ИСТОРИЯ – НАУКА О ПРОШЛОМ.
1. Для чего люди изучают прошлое человечества?
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
2. Назовите фамилии самых известных историков нашей страны:
_______________________________________
_______________________________________
3. Почему каждому человеку важно знать историю своей страны? _________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________
______________________________________________________________
________________________________________
4. Слово “Отечество” произошло от слова: __________
5. Слово “Родина” произошло от слова: _____________
6. В архивах хранятся ___________________________________________________
___________________________________________________
7. В музеях хранятся _______________________________
___________________________________________________
8. Кого мы называем своими предками? ___________________________________________________
___________________________________________________
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
1. Что мы называем историческими памятниками?___________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
2. Виды исторических памятников:
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
3. Дворцы, храмы, посуда, вещи относятся к ________________
_______________________________ памятникам
Каким?
4. Легенды, сказки, старинные песни, пословицы, поговоркиотносятся
к _______________________________памятникам.
Каким?
5. Записи на камнях, глиняных и металлических изделиях,
берестяные грамоты, старинные книги относятся к
__________________________________________ памятникам.
Каким?
Исторические памятники.
6. Кого называют археологами? __________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
7. Место работы археолога: ______________________________
________________________________________________________
8. Подчеркнуть инструменты археолога:
молоток, лопата, гвоздодёр, кисточка, трактор, долото, нож, карандаш, совок, лупа, бульдозер, метр.
9. Орудие письма в старину:________________________________________
10. Жидкость, которой писали в старину_____________
СООТНЕСТИ ПРАВИЛЬНО СТРЕЛКАМИ:
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА БЫЛИНА СТАРИННЫЙ СОСУД СКАЗКА РУКОПИСНАЯ КНИГА ЛЕГЕНДА ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ ГУСЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ ПОГОВОРКИ |
ПИСЬМЕННЫЕ
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
УСТНЫЕ |
Назови вещи правильно.
___________________________ 2.________________________________________
___________________________ 4. ________________________________________
5. ___________________________ 6. ________________________________________
7. ___________________________ 8. ________________________________________
9. ___________________________ 10._______________________________________
НАША РОДИНА – РОССИЯ.
1. Наша Родина называется ________________________
2.Столица нашей Родины ________________________
Жители России называются:
русские, россияне.
(правильный ответ подчеркнуть).
СИМВОЛЫ РОССИИ.
4. Государственные символы России:
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
5. Цвета российского флага: _______________________
________________________
________________________
НАША РОДИНА – РОССИЯ.
6. Нашей страной управляет ________________________
Глава России работает в здании ___________________
___________________________________
7. Нарисовать флаг Российской Федерации:
8. Что означает слово “федерация” ___________________
_________________________________________________
9. Что объединяет людей одной национальности _______
___________________________________________________
___________________________________________________
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.
1. Что означает слово “родословная?”____________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
2. Изучением родословной занимается наука ______________
ТВОЁ ИМЯ, ТВОЯ ФАМИЛИЯ.
3. Что такое “имя” ______________________________________
4. Что такое “фамилия”_________________________________
5. Царские фамилии Российского государства:
а) __________________________________
б)___________________________________
ИСТОРИЯ ФАМИЛИЙ.
6. История появления фамилий на Руси:
Угрюмов _________________________________________
__________________________________________________________
Кузнецов_________________________________________________ __________________________________________________________
Иванов____________________________________________
___________________________________________________________________
Ткачёв____________________________________________ ___________________________________________________
Твоей собственной фамилии__________________________________________ __________________________________________________
Нарисовать генеалогическое древо твоей семьи:
ИСТОРИЯ ИМЕНИ.
____________________
1. Для чего древние люди придумали имена? _______________
_______________________________________________________
2. Когда и кем даётся имя человеку?________________________ _________________________________________________________
3. Самое распространённое мужское имя в России____________ _________________________________________________________
4. Что выражалось в имени человека в древности____________ _________________________________________________________
Что выражалось в имени человека в древности.
______________________________________________________________
СВЕТЛАНА ПРЫГУНОК ПЕРВОЙ ЧЕРНАВА ЗИМА ВТОРУНЯ ВЕШНАК ПОСТНИК МЕТЕЛИЦА ПИСКУН ТРЕТЬЯК |
Отметить стрелками. | ХАРАКТЕР РЕБЁНКА
ВНЕШНОСТЬ РЕБЁНКА
ПОРЯДОК ПОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА
ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ |
НАШИ ИМЕНА.
6. Чем отличаются имена от прозвищ?_____________________________________________ __________________________________________________________
__________________________________________________________
7. Объясните прозвища героев русских былин:
- Илья МУРОМЕЦ;
- Алёша ПОПОВИЧ;
- Микула СЕЛЯНИНОВИЧ.
Есть ли такие имена в вашем классе или в семье?
ГРЕЧЕСКИЕ ИМЕНА
______________________
АНДРЕЙ - мужественный - ____________________________
ЕВГЕНИЙ - благородный - _____________________________
ТИХОН - счастливый - ______________________________
ЕЛЕНА - сверкающая - ______________________________
СОФЬЯ - мудрая - ___________________________________
ГАЛИНА - спокойная - ________________________________
РИМСКИЕ ИМЕНА
________________________
ВИКТОР - победитель - ________________________________
ВАЛЕРИЙ- здоровый, сильный - __________________________
МАРИНА - морская - ___________________________________
МАКСИМ- великий - __________________________________
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЕ ИМЕНА
______________________________
МИХАИЛ - равный Богу - ______________________________
ИЛЬЯ - сила Божья - ______________________________
ДАНИИЛ - суд Божий - _______________________________
ИСТОРИЯ ФАМИЛИИ.
_________________________________
1. В переводе с латыни означает ________________________
В каком веке появились на Руси фамилии у людей?_________________
2. У людей, какого происхождения впервые появились фамилии:
знатных бояр - простых жителей
_____________________________________
подчеркнуть.
Объяснить происхождение фамилий:
____________________________________________
КУЗНЕЦОВ ВОИНОВ ТВЕРСКОЙ ЗАЙЦЕВ ГЛАЗУНОВ ВОЛКОВ ТКАЧЁВ МЕЛЬНИКОВ ШУМИЛИН СИРОТИН УХОВ БИОГРАФИЯ |
Отметить стрелками | Название животных
Название местности
Профессии людей
Черты лица человека
Социальное положение человека |
БИОГРАФИЯ
БИОГРАФИЯ – это _______________________жизни _________________
Рассказ, дневник, игрушка, фотография, история,
ребёнка, собачки, человека.
__________________________________________________________________
выбрать и вставить в текст нужные слова.
МОЯ БИОГРАФИЯ.
Я родился (родилась) в ____________году.
Место моего рождения: село (хутор), город __________________________
_____________________________области,_________________________края.
В ______году я пошёл в школу в хуторе (посёлке), городе ______________
В ______ году меня перевели в школу-интернат № 2 в _______класс.
Сейчас я учусь в ______классе. Учусь на _____________________отметки.
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Что означают эти слова?
ПОКОЛЕНИЕ – ЭТО _____________________________________________
___________________________________________________________
ПРЕДКИ – ЭТО __________________________________________________
___________________________________________________________
СЕМЬЯ - ЭТО __________________________________________________
___________________________________________________________
МОЯ СЕМЬЯ.
Моя семья состоит из ________человек. Самый старший
из них
(скольких)
мой (моя) ______________. Ему (ей) ________лет. Самому
(брат,
сестра)
(сколько?)
(самой) младшему, (младшей) __________лет.
(сколько?)
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.
Я живу в городе (селе, посёлке, хуторе)_____________________________.
Название моего города (села, хутора, посёлка) произошло по причине
В нём есть лес, река с чистой и холодной водой, поля, засеянные пшеницей, высокие горы.
________________________
(подчеркнуть)
В моём населённом пункте проживает
______________________людей
много, мало (подчеркнуть).
Там есть предприятия и учреждения, на котором работают люди, а мои
родители работают в (на) __________________________________________
в должности ________________________________.
Мой дом находится на улице_____________________________под №____
Моя улица.
Название моей улицы происходит
__________________________________________________________
написать, почему так названа улица.
Моя улица зелёная (не зелёная), на ней растут такие деревья: клён, сосна, дуб, каштан, берёза, __________________________________________________________
добавить названия тех, которые не указаны.
Место, где я живу, указано на карте:
России, Краснодарского края, Абинского ( или какого?) района
________________________________________________
подчеркнуть.
Мой посёлок (станица, хутор, город)
возник в __________году
(каком?)
_________века.
(какого?)
КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.
1. Название моего края ____________________________________________
____________________________________________
2. Главный город моего края _______________________________________
Название города означает ________________________________________
3. Первоначальное название этого города _____________________________
Это название происходит _________________________________________
4. Население края составляет___________________________человек.
5. В крае добывается много полезных ископаемых. Это ______________
_______________________________________________________________
перечислить, какие.
6. Одно из самых распространённых – это ___________________.
Его добывают в городе-порте Новороссийске.
Новороссийск также является и городом - ________________. Здесь
проходили _______________________ бои во время Великой _______________________войны.
Это место называется “______________ Земля”.
__________________________________________________________________
Слова для справок: Малая, Отечественной, кровопролитные.
Наш край находится на юге, севере, западе, востоке Российской Федерации
_________________________
подчеркнуть.
Край находится в окружении двух морей:
______________________________________________________________
написать названия морей.
Главный курортный город Краснодарского края - ____________
В нём всегда тепло и мы ездим туда на: отдых, спортивные состязания,
экскурсии.
________________________________
правильный ответ подчеркнуть.
СТРАНА, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ.
1. Наша страна называется ______________________ или
Российская ______________________________________
2. Столица нашей страны город __________________
Наша столица один из самых _____________________городов мира.
Здесь много музеев и ________________________, школ, институтов и
_________________________. Самому большому университету
присвоено имя великого русского учёного ___________________________
В нашу столицу приезжает очень много _____________________ из
разных стран. Главное здание Москвы – это ____________________.
В нём работает российское ____________________________. Наше
правительство возглавляет ____________________________.
Слова для справок: президент, Кремль, библиотек, Москва, гостей,
красивейших, правительство, М. В. Ломоносов.
___________________________________________________________
Объяснить значение слов.
Столица - это_______________________________________________
Университет - это ___________________________________________
_________________________________________________
Президент - это_____________________________________________
Институт - это______________________________________________
______________________________________________
Музей - это_________________________________________________
________________________________________________
НАША ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ.
С давних времён люди наблюдали за небесными светилами. Они считали, что Солнце служило лишь для того, согревать и освещать Землю. Небо представлялось им твёрдой крышей, а звёзды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу. Шло время, и астрономы доказали, что Вселенная, или космос, - это видимое или невидимое над Землёй безграничное пространство, в котором находятся Солнце, Луна, Земля, звёзда и другие небесные тела.
Планета Земля, как и другие планеты,- остывшее холодное небесное тело, которое движется вокруг Солнца и получает от него свет и тепло. Земля – большая планета, имеющая форму шара. Земля окружена воздухом (атмосферой). В воздухе почти всегда бывают облака. Большая часть поверхности земного шара занята водой. На земном шаре четыре океана, которые соединены между собой проливами и образуют единый Мировой океан.
Самый большой и глубокий океан – Тихий. Вдвое меньше Атлантический. Индийский океан меньше Атлантический. Четвертый океан – Северный Ледовитый. Он самый холодный, а по размерам самый маленький из всех океанов.
Нарисовать океаны по размерам:
- Тихий океан.
- Северный Ледовитыйокеан.
- Атлантический океан.
- Индийский океан.
Участки суши среди океанов называют материками. Их шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Наряду с делением суши земного шара на материки существует и другое её деление – на части света. Их тоже шесть: Это – Африка, Америка, Европа, Азия, Австралия, Антарктида. Части света включают и все близлежащие острова.
Нарисовать части света:
- Америка
- Азия
- Европа
- Антарктида
- Африка
- Австралия
То, что Земля движется вокруг Солнца, впервые доказал польский учёный Николай Коперник. Он и другой учёный из Италии Джордано Бруно доказали, что Солнце является не центром мира, а только лишь одной из звёзд среди бесконечного количества небесных тел.
Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Полный оборот она совершает за сутки, или 24 часа. Это суточное движение Земли. За сутки на земном шаре сменяются день и ночь. Солнце освещает только половину поверхности земного шара. Поэтому, когда на обращённой к Солнцу стороне Земли день, в то же время на противоположной стороне – ночь, например, когда в Москве утро, на Дальнем Востоке – ночь.
Вращаясь вокруг своей оси. Земля в то же время движется и вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Это годовое движение Земли. В году 365 суток и 6 часов. За 4 года из 6 часов складываются целые сутки. Их присоединяют к самому короткому по количеству дней месяцу – февралю. Раз в четыре года февраль имеет 29-е число. Такой год из 366 суток называют високосным.
Наша Земля – единственная планета, на которой есть воздух и вода, а значит и жизнь.
Растут растения, есть животные и люди. Земля самое красивое творение природы.
У Земли есть спутник – Луна, огромный, холодный и твёрдый шар. Слово “луна” означает свечу, сияю. Луна является естественным спутником нашей планеты. Она также как и Земля, получает от Солнца свет и тепло. Луна меньше Земли в 14 раз и находится от неё на расстоянии 400 тысяч километров. Луна отличается от земли. На ней нет воздуха и воды, а значит, и нет испарений. На Луне нет ветра, и всегда стоит тишина. Поверхность Луны не защищена облаками и воздухом, сильно накаляется Солнцем, днём жара достигает 130, а охлаждается до 170 ниже нуля. На Луне нет жизни.
Нарисовать схему годового движения Земли времён года.
Весеннее Солнцестояние 21 марта
|
||
Зимнее солнцестояние 22 декабря | Солнце | Летнее солнцестояние 22 июня. |
Осеннее Солнцестояние 23 сентября. |
ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ.
1. Что такое время? – часы, минуты, секунды, дни, недели, месяцы, годы
________________________________________________
подчеркнуть.
2. Историческое время – это часы, годы, минуты, века, тысячелетия, эпохи, эры.
________________________________________________
подчеркнуть.
3. Век ____________лет.
Тысячелетие ______________ лет.
В одном тысячелетии ______ веков.
Эпоха – это _____________________________________________________
_____________________________________________________
4. Эра – это _______________________________________________________
_______________________________________________________
5. Прошлое - _____________________________________________________
Настоящее – ___________________________________________________
Будущее - ____________________________________________________
6. Какие исторические события прошлого ты знаешь? _______________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
7. Какие события из твоей биографии тебе запомнились? _____________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Какая разница между этими понятиями: исторические события и
события из твоей жизни? ________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
ИСТОРИЯ – НАУКА О ПРОШЛОМ.
1. Для чего люди изучают прошлое человечества? ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
2. Назовите фамилии самых известных историков нашей страны:
_______________________________________
_______________________________________
3. Почему каждому человеку важно знать историю своей страны? _________________________________________________
9. Поставить знаки “плюс” и “минус”.
События истории | События личной жизни | |
Война 1941-1945 гг. | ||
День рождения президента России. | ||
Заключение мирного договора между Осетией и Грузией | ||
Примирение тебя и твоего друга после ссоры. |
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.
1. На ленте времени учёные отмечают: события, проишествия, факты,
___________________________
нужное слово подчеркнуть.
которые произошли в мире с древних времён.
2. Всё историческое время учёные делят на две эпохи:
До……………………………… | ..................................................... |
Отсчёт времени до нашей эры. Отсчёт времени нашей эры.
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! | ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! |
Наша эра ведёт счёт времени от Рождества ___________________________
То есть, от рождения _______________________________________________
Сейчас идёт ____________год, значит Иисусу Христу ______________лет.
Слово “век” применяется условно и охватывает иногда сотни тысяч лет. Тогда мы говорим: “каменный век”, “бронзовый век”, “средние века”.
Первобытный человек только осваивал мир, долго накапливал опыт, и поэтому ранние периоды жизни людей очень велики по длительности, иногда по нескольку тысяч лет.
ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
- Каменный век – от 2,6 млн. лет назад до 10 тысяч лет назад до н.э.
- Средний каменный век – 10 тыс. – 6 тыс. лет до н.э.
- Новый каменный век – 6 тыс. – 4 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.
- Бронзовый век - 2 тыс. – 1 тыс. лет до н.э.
- Железный век - 1 тыс. лет до н.э.
ЧАСТИ ВЕКА.
1. Один век – это _______лет.
2. Половина века – это _______лет.
3. Четверть века – это ________лет.
Нарисовать таблицу, разграничить на: половину века, четверть века.
Век начинается с цифры ___ , значит, это пишется так ______________.
Век заканчивается цифрой ______, значит, это пишется так _________.
Нашему веку сейчас __________ лет.
Четверть века Половина века Век Одна десятая часть века |
Отметить стрелками. | 50 лет 100 лет 10 лет 25 лет |
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ?
В переводе с греческого слово “история” означает “рассказ о прошедшем”. Значит дословно, история – это наука о прошлом человечества.
Людей, которые занимаются историей, называют историками. Историю по праву называют памятью народа и эта память должна быть ясной, и достоверной. Нельзя ни улучшать, ни ухудшать историю, приспосабливая её.
Для чего надо изучать историю? Для того, чтобы самому быть лучше, правдивее, честнее перед собой и перед другими людьми. Нельзя быть хорошим человеком, если не знаешь, как жили твои предки, как жила, трудилась и боролась за счастье и свободу твоя страна.
Посмотрим на карту нашей страны. Много веков понадобилось, чтобы заселить, освоить, защитить её о врагов. Разве можно быть равнодушным, если мысленно представить себе, сколько труда, пота, и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений.
Пройдём мысленно по улицам старинных городов. Золотые ворота во Владимире, сказочно красивый Суздаль, величественные и строгие проспекты в Ленинграде-Санкт- Петербурге, причудливая деревянная резьба церкви в Кижах.
Это – история. Новый год. Мы привыкли к нему, радостно поздравляем друг друга. А знаем ли мы, что этот обычай восходит ко времени ПетраI.
И наш язык. Великий русский язык. И он достался нам от наших далёких предков. Тысячи м тысячи слов, которыми мы пользуемся сейчас, произносились сотни лет назад. А сколько метких изречений – свидетельств народной мудрости – заключено в пословицах и поговорках. Они и сейчас помогают нам жить. “Хлеб – всему голова”, “Без труда не выловишь рыбку из пруда” и многие другие.
Насколько талантливы были наши предки, свидетельствуют бесценные памятники истории и культуры, без которых мы не мыслим нашей духовной жизни. Насколько была бы бедна наша история и наша жизнь, если бы у нас не было “Слова о полку Игореве”, Храма Василия Блаженного, творений поэтов Пушкина, Лермонтова, писателей Толстого, Гоголя, композиторов Глинки, Чайковского.
ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕТ
ИСТОРИЯ НЕ ИЗУЧАЕТ |
Отметить стрелками. | КУЛЬТУРУ НАУКУ ПОГОДУ СОБЫТИЯ ИСКУССТВО ДАТЫ ИСТОРИИ ЖИЗНЬ ГЕРОЕВ ИСТОРИИ ПРИРОДУ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ БЫТ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ |
Поэты | Писатели | Композиторы | |
Толстой Л.Н. | |||
Чайковский П.И. | |||
Пушкин А.С. | |||
Гоголь Н.В. | |||
Глинка | |||
Лермонтов М.Ю. | |||
Гайдар А.П. |
КРОССВОРД.
- Старое время.
- Деятельность в пении, танцах, музыке.
- Время исторического события.
- Большой промежуток исторического времени.
- Человек, совершивший поступок.
- Историческое проишествие.
- Сооружение, как память.
- Наука, изучающая прошлое народов.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Наши отцы и деды могут рассказать о том, чему они были свидетелями в молодости. Но как же учёные узнают, о том, что происходило в глубокой древности?
Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Надписи на камнях, глине, старинные книги говорят об истории и первых государств, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях.
До наших дней сохранились знаменитые постройки – пирамиды, Великая стена в Китае. Эти постройки позволяют судить о мастерстве строителей в далёком прошлом.
Важную роль играют раскопки. В земле на месте первых поселений учёные – археологи находят остатки жилищ, черепки, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб и зёрна злаков, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.
Особенно велико значение таких археологических раскопок для изучения жизни людей, живших на Земле задолго до появления государств и письменности. Этих людей называют первобытными.
Почти всё, что о них известно, добыто трудом археологов.
рисунок 1 рисунок 2
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ.
_________________________________
Кого называют археологами?__________________________________
___________________________________________________________
Назовите место работы археологов._____________________________
___________________________________________________________
Что вы видите на первом рисунке? Назвать предметы._____________
___________________________________________________________
Откуда взялись эти вещи?____________________________________
Что вы видите на втором рисунке?_____________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
I. Поставить знаки “плюс” или “минус”.
Вещественные памятники. |
Доисторическое время. |
Первобытно- общинный строй. |
Появление письменности. |
Кости динозавра | |||
Палка-копалка | |||
Надпись на глине. | |||
Природный рисунок на камне (папоротник). | |||
Каменное рубило | |||
Древняя книга | |||
Кости мамонта | |||
Наскальные рисунки | |||
Кости неандертальского мальчика. |
СООТНЕСТИ СТРЕЛКАМИ:
_____________________________
Название памятников
_________________________________________________________________________
Виды памятников
РУКОПИСНАЯ КНИГА ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК ДЕРЕВЯННАЯ ПРЯЛКА СТАРИННОЕ ОРУЖИЕ СКАЗКА О ЗМЕЕ ГОРЫНЫЧЕ УКРАШЕНИЕ ИЗ КАМНЯ КОЛЬЧУГА ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЁВА БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА БЫЛИНА МОНЕТЫ |
Отметить стрелками | ВЕЩЕСТВЕННЫЕ УСТНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ
|
II. К каким видам исторических памятников относятся эти вещи?
ВЕЩЕСТВЕННЫМ, К ПИСЬМЕННЫМ, К УСТНЫМ.
__________________________________________________________
правильный ответ подчеркнуть.
МУЗЕЙ.
Большинство вещественных памятников хранятся в музеях. В музеях люди могут смотреть на предметы, которыми пользовались их далёкие предки.
Первый русский музей назывался КУНСТКАМЕРОЙ и основателем этого музея был великий российский император Пётр I. Царь заботился о пополнении своего музея и обратился к населению с призывом – приносить предметы старины, грамоты, кости допотопных животных и “всё, что зело старо, и необыкновенно.
Пётр I любил рассказывать посетителям об экспонатах своего музея, после чего благодарных слушателей ожидало бесплатное угощение как плата за любознательность.
1. КУНТСКАМЕРА – ЭТО ___________________________________________________
____________________________________________________________________
2. ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ МУЗЕИ ________________________________________
____________________________________________________________________
3. ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО В РОССИИ МУЗЕЯ
_______________________________
имя русского императора
III. Как называется это помещение?
ПЕРЕЧИСЛИТЬ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________
7. __________________________________________________
8. __________________________________________________
9. __________________________________________________
10. __________________________________________________
11. __________________________________________________
12. __________________________________________________
13. __________________________________________________
ЭКСПОНАТЫ – ЭТО ________________________________________________________
ПЁТР I – ЭТО _______________________________________________________________
IV. Как называется эта письменность?
Материал, на котором писалась эта грамота?____________________________________
Чем писали на таком материале?_____________________________________________
Как готовили такую “ручку” к работе?_______________________________________
_________________________________________________________________________
Как называется шрифт, которым написана эта грамота?__________________________
Нарисовать писало – орудие труда древнего летописца.
Что этот человек делает?
1. Что лежит перед ним на столе? _____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
перечислить.
ОБЪЯСНИТЬ СЛОВА.
БЫЛИНА - это _______________________________________________
_______________________________________________
ГУСЛИ - это _______________________________________________
_______________________________________________
АРХЕОЛОГИ – это ____________________________________________
________________________________________________
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ – это ________________________________
________________________________________________
Чем писали в старину?
В книгах На берестяных грамотах На глиняной посуде На металлических изделиях |
Вытачивали Гусиным пером Острой палочкой Руками. |
Нарисовать.
- Меч.
- Идола.
- Прялку.
- Топор.
- Лук и стрелы.
ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
(
научная версия).
По теории английского учёного Чарльза Дарвина человек произошёл от человекообразной обезьяны на территории Восточной Африки, где никогда не бывает холодов.
Нарисовать карту Африки.
Отметить на карте место появления человека.
Учёные находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух с половиной лет назад. По этим находкам можно определить облик наших предков.
В настоящее время созданы такие аппараты, по которым можно определить по костям, пролежавшим в земле много миллионов лет, как выглядел человек.
Период эволюции продолжался в течении почти двух миллионов лет.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза открывались как под навесом.
Походка у людей была не прямая, а прыгающая, Руки длинные, свисавшие ниже колен.
В ОБЛИКЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ПРЕОБЛАДАЛИ ЗВЕРОПОДОБНЫЕ ЧЕРТЫ.
Дальнейшие обследования других костей и черепов, найденных при раскопках, дают основания считать эту версию достоверной и научно доказанной.
Люди в то время ещё не успели разговаривать. Они общались друг с другом, подобно животным с помощью разнообразных звуков. Объём мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.
Но это были люди – они ходили на двух ногах, умели изготавливать орудия труда, умели управлять своими поступками.
Где современный, а где древний человек? Указать под портретами.
Советский антрополог и скульптор Герасимов М.М. разработал методику восстановления лица по черепу или его сохранившимся частям.
Последующие археологические находки показали, как с течением многих тысячелетий менялся облик человека, и уже 40 тысяч лет назад люди выглядели как современный человек.
ВЕРСИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
(Религиозная версия.)
По религиозной версии человека создал Бог. Сначала Бог создаёт мужчину, Адама, затем, чтобы ему не было скучно, из ребра Адама Бог создаёт женщину Еву.
Так что по данной версии нашими предками являются Адам и Ева.
Они жили в райских садах и ни в чём не нуждались, гуляли, разговаривали. Им было запрещено только пробовать яблоки с определённого дерева, но Змий-искуситель уговорил Еву попробовать яблоко. Она уступила Змию, сорвала яблоко, попробовала сама и угостила Адама. Под воздействием яблока у них проснулось чувство любви. Это разгневало Бога, и он наказал Адама и Еву тем, что изгнал их из небесного рая.
Но Адама и Еву это не испугало, они прожили в любви и согласии много лет, воспитали своих детей.
1. В какой книге описываются данные события? _____________________
2. Как звали первого мужчину?_________________
3. Как звали первую женщину? _________________
4. Нарисовать небесный рай, как ты его себе представляешь.
________________________________________________________
5. Расставь знаки “плюс” или “минус”.
Научная версия | Религиозная версия. | |
Доказательства, найденные при раскопках | ||
События, описанные в Библии. |
||
Наука антропология | ||
Адам и Ева | ||
Теория Дарвина о происхождении человека |
6. Опишите своими словами ту версию, которую вы считаете правильной:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, СРЕДА.
Процесс очеловечения высшей породы обезьян начался более двух миллионов лет назад на обширной территории Юго-Восточной Африки.
В то время не только на данной территории, был благоприятный, тёплый климат. Часто шли тёплые дожди, преобладала густая растительность. В основном это были высокие деревья, такие как папоротник, эвкалипт, росла высокая трава.
Из животных того времени, как видно из раскопок, преобладали крупные виды: саблезубые тигры, медведи, большие кабаны, зубры, бизоны и т.д.
1. Нарисуй, как ты представляешь себе природу того времени. Какие росли деревья, кустарники:
2. Нарисуй животных того времени, как ты их себе представляешь.
ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ.
(Начало каменного века).
Великий немецкий учёный, философ Ф.Энгельс писал “Труд создал человека”. Почему он так сказал? Как вы думаете?
Жили древние люди не в одиночку, а стадами. Это первое человеческое общество так и называлось “человеческое стадо”. Потому что люди передвигались с места на место без определённой цели. Все в стаде занимались СОБИРАТЕЛЬСТВОМ, целыми днями искали съедобное – коренья, плоды, ягоды, яйца птиц.
Если бы мы могли наблюдать за человеческим стадом, то могли бы, возможно, увидеть такую картину: люди ищут на берегу реки камни. Берут не каждый. Какой - то отбросят – не годится. Другой подымут: этот подходит. Древнейший человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял её – получалось ОРУДИЕ ТРУДА, которое не может изготовить ни одно животное. Только люди могли заострять камни, вырубать с их помощью дубины, обтачивать палки-копалки.
УМЕНИЕ ИЗГОТОВЛЯТЬ ОРУДИЯ ТРУДА БЫЛО ГЛАВНЫМ ОТЛИЧИЕМ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ОТ ЖИВОТНЫХ.
Научившись трудиться, обезьяна постепенно превращалась в первобытного человека. Новое существо отличалось от своих обезьяньих предков более совершенным мозгом, выпрямленной походкой, особым развитием кистей рук, позволяющим держать камни и палки. Поэтому первых людей условно именуют “УМЕЛЫМИ ЛЮДЬМИ”.
Начальный период истории человечества называют КАМЕННЫМ веком, потому что главные орудия труда делались из камня.
Какое значение придавали учёные труду в развитии человека?
Какой смысл заключён в изречении “Труд создал самого человека?”
Как называлось сообщество первобытных людей?
- группа, труппа, компания, стадо, общество.
Правильный ответ подчеркнуть.
4. Из какого материала изготавливал орудия труда древний человек?
Из железа, из золота, из камня, из дерева, из бронзы.
__________________________________________________
правильный ответ подчеркнуть.
5. Чем отличался древний человек от животного? ____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Опишите по картинке занятие первобытного племени::
а) ________________________________________
б) ________________________________________
в) ________________________________________
г) ________________________________________
д) ________________________________________
ДРЕВНИЕ ЛЮДИ. ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД.
Природа, окружавшая первых “умелых” людей, была щедрой: тёплый климат, обилие съедобных плодов, мелких животных делали жизнь первобытного человека сравнительно лёгкой. Серьёзную опасность представляли только крупные хищники, с которыми человек не мог справиться в одиночку, и это заставляло людей объединяться. Самым страшным наказанием в человеческом стаде было изгнание. Человек мог просто погибнуть в одиночку.
На территории нашей страны человек расселился около 300 тысяч лет назад.
К этому времени в природе произошли грандиозные перемены: тёплый климат сменился резким похолоданием. Из Арктики в Европу надвинулся гигантский ледник, покрывший всю её северную половину. Отдельные языки ледника заходили южнее Киева и Воронежа. Толщина ледникового покрова превышала 1000 метра, больше 1 километра.
Многие животные покинули тогда Европу, и ушли на юг.
Ледниковый период грозил катастрофой первобытному человеку: это был суровый экзамен человечеству. Но люди уже успели подготовиться к обледенению, которое надвигалось постепенно. Они умели не только собирать дикие плоды, но и охотиться сообща на крупных животных –
мамонтов, бизонов. Многие виды мелких животных погибли или ушли на юг, и пришли другие, более крупные. В долинах рек, по окраинам озёр и болот, среди зарослей тростника бродили стада мамонтов – огромных слонов с длинной, густой, рыжей шерстью, хорошо переносивших холодный климат. К тому времени человек научился использовать огонь.
Каким было самым страшным наказанием в обществе древних людей? Почему?
Где находится Арктика? Какой там климат был раньше? А сейчас.
Назови толщину ледяного покрова Ледника? Опишите нашествие ледника по известному мультфильму.
Каких вы там видели животных? Что эти животные делали на протяжении всего фильма?
Нарисовать животных из мультфильма “Ледниковый период”.
- Мамонт
- Белка
ВРЕМЯ И МЕСТО ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
1. Время появления человека: 1 век нашей эры, 2 млн. лет назад.
_____________________________________
правильный ответ подчеркнуть.
2. Место появления человека: Азия, Африка, Европа, Арктика.
______________________________________
правильный ответ подчеркнуть.
На кого был похож древний человек? На современного человека, на обезьяну, на фантастического инопланетянина.
___________________________________________
правильный ответ подчеркнуть.
4. Каких людей называют “неандертальцами?”
Где проживали эти люди?
На какой территории?
Сохранилось ли это название сегодня?
Описать лицо первобытного человека:
а) лоб - _____________________________________________________
б) брови ____________________________________________________
в) нос ______________________________________________________
г) щёки _____________________________________________________
д) губы _____________________________________________________
е) подбородок___________________________________________________
9. Описать внешность первобытного человека:
а) шея, _____________________________________________________
__________________________________________________________
б) тело _____________________________________________________
__________________________________________________________
в) руки _____________________________________________________
__________________________________________________________
г) ноги ______________________________________________________
____________________________________________________________
д) походка ___________________________________________________
____________________________________________________________
Образ жизни древних людей был суровый, Основой жизни людей была коллективная охота на крупных животных. Это было опасное, но жизненное необходимое дело. Если людям не удавалось победить животных, то целое племя могло быть обречено на смерть от голода..
Можно предполагать, что у первобытных людей существовала жесточайшая дисциплина внутри племени, без которой нельзя было рассчитывать на победу в схватках со зверями. Охотники постепенно научились заготавливать мясо впрок (вялить его и коптить) и стали подолгу жить в одном месте.
Значительно улучшились и орудия труда для обработки кожи, кости и дерева и охотничьё оружие.
Сильно изменился и физический облик людей: именно тогда сложился современный человек, вполне похожий на нас. По латыни его называют “Хомо Сапиенс” - “человек разумный”.
1. Нужна ли была строгая дисциплина в племени: да, нет.
_______________________
подчеркнуть.
2. Зачем она была необходима _________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Чему научились люди со временем?__________________________
___________________________________________________________
4. Занимаясь собирательством люди:
- переходили с места на место?
- жили на одном месте?
______________________________
подчеркнуть.
5. Какое занятие позволило людям дольше жить на одном месте?_________________________________________________________
КОНЕЦ ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА.
Около 13 тысяч лет назад наступило значительное потепление. Ледник начал таять и отступать на север. Освободившуюся от льда землю покрывали леса и кустарники. Мамонты вымерли. Стада других животных продвигались на север. Часть людей двигалась вслед за животными. Большие изменения в жизни человека каменного века произошли в связи с таянием ледника. Ледник, сотни тысяч лет державший в холоде землю, начал быстро таять. Оттаявшая земля наполнилась водой – морями, озёрами, болотами. Буйно развивалась растительность, появилось много рыбы и водоплавающих птиц.
Люди “разумные” быстро совершенствовали свои орудия труда и овладевали новыми трудовыми навыками. Человек научился использовать упругость согнутого молодого тонкого деревца. Срубив гибкий ствол и стянув его тетивой, охотник сделал ЛУК. Стрела из лука летела дальше и точнее, чем брошенная рукой копьё. Это был первый механизм в истории человечества. Он позволил поражать мелкую дичь на расстоянии, а такая охота уже не требовала обязательного участия всего племени.
Новый образ жизни привёл к усовершенствованию каменных орудий труда. Человек сделал топор, привязав рубило камнями к деревянной рукоятке. Удар им был намного сильнее удара простым камнем. С топором рубка и обработка деревьев шли быстрее и легче.
Сначала люди изготовили первое судно – плот, затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев. На таких лодках рыболовы и охотники выходили даже в открытое море.
Женщины научились высевать в землю семена съедобных растений, заметив, что из упавшего в землю зерна, вырастает новый стебель. Так, из собирательства возникло ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Главным орудием земледельцев была мотыга.
Мотыжное земледелие требовало большого труда, но давало постоянные урожаи. Оно лучше, чем собирательство, обеспечивало род пищей.
Вокруг посёлков бродили дикие собаки, подбиравшие остатки пищи. Их лай предупреждал людей о приближении к посёлку других животных. Охотники приручили собак. Собака стала первым домашним животным – сторожем и помощником охотника.
С луком и собакой охота стала успешнее, и когда у охотника было достаточно мяса, они не убивали пойманных зверей, а держали их за оградой. Люди научились разводить свиней, коз, овец, кров. Так из охоты возникло скотоводство в то же время, что и земледелие.
ВОЗКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА ИМЕЛО ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ БРАЛ ТО, ЧТО ДАВАЛА ЕМУ ПРИРОДА: СОБИРАЛ РАСТЕНИЯ, УБИВАЛ НА ОХОТЕ ЖИВОТНЫХ, ЛОВИЛ РЫБУ. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ТРУДОМ ВЫРАЩИВАЛИ РАСТЕНИЯ И РАЗВОДИЛИ ЖИВОТНЫХ.
1. Какой труд называется потребительным? _________________________
________________________________________________________________
2. Почему он так называется _______________________________________
3. Какой труд называется производительным ________________________
________________________________________________________________
4. Почему он так называется? ______________________________________
________________________________________________________________
Занятие. | Труд Потребительный. | Труд производительный. |
Собирательство | ||
Скотоводство | ||
Охота | ||
Земледелие | ||
Рыболовство |
Ремесло:
Развитие ремесла. Людей, которые живут постоянно на одном месте, называют осёдлыми, а земледельцы постоянно живут вблизи от своих полей. Переход от кочевого образа жизни к осёдлости благоприятствовал развитию ремёсел.
РЕМЕСЛО – изготовление различных изделий.
____________________________________________
Люди научились хорошо обрабатывать камень: 7 тысяч лет назад они научились его сверлить и шлифовать, подсыпая песок на обрабатываемый камень..
Заметили они и свойство глины затвердевать на огне. Вылепленные из глины и обожжённые на огне сосуды служили для хранения жидкостей, зерна и для приготовления пищи. Из волокон льна и шерсти пряли длинные нити, из ниток ткали материю, а из неё шили одежду, более лёгкую и опрятную, чем из шкур.
ГОНЧАР – мастер, изготавливающий изделия из глины.
КРОССВОРД
.
- Человек, занимающийся сбором плодов.
- Человек, занимающийся обработкой земли.
- Настоящий знаток своего дела.
- Мастер по пошиву одежды.
- Человек, занимающийся разведением скота.
- Любитель рыбной ловли.
- Человек, убивающий животных ради еды.
- Умение изготовлять изделия.