Цель урока: правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, воспитывать наблюдательность, речь детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
II. Минутка чистописания.
Работа в тетрадях по чистописанию.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Словарная работа: агроном, горизонт, борозда, мякоть, овёс. Дети с каждым из слов устно придумывают предложения. Самое интересное предложение записываем на доске.
Новое слово: ураган (разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную). Обсуждение значения слова: ветер разрушительной силы.
Текст “Ураган”.
Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.
Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.
Настоящее время глагола (что делает? что делают?).
называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.
V. Постановка проблемы. Побуждение к проблеме.
Текст “Смерть звезды”. (У каждого ученика на парте текст.)
Примерно через 5миллиардов лет внешняя сторона Солнца охладится и станет больше. Солнце превратится в одну из звёзд, которые называются красными гигантами. В конце концов внешняя оболочка красного гиганта оторвётся и уйдёт в космическое пространство, оставив за собой маленькое центральное ядро, которое будет называться белым карликом.
Диалог.
- Дети, о чём этот текст? (О звезде).
- Скажите, что произойдет с Солнцем через 5
миллиардов лет? (число на доске). Ученики
отвечают по тексту.
- Это будет когда? (в будущем, через 5 миллиардов
лет).
Обратить внимание детей на столбик глаголов в настоящем времени и на глаголы в тексте: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт, будет называться. Сравнить глаголы по вопросам. В чём различие? (разные вопросы, разное время глаголов).
Решение проблемы. Название темы.
Вопрос: что сделает? подводит детей к новой теме “Будущее время глагола”.
Учащийся выписывает на доске глаголы из текста во второй столбик, задаёт к ним вопрос: что сделает? и проговаривает время глагола – будущее время глагола.
Ученики выполняют работу в тетрадях: называют второй столбик “будущее время глагола”, устно задают вопрос, выписывают глаголы из текста. В глаголах: охладится, станет, превратится, оторвётся, уйдёт – дети выделяют окончания
Настоящее время глагола. | Будущее время глагола. |
называют | охладится |
ломают | станет |
уничтожают | превратится |
вызывает | оторвётся |
затопляются | уйдёт |
достигает | будет называться |
поднимает | оставив |
Проверка работы ученика и класса.
- Дети отмечают отличие глагола – “ будет
называться” от глаголов: охладится, станет,
превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух
слов).
- Делаем вывод:
а) глаголы из одного слова, отвечающие на
вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы
будущего простого времени (написать вопросы на
доске);
б) глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на
вопросы: что будет делать? что будут делать? – это
глаголы будущего сложного времени (написать
вопросы на доске).
В названии II столбика дописываем “простое”, получается “будущее простое время глагола”.
Задание: допишите в каждый столбик по два своих глагола.
Обратить внимание детей на слово “оставив” - деепричастная глагольная форма.
Физкультминутка.
VI. Закрепление. Повторное название темы “Будущее простое время глагола”.
Игра “Назови глагол будущего простого времени”. Ученики задают вопросы: что сделает? что сделают? и называют глаголы.
Опрос, вопросы к детям по уроку.
1. Новое словарное слово – “ураган”, значение
слова, написание слова.
2. Глагол – часть речи. Различие глаголов
настоящего и будущего простого времени. Вопросы
к глаголам.
3. Задание к детям (устный опрос):
- придумать предложение с глаголом в настоящем
времени;
- придумать предложение с глаголом в будущем
простом или сложном времени.
4. Упражнение в написании глаголов в будущем простом времени.
VII. Оценка. Домашнее задание.
Оборудование к уроку.
1. Текст “Ураган” - индивидуально на каждого
ученика.
2. Текст “Смерть звезды” - индивидуально на
каждого ученика.