Тема урока "Набросок как самостоятельный и необходимый вид рисунка"

Разделы: МХК и ИЗО


Место занятия в учебном процессе: тема I четверти - “Изображение фигуры человека и образ человека”, 5-й урок.

Форма занятия: тип урока “комбинированный”, урок повторения и погружения в новую тему с применением ИКТ.

Название используемого ЦОР: Обучающая демонстрационная презентация.

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока Форма использования ИКТ Цель
Подготовительный Использовать ресурсы Интернета (учителя и учащихся), работа с демонстрационным материалом Развить интерес у учащихся к использованию Интернет-ресурсов при подготовке к урокам изобразительного искусства, подготовить наиболее яркую и полную по содержанию демонстрацию материала, заинтересовать ребят к поиску дополнительного материала урокам Изобразительного искусства с применением ИКТ.
Организационный   Обеспечить нормальную, творческую обстановку для работы на уроке и создать психологическую атмосферу к общению и предстоящему занятию. Создание рабочего настроя на урок, творческого настроения, проверка готовности.

Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Сформировать целенаправленный характер учебной деятельности. Научить учащихся формировать цель и средства ее достижения

  • Актуализация темы.
  • Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  • Объяснение нового материала
Демонстрационная презентация Дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения
  • Формулирование темы и постановка целей и задач урока.
  • Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала.
Закрепление новых знаний Демонстрационная презентация Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Практическая работа Демонстрационная презентация Выработать соответствующие навыки и умения, применить полученные навыки в выполнении практического задания
Подведение итогов урока Выставка работ учащихся
  • Подвести итоги урока.
  • Сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Тип урока: “Урок постижения новых знаний, умений и навыков ”

Цель урока: Ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений и навыков.

Задачи урока:

  • Дать понятие наброска – как выражения минимальными средствами впечатления от натуры.
  • Раскрыть сущность выполнения наброска - как вида рисунка особым образом постигшего внутренний мир человека, который находиться в постоянном движении.
  • Сформировать представление: о технике выполнения, материалах используемых художниками для передачи различных состояний.
  • Продолжить работу по закреплению знаний о пропорциях фигуры человека.
  • Вспомнить применение наброска в творчестве великих художников.

Оборудование:

Зрительный ряд:

  • Стенд для репродукций (наброски выполненные художниками В.Серовым; К.Сомовым; А.Кокориным. и т.д.)
  • Работы учащихся прошлых уроков.
  • Учебник “ Изобразительное искусство” 5-8 кл.

Материалы:

  • Тонированная бумага.
  • Карандаш, тушь, палочка, фломастер.
  • Мягкие материалы (уголь, мелки, пастель).

Домашнее задание: Выполнить кратковременные наброски фигуры человека.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урок
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка целей и задач урока.
  5. Повторение
  6. Закрепление
  7. Практическая часть.
  8. Заключительный этап урока.

Описание хода урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Использование ЦОР Прогнозируемый

результат

1. Организационный момент (1-3 мин.) -проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок -проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок   -создание рабочего настроя

2.Основная часть (15мин.)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Использование ЦОР Прогнозируемый результат
Постановка целей и задач урока
  • Через обсуждение набросков выполненными мастерами необходимо уделить внимание технике их выполнения, проследить, какие именно материалы использует художник для передачи различных состояний.
  • Общая принципиальная установка при выполнении быстрых набросков
  • самостоятельно ставят цель урока определяют технику выполнения набросков
  • в максимально короткий срок осмыслить предстающую работу
  • оценить характерные особенности изображаемой фигуры
  • быстро изобразить ее с помощью скупых графических средств
Слайд 2 -выбор фигуры: какую лучше выполнить в карандаше, а какую тушью.
Актуализация знаний
  • Вступительная беседа учителя по вопросам:
  • Показ и обсуждение набросков больших мастеров
  • Набросок как постижение внутреннего мира человека
  • Выражение настроения человека через набросок
  • Движение человеческого тела, тот или иной жест выражают психологическое состояние человека, настроение
  • анализ и обсуждение работ выдающихся художников
  • ответы на вопросы
  • повторение пройденного материала по пропорциям фигуры человека.
Слайд 1,2
  • любой художник в течение всей жизни уделяет наброскам много внимания
  • вспомнить пропорции фигуры человека
Основные материалы и принадлежности
  • виды различных средств и используемых для рисования
  • органичный набор рисовальных материалов
  • традиционные и более современные материалы
Из достаточно великого выбора, выбрать тот материал , чтобы при работе получить удовольствие Слайд 3,4 Освоив материалы, учащиеся выбирают и пробуют по настроению
Техника выполнения Создание изображения, когда с помощью небольшого количества линий ограничивают контурные очертания и основные элементы формы предмета Выбор материала необходимо согласовать с тем впечатлением , которое производит изображаемая фигура,- угловата ли она, или наоборот, пластична. Слайд 5,6,7, Отработка терминов
  • Набросок человека.
  • Пропорции фигуры человека
  • внутренний мир человека в наброске
  • пропорции фигуры человека
  • анализ настроения и психологического состояния человека
  • повторение пропорций
Слайд 8, 9 На этом этапе урока идет повторение пройденного материала, учащиеся вспоминают пропорции фигуры человека
Набросок в творчестве художников Формировать понятия художественного образа и художественно-выразительных средств их взаимосвязь и взаимозависимость Ребята самостоятельно анализируют произведения Слайд 11,12 Обсуждение и анализ произведений, какими материалы и технику применяли художники и место наброска в их творчестве
Лаконизм в наброске человека
  • особенность наброска лаконизм
  • существенное значение в быстром рисовании умение начинать работу с установления целого
  • В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур
  • Выразить общее впечатление от рисуемого
  • Дать цельное представление о нем.
Слайд 10
  • Правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур
  • Внимательно следить за соотношением частей и целого в рисунке.
Закрепление
  • углубление и осмысление учебного материала
  • выработка и проверка знаний
  • анализ работ прошлых уроков
  • повторение нового материала
  • выяснение прочности знаний по работам
Слайд 13,14
  • умение соотносить факты с понятиями
  • умение производить основные идеи
  • умение выделять и конкретизировать
Практическая работа (18-20 мин)
  • Отбор детей, с которых будут сделаны наброски
  • Проставляет их в активном движении (наклон, поворот и тому подобное)
  • Определяет время наброска 7-8 мин.
Выбирают наиболее интересные движения Слайд 15 Выбор фигуры: какую лучше выполнить в карандаше, а какую тушью.
Заключительный этап (5 мин.) - Организовать просмотр набросков - обсуждение набросков   Достигнуто то или иное впечатление при помощи разных выразительных средств.

Технологическая карта урока

ЭТАП УРОКА ПК+ПРИНТЕР ПК+МЕДИАПРОЕКТОР ПК+УЧЕНИКИ
Подготовительный Сканирование материала Просмотр качества слайдов, установка Поиск дополнительного материала к уроку (использовать Интернет-ресурсы)
Организационный   Готовность к уроку  
  1. Актуализация темы.
  2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  3. Объяснение нового материала
 
  • Демонстрация слайдов,
  • фронтальная работа на уроке
 
Закрепление новых знаний   Демонстрация слайдов Зрительное закрепление материала
Практическая работа   Демонстрация слайдов по выполнению практической работы, демонстрация работ прошлых уроков Фронтально демонстрируется практическая работа для зрительного восприятии с примерами учебных работ
Подведение итогов урока      

Презентация