заботился о пополнении своего музея и обратился к населению с призывом – приносить предметы старины, грамоты, кости допотопных животных и “всё, что зело старо, и необыкновенно.

Пётр I любил рассказывать посетителям об экспонатах своего музея, после чего благодарных слушателей ожидало бесплатное угощение как плата за любознательность.

1. КУНТСКАМЕРА – ЭТО ___________________________________________________

____________________________________________________________________

2. ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ МУЗЕИ ________________________________________

____________________________________________________________________

3. ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО В РОССИИ МУЗЕЯ

_______________________________
имя русского императора

 III. Как называется это помещение?

 

ПЕРЕЧИСЛИТЬ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ:

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

4. __________________________________________________

5. __________________________________________________

6. __________________________________________________

7. __________________________________________________

8. __________________________________________________

9. __________________________________________________

10. __________________________________________________

11. __________________________________________________

12. __________________________________________________

13. __________________________________________________

 ЭКСПОНАТЫ – ЭТО ________________________________________________________

ПЁТР I – ЭТО _______________________________________________________________

IV. Как называется эта письменность?

Материал, на котором писалась эта грамота?____________________________________

Чем писали на таком материале?_____________________________________________

Как готовили такую “ручку” к работе?_______________________________________

_________________________________________________________________________

Как называется шрифт, которым написана эта грамота?__________________________

Нарисовать писало – орудие труда древнего летописца.

Что этот человек делает?

 

 1. Что лежит перед ним на столе? _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
перечислить.

ОБЪЯСНИТЬ СЛОВА.

БЫЛИНА - это _______________________________________________

_______________________________________________

ГУСЛИ - это _______________________________________________

_______________________________________________

АРХЕОЛОГИ – это ____________________________________________

________________________________________________

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ – это ________________________________

________________________________________________

 Чем писали в старину?

В книгах

На берестяных грамотах

На глиняной посуде

На металлических изделиях

Вытачивали

Гусиным пером

Острой палочкой

Руками.

Нарисовать.

  1. Меч.
  2. Идола.
  3. Прялку.
  4. Топор.
  5. Лук и стрелы.

 ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
             ( научная версия).

По теории английского учёного Чарльза Дарвина человек произошёл от человекообразной обезьяны на территории Восточной Африки, где никогда не бывает холодов.

 Нарисовать карту Африки.

Отметить на карте место появления человека.

Учёные находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух с половиной лет назад. По этим находкам можно определить облик наших предков.

В настоящее время созданы такие аппараты, по которым можно определить по костям, пролежавшим в земле много миллионов лет, как выглядел человек.

Период эволюции продолжался в течении почти двух миллионов лет.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза открывались как под навесом.

Походка у людей была не прямая, а прыгающая, Руки длинные, свисавшие ниже колен.

В ОБЛИКЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ПРЕОБЛАДАЛИ ЗВЕРОПОДОБНЫЕ ЧЕРТЫ.

Дальнейшие обследования других костей и черепов, найденных при раскопках, дают основания считать эту версию достоверной и научно доказанной.

Люди в то время ещё не успели разговаривать. Они общались друг с другом, подобно животным с помощью разнообразных звуков. Объём мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.

Но это были люди – они ходили на двух ногах, умели изготавливать орудия труда, умели управлять своими поступками.

 Где современный, а где древний человек? Указать под портретами.

Советский антрополог и скульптор Герасимов М.М. разработал методику восстановления лица по черепу или его сохранившимся частям.

Последующие археологические находки показали, как с течением многих тысячелетий менялся облик человека, и уже 40 тысяч лет назад люди выглядели как современный человек.

ВЕРСИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
(Религиозная версия.)

По религиозной версии человека создал Бог. Сначала Бог создаёт мужчину, Адама, затем, чтобы ему не было скучно, из ребра Адама  Бог создаёт женщину Еву.

Так что по данной версии нашими предками являются Адам и Ева.

Они жили в райских садах и ни в чём не нуждались, гуляли, разговаривали. Им было запрещено только пробовать яблоки с определённого дерева, но Змий-искуситель уговорил Еву попробовать яблоко. Она уступила Змию, сорвала яблоко, попробовала сама и угостила Адама. Под воздействием яблока у них проснулось чувство любви. Это разгневало Бога, и он наказал Адама и Еву тем, что изгнал их из небесного рая.

Но Адама и Еву это не испугало, они прожили в любви и согласии много лет, воспитали своих детей.

1. В какой книге описываются данные события? _____________________

2. Как звали первого мужчину?_________________

3. Как звали первую женщину? _________________

4. Нарисовать небесный рай, как ты его себе представляешь.

________________________________________________________

5. Расставь знаки “плюс” или “минус”.

  Научная версия Религиозная версия.
Доказательства, найденные при раскопках    
События, описанные в

Библии.

   
Наука антропология    
Адам и Ева    
Теория Дарвина о происхождении человека    

6. Опишите своими словами ту версию, которую вы считаете правильной:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, СРЕДА.

Процесс очеловечения высшей породы обезьян начался более двух миллионов лет назад на обширной территории Юго-Восточной Африки.

В то время не только на данной территории, был благоприятный, тёплый климат. Часто шли тёплые дожди, преобладала густая растительность. В основном это были высокие деревья, такие как папоротник, эвкалипт, росла высокая трава.

Из животных того времени, как видно из раскопок, преобладали крупные виды: саблезубые тигры, медведи, большие кабаны, зубры, бизоны и т.д.

1. Нарисуй, как ты представляешь себе природу того времени. Какие росли деревья, кустарники:

2. Нарисуй животных того времени, как ты их себе представляешь.

ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ.
(Начало каменного века).

Великий немецкий учёный, философ Ф.Энгельс писал “Труд создал человека”. Почему он так сказал? Как вы думаете?

Жили древние люди не в одиночку, а стадами. Это первое человеческое общество так и называлось “человеческое стадо”. Потому что люди передвигались с места на место без определённой цели. Все в стаде занимались СОБИРАТЕЛЬСТВОМ, целыми днями искали съедобное – коренья, плоды, ягоды, яйца птиц.

Если бы мы могли наблюдать за человеческим стадом, то могли бы, возможно, увидеть такую картину: люди ищут на берегу реки камни. Берут не каждый. Какой - то отбросят – не годится. Другой подымут: этот подходит. Древнейший человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял её – получалось ОРУДИЕ ТРУДА, которое не может изготовить ни одно животное. Только люди могли заострять камни, вырубать с их помощью дубины, обтачивать палки-копалки.

УМЕНИЕ ИЗГОТОВЛЯТЬ ОРУДИЯ ТРУДА БЫЛО ГЛАВНЫМ ОТЛИЧИЕМ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ОТ ЖИВОТНЫХ.

Научившись трудиться, обезьяна постепенно превращалась в первобытного человека. Новое существо отличалось от своих обезьяньих предков более совершенным мозгом, выпрямленной походкой, особым развитием кистей рук, позволяющим держать камни и палки. Поэтому первых людей условно именуют “УМЕЛЫМИ ЛЮДЬМИ”.

Начальный период истории человечества называют КАМЕННЫМ веком, потому что главные орудия труда делались из камня.

Какое значение придавали учёные труду в развитии человека?

Какой смысл заключён в изречении “Труд создал самого человека?”

Как называлось сообщество первобытных людей?

  • группа, труппа, компания, стадо, общество.

Правильный ответ подчеркнуть.

4. Из какого материала изготавливал орудия труда древний человек?

Из железа, из золота, из камня, из дерева, из бронзы.

__________________________________________________

правильный ответ подчеркнуть.

5. Чем отличался древний человек от животного? ____________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6. Опишите по картинке занятие первобытного племени::

а) ________________________________________

б) ________________________________________

в) ________________________________________

г) ________________________________________

д) ________________________________________

ДРЕВНИЕ ЛЮДИ. ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД.

Природа, окружавшая первых “умелых” людей, была щедрой: тёплый климат, обилие съедобных плодов, мелких животных делали жизнь первобытного человека сравнительно лёгкой. Серьёзную опасность представляли только крупные хищники, с которыми человек не мог справиться в одиночку, и это заставляло людей объединяться. Самым страшным наказанием в человеческом стаде было изгнание. Человек мог просто погибнуть в одиночку.

На территории нашей страны человек расселился около 300 тысяч лет назад.

К этому времени в природе произошли грандиозные перемены: тёплый климат сменился резким похолоданием. Из Арктики в Европу надвинулся гигантский ледник, покрывший всю её северную половину. Отдельные языки ледника заходили южнее Киева и Воронежа. Толщина ледникового покрова превышала 1000 метра, больше 1 километра.

Многие животные покинули тогда Европу, и ушли на юг.

Ледниковый период грозил катастрофой первобытному человеку: это был суровый экзамен человечеству. Но люди уже успели подготовиться к обледенению, которое надвигалось постепенно. Они умели не только собирать дикие плоды, но и охотиться сообща на крупных животных –

мамонтов, бизонов. Многие виды мелких животных погибли или ушли на юг, и пришли другие, более крупные. В долинах рек, по окраинам озёр и болот, среди зарослей тростника бродили стада мамонтов – огромных слонов с длинной, густой, рыжей шерстью, хорошо переносивших холодный климат. К тому времени человек научился использовать огонь.

Каким было самым страшным наказанием в обществе древних людей? Почему?

Где находится Арктика? Какой там климат был раньше? А сейчас.

Назови толщину ледяного покрова Ледника? Опишите нашествие ледника по известному мультфильму.

Каких вы там видели животных? Что эти животные делали на протяжении всего фильма?

Нарисовать животных из мультфильма “Ледниковый период”.

  • Мамонт
  • Белка

ВРЕМЯ И МЕСТО ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

1. Время появления человека: 1 век нашей эры, 2 млн. лет назад.

_____________________________________
правильный ответ подчеркнуть.

2. Место появления человека: Азия, Африка, Европа, Арктика.

______________________________________
правильный ответ подчеркнуть.

На кого был похож древний человек? На современного человека, на обезьяну, на фантастического инопланетянина.

___________________________________________
правильный ответ подчеркнуть.

4. Каких людей называют “неандертальцами?”

Где проживали эти люди?

На какой территории?

Сохранилось ли это название сегодня?

Описать лицо первобытного человека:

а) лоб - _____________________________________________________

б) брови ____________________________________________________

в) нос ______________________________________________________

г) щёки _____________________________________________________

д) губы _____________________________________________________

е) подбородок___________________________________________________

9. Описать внешность первобытного человека:

а) шея, _____________________________________________________

__________________________________________________________

б) тело _____________________________________________________

__________________________________________________________

в) руки _____________________________________________________

__________________________________________________________

г) ноги ______________________________________________________

____________________________________________________________

д) походка ___________________________________________________

____________________________________________________________

Образ жизни древних людей был суровый, Основой жизни людей была коллективная охота на крупных животных. Это было опасное, но жизненное необходимое дело. Если людям не удавалось победить животных, то целое племя могло быть обречено на смерть от голода..

Можно предполагать, что у первобытных людей существовала жесточайшая дисциплина внутри племени, без которой нельзя было рассчитывать на победу в схватках со зверями. Охотники постепенно научились заготавливать мясо впрок (вялить его и коптить) и стали подолгу жить в одном месте.

Значительно улучшились и орудия труда для обработки кожи, кости и дерева и охотничьё оружие.

Сильно изменился и физический облик людей: именно тогда сложился современный человек, вполне похожий на нас. По латыни его называют “Хомо Сапиенс” - “человек разумный”.

1. Нужна ли была строгая дисциплина в племени: да, нет.

_______________________
подчеркнуть.

2. Зачем она была необходима _________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3. Чему научились люди со временем?__________________________

___________________________________________________________

4. Занимаясь собирательством люди:

  • переходили с места на место?
  • жили на одном месте?

______________________________
подчеркнуть.

5. Какое занятие позволило людям дольше жить на одном месте?_________________________________________________________

КОНЕЦ ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА.

Около 13 тысяч лет назад наступило значительное потепление. Ледник начал таять и отступать на север. Освободившуюся от льда землю покрывали леса и кустарники. Мамонты вымерли. Стада других животных продвигались на север. Часть людей двигалась вслед за животными. Большие изменения в жизни человека каменного века произошли в связи с таянием ледника. Ледник, сотни тысяч лет державший в холоде землю, начал быстро таять. Оттаявшая земля наполнилась водой – морями, озёрами, болотами. Буйно развивалась растительность, появилось много рыбы и водоплавающих птиц.

Люди “разумные” быстро совершенствовали свои орудия труда и овладевали новыми трудовыми навыками. Человек научился использовать упругость согнутого молодого тонкого деревца. Срубив гибкий ствол и стянув его тетивой, охотник сделал ЛУК. Стрела из лука летела дальше и точнее, чем брошенная рукой копьё. Это был первый механизм в истории человечества. Он позволил поражать мелкую дичь на расстоянии, а такая охота уже не требовала обязательного участия всего племени.

Новый образ жизни привёл к усовершенствованию каменных орудий труда. Человек сделал топор, привязав рубило камнями к деревянной рукоятке. Удар им был намного сильнее удара простым камнем. С топором рубка и обработка деревьев шли быстрее и легче.

Сначала люди изготовили первое судно – плот, затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев. На таких лодках рыболовы и охотники выходили даже в открытое море.

Женщины научились высевать в землю семена съедобных растений, заметив, что из упавшего в землю зерна, вырастает новый стебель. Так, из собирательства возникло ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Главным орудием земледельцев была мотыга.

Мотыжное земледелие требовало большого труда, но давало постоянные урожаи. Оно лучше, чем собирательство, обеспечивало род пищей.

Вокруг посёлков бродили дикие собаки, подбиравшие остатки пищи. Их лай предупреждал людей о приближении к посёлку других животных. Охотники приручили собак. Собака стала первым домашним животным – сторожем и помощником охотника.

С луком и собакой охота стала успешнее, и когда у охотника было достаточно мяса, они не убивали пойманных зверей, а держали их за оградой. Люди научились разводить свиней, коз, овец, кров. Так из охоты возникло скотоводство в то же время, что и земледелие.

ВОЗКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА ИМЕЛО ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ БРАЛ ТО, ЧТО ДАВАЛА ЕМУ ПРИРОДА: СОБИРАЛ РАСТЕНИЯ, УБИВАЛ НА ОХОТЕ ЖИВОТНЫХ, ЛОВИЛ РЫБУ. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ТРУДОМ ВЫРАЩИВАЛИ РАСТЕНИЯ И РАЗВОДИЛИ ЖИВОТНЫХ.

1. Какой труд называется потребительным? _________________________

________________________________________________________________

2. Почему он так называется _______________________________________

3. Какой труд называется производительным ________________________

________________________________________________________________

4. Почему он так называется? ______________________________________

________________________________________________________________

Занятие. Труд Потребительный. Труд производительный.
Собирательство    
Скотоводство    
Охота    
Земледелие    
Рыболовство    

Ремесло:

Развитие ремесла. Людей, которые живут постоянно на одном месте, называют осёдлыми, а земледельцы постоянно живут вблизи от своих полей. Переход от кочевого образа жизни к осёдлости благоприятствовал развитию ремёсел.

РЕМЕСЛО – изготовление различных изделий.

____________________________________________

Люди научились хорошо обрабатывать камень: 7 тысяч лет назад они научились его сверлить и шлифовать, подсыпая песок на обрабатываемый камень..

Заметили они и свойство глины затвердевать на огне. Вылепленные из глины и обожжённые на огне сосуды служили для хранения жидкостей, зерна и для приготовления пищи. Из волокон льна и шерсти пряли длинные нити, из ниток ткали материю, а из неё шили одежду, более лёгкую и опрятную, чем из шкур.

ГОНЧАР – мастер, изготавливающий изделия из глины.

КРОССВОРД

.

  1. Человек, занимающийся сбором плодов.
  2. Человек, занимающийся обработкой земли.
  3. Настоящий знаток своего дела.
  4. Мастер по пошиву одежды.
  5. Человек, занимающийся разведением скота.
  6. Любитель рыбной ловли.
  7. Человек, убивающий животных ради еды.
  8. Умение изготовлять изделия.