Цели урока:
- Обучающие:
ТСО, оборудование и программное обеспечение:
- ПК;
- Мультимедиапроектор;
- Карточки “Найди тайную тропинку”, созданные в программе Mathematics Worksheet Factory Deluxe
- Карточки “Площадь”, созданные в программе Mathematics Worksheet Factory Deluxe
- Слайды “Площади фигур” для проведения урока, составленные в Мicrosoft Office PowerPoint. Презентация
- Тест “Формулы площадей фигур”, составленный в Microsoft Office Excel. Приложение 2
Требования к знаниям учащихся: Учащиеся должны знать формулы площади и периметра прямоугольника и квадрата, уметь применять их в простейших ситуациях.
Ход урока
Постановка темы и целей урока
Сегодня в гостях у нас учителя математики Тракторозаводского района, вместе с ними мы попробуем ответить на вопрос: “Компьютер - помощник или помеха на уроке”. А тема урока “Площади. Площадь прямоугольника”. (Приложение 1. Презентация к уроку “Площади. Площадь прямоугольника”, слайд 1)
Тема для вас не новая, поэтому мы можем себе позволить немного необычный урок и рассмотреть необычный материал.
За урок мы повторим, что такое площадь, формулы площадей прямоугольника и квадрата, узнаем, как сравнить площади фигур, как измерить и вычислить площади, в том числе более сложных фигур, чем прямоугольник и квадрат, включим логику и смекалку. (Слайд 2)
Итак, у нас сегодня много работы, мы много должны успеть и узнать. (Слайд 3). А начнем с разминки.
- Устная работа “Найди тайную тропинку”.
Проверка верного пути. Ученики должны найти, сумма каких чисел даст число, находящееся на финише. (Слайд 4, слайд 5)
- Работа по теме.
(Слайд 4)
- Что такое площадь? Как вы понимаете?
- То есть, площадь – количество занимаемого места фигурой на плоскости.
- Мы умеем измерять и сравнивать два отрезка. Можно ли сравнить две любые фигуры?
(Слайд 5)
- Какая фигура занимает больше места на плоскости? Значит, площадь овала больше площади треугольника.
- Какая фигура занимает меньше места на плоскости? Значит, площадь треугольника меньше площади овала.
- Вы определили это на глаз. Как проверить? Наложением.
- Сравните площади следующих фигур. Какие способы сравнения площадей фигур вы использовали? (на глаз и наложением.) (Слайд 6)
- А теперь сравните следующие фигуры. (Слайд 7, 10). Да, на глаз и наложением сложно определить большую фигуру.
- Как поступить в этом случае? (слайд 11) (Разбить на квадраты и подсчитать их.)
Итак, площади этих фигур выражены в квадратных единицах.
- Чему равны их площади? Какой еще способ сравнения площадей нашли?
- Чему равна площадь каждого прямоугольника? Как ее найти? Площадь квадрата? (Слайд 8)
- Наложим прямоугольники один на другой. Что видим? Они совпали.
- Почему так получилось? Правильно. Для сравнения нужно выбрать одну и ту же единицу измерения длины.
- Что такое квадратный сантиметр?
Решим задачу: Найдите площадь прямоугольника, длина которого 4 см, а ширина 50 мм.
Диктуют с места (слайд 9)
По ходу комментирования с места учитель открывает необходимые строки слайда. Работа с карточкой-тестом. Проверка результатов.
Карточки составляются в программе Mathematics Worksheet Factory Deluxe
(Рисунок1)
Самопроверка
- Задача про дворец.
А раньше измеряли в аршинах, пядях, футах. А как измеряли площади в сказочных задачах?
Вот вам сказочная задача: В некотором царстве, в некотором государстве была такая единица длины – бумбамс. Двор вокруг царского дворца имел форму прямоугольника со сторонами 50 и 80 бумбамсов. Найдите площадь двора в квадратных бумбамсах. (Слайд 10)
Вызвать к доске.
А сам дворец стоял в углу двора, занимая квадрат со стороной 20 бумбамсов. Царь решил выложить весь двор снаружи коврами, имевшими форму прямоугольника со сторонами 2 и 3 бумбамса. Сколько потребуется для этого ковров? (Слайд 16)
Вызвать к доске.
- Помогите Буратино (Задача на разрезание) (Слайд 20)
Все знают этого сказочного героя.
Буратино заказал портрет-мозаику из квадратных плиток и договорился заплатить по рублю за каждый целый квадрат. Помогите узнать герою, сколько нужно заплатить за портрет. Найдите площадь его портрета.
- Площадь комбинированной фигуры.
- Откройте учебник на стр 108, рис 64. Найдите правило в тексте к этому рисунку.
- Найдите площадь следующей фигуры. (Слайд 17)
- Какими способами это можно сделать? (Слайд 18, 19)
Запись:
Вывод: Какими способами мы находили площади более сложных фигур. (Складывали из них квадрат или прямоугольник с помощью разрезания или делили на части).
На следующем уроке мы научимся пользоваться палеткой и находить площади еще более сложных фигур. А теперь проверим, как вы усвоили пройденное. Тест. (Приложение 2. Тест к уроку)
- Итог урока.
Итак, по вашему мнению, является ли компьютер помощником или только помехой на уроке? Проголосуйте. (Фигурки.)
- Компьютер сегодня нам помог наглядно продемонстрировать способы сравнения площадей фигур, понять, что для сравнения площадей прямоугольников необходимо, чтобы единицы измерения сторон прямоугольника были одинаковыми, проверить, как вы усвоили новый материал, оценить ваши знания. Сегодня компьютер выступил нашим помощником.
Библиография:
- Математика: учебник для 5 кл. общеобр. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2006
- Математика: учебник для 5 кл. общеобр. учреждений/ под ред. Г.В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение, 2006
- Математика: учебник-собеседник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ под. ред. Шевкина – М.: Просвещение, 2002
- Программное обеспечение: Mathematics Worksheet Factory Deluxe
- Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint
- Программное обеспечение: Microsoft Office Excel
- Слайды из презентации PonomarevaAN/Автор Пономарева А.Н. “Площадь фигуры”