Цель урока: сформировать у обучающихся понятия силы тока, электрического напряжения и сопротивления.
Задачи урока:
обучающая
- развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент) для формирования понятий силы тока, напряжения и сопротивления;
воспитательная
- развивать у учащихся коммуникативность и критичность, используя работу по взаимопроверке.
развивающая
- развивать способность выделять главное;
- при составлении конспекта содействовать развитию у школьников умения анализировать, систематизировать и сравнивать.
Оборудование: амперметр и вольтметр демонстрационные, источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода, реостат, чайник алюминиевый, чайная ложка, подсоленная вода, стеклянный стакан.
Для проведения урока используется раздаточный материал в виде конспекта-опоры (приложение 1), таблица для проверки усвоения материала (приложение 2), таблица рефлексии на уроке. Наглядность обеспечивается демонстрационными экспериментами и презентацией, в которую входят и небольшие исторические справки, и видеофрагменты.
Этапы урока:
Организационный момент.
Содержание урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
В: Представьте себе такую ситуацию: к вам в класс пришёл новый ученик (ученица). Что для вас важнее в нём:
- внешность,
- характер,
- его материальное состояние, или что-то другое? (Ответ: характер)
В: Давайте проведём аналогию с темой, которую сейчас изучаем. ''Новым учеником'' будет сама тема ''Электрический ток''. Вы уже знаете его определение и условия существования. Что, по-вашему, необходимо теперь выяснять о нём? (Ответ: характер)
В: Почти правильно. Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока (слайд 1)
В: А что такое электрический ток? (говорят определение электрического тока)
В: Назовите условия существования электрического тока? (1.) наличие свободных зарядов в проводнике; 2.) наличие внешнего электрического поля)
Отметьте эти условия у себя в ОК. (работают по заполнению конспекта)
В: Какие ассоциации у вас вызывает движение электронов? (Ответ: течение воды)
Вот мы с вами и рассмотрим характеристики электрического тока на примере тока воды.
В: Вы знаете, как называется начало реки, ручейка? (ответ: исток)
Посмотрите полная аналогия ведь протекание электрического тока в цепи не возможно без источника тока. Похожие названия?
Это потому, что в 17 веке учёные-физики рассматривали электричество как бесцветную, невидимую, вез вкуса и запаха жидкость, которая переносит из одной точки пространства в другую некоторые особенные свойства. Отсюда и похожие названия.
Чтобы начать говорить о характеристиках электрического тока, давайте посмотрим следующий видеосюжет (слайд 2, слайд 3)
3. Мотивационный этап.
В: Чем отличаются эти два потока? (Ответ: скоростью течения)
В: А одинаковая ли сила движет этими частицами воды? И как зависит скорость течения от этой силы? (Ответ: Сила различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше.)
Вывод правильный. А у меня для Вас есть небольшой сюрприз (демонстрация опыта зависимости силы тока от напора струи жидкости). Оборудование: алюминиевый чайник с солёной водой, железная ложечка, гальванометр от демонстрационного амперметра, стакан, соедини тельные провода.
(В зависимости от уровня подготовки класса, обыграть этот опыт можно по-разному. Можно сказать, что это волшебная жидкость осталась в древнем сосуде ещё с :века. Для более подготовленных учеников, можно предложить разгадать сущность этого опыта. Очень интересно вернуться к этому опыту при изучении этой же темы в 10 классе. Если заменить железную ложку алюминиевой, то легко перейти к разности потенциалов. Переход получается особенно эффектно, если ложечки найти одинаковые, а заменить их во время опыта незаметно для учащихся!)
Посмотрите, в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи.
(Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение)
4. Усвоение новых знаний.
Вот и первая характеристика электрического тока. Она называется сила тока.
Количество электрических зарядов прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени (слайд 4).
Обозначается I. Измеряется в Амперах.
Вычисляется по формуле: I= q/t
Ампер является одной из основных единиц и определяется по силе взаимодействия двух параллельных проводников с током (слайд 5). Названа так в честь французского учёного
А. Ампера (слайд 6).
Сила тока равна 1 амперу, если через поперечное сечение проводника за время равное
1 секунде протекает заряд, равный 1 Кл:
1А=1Кл/1с. (слайд 7)
Для измерения слабых токов используется 1мА и 1мкА, а сильных - 1кА.
Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека.
Силу тока измеряют специальными приборами - амперметрами. Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надо измерить силу тока, ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. (демонстрация опыта измерения силы тока в цепи)
На схеме Амперметр обозначается
Для того чтобы электроны пришли в движение необходимо приложить внешнюю силу.
В: Что является в реке такой внешней силой? (разница давлений)
В: А как называют эту разницу давлений по-другому? Давайте посмотрим видеосюжет (слайд 8).
Как вы считаете, что изменилось? (напор)
Характеристика электрического тока будет называться напряжение. Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой.
Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем, к модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном участке цепи.
Обозначается U. Измеряется в Вольтах, в честь физика А. Вольта (слайд 9)
Вычисляется по формуле U= A/q
1 Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1Дж:
1В= 1Дж/1Кл. (слайд 10)
Для измерения больших напряжений используют 1кВ, малых - 1мВ.
Напряжение в сухих помещениях выше 42В и выше 12В - в сырых, является опасным для жизни человека.
Прибор для измерения напряжения называется вольтметр. Клеммы вольтметра подключают к началу и концу того участка, напряжение на котором надо определить (т.е. параллельно), ''+'' к ''+'' источника, ''-'' к ''-'' источника тока. (демонстрация опыта измерения напряжения на электрической лампе)
На схеме Вольтметр обозначается
Чтобы познакомится с последней характеристикой электрического тока, посмотрим видеосюжет (слайд 11).
В: Как вы считаете, в горной реке камни помогают или препятствуют скорости течения? (препятствуют)
Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток проводников, мешая движению электронов. Т.к. ионы заряжены "+", а электроны "-", электроны при своём движении притягиваются к ионам. В проводнике возникает электрическое сопротивление.
Свойство проводников ограничивать силу тока в цепи, т.е. противодействовать электрическому току, называют электрическим сопротивлением.
Сопротивление обозначается буквой R, измеряется в Омах в честь немецкого учёного Г. Ома, открывшего закон, связывающий основные электрические характеристики (слайд 12).
За 1 Ом принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1А.
1Ом= 1В/1А
Небольшие сопротивления измеряют в мОм, большие в КОм и МОм (слайд 13)
Разные проводники обладают разным сопротивлением из-за различия в строении.
Мы познакомились с характеристиками электрического тока.
5. Повторение.
Проверьте правильность составленного вами конспекта (проверка конспекта по презентации слайды 14, 15). Вместе с учащимися быстро повторяет конспект.
6. Закрепление.
Заполните, пожалуйста, таблицу (приложение 2).
При заполнении таблицы (слайды 16, 17) можно использовать составленный на уроке конспект. На уроке мы не говорили о приборе для измерения сопротивления и не записывали формулу для его вычисления. Но, если вы были внимательны, вы легко догадаетесь, как называется прибор и сможете догадаться, как записать формулу.
Выделяется время для заполнения таблицы.
После заполнения необходимо, чтобы ученики обменялись таблицами с одноклассниками и осуществили взаимопроверку. Для проверки правильности ответов используется заполненная таблица в презентации (слайды18, 19). Проверенные учениками таблицы сдаются учителю.
Решите задачи (приложение 3). Выделяется время на решение задач. Проверка решения осуществляется на доске.
7. Рефлексия.
В конце урока проводится рефлексия в виде заполнения таблицы (приложение 4).
8. Домашнее задание: Параграфы 37-43.