Цель:
- Развитие умения пересказывать нужные фрагменты текста;
- Формирование внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотнести пословицу с содержанием произведения;
- Воспитывать бережное, внимательное отношение к мамам, умения контактировать друг с другом, сопереживать и радоваться успехам других;
- Развитие умений сбора необходимой информации из разных источников, в том числе интерактивных:
Оборудование:
- портреты: А Г Алексина, А.С.Пушкина;
- плакат "Первое сентября";
- магнитофон, кассета с записью песни о маме,
- интерактивная доска, диск "П.И.Чайковский "Времена года",
- диск "Интерактивная энциклопедия "Кирилл и Мефодий";
- плакаты с пословицами "Как вырастишь с мать - всё будешь знать", "Ближе матери друга нет", "Птица рада весне, а дитя - матери"
- запись на доске: ",,,нет милее дружка, чем родная матушка!";
- рисунки портретов мам, выполненные учащимися;
- творческие работы, выполненные совместно с мамами
Ход урока
Организационный момент: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начинаем наш любимый урок.
Проверка домашнего задания: - Проверим домашнее задание. Вам было задано на дом работа по выбору: 1. Чтение по ролям или 2. Пересказ от лица героев (зад. № 8, с. 123). -Я прошу вас дать рецензию ответов, то есть оценку, по плану (показываю на экран) Начнём с чтения по ролям. Поднимите руки, кто хочет выйти к доске. (Ребята читают по ролям) - А теперь будем пересказывать от лица героев. Обратите внимание на передачу внутреннего состояния и чувства героев. (Ребята пересказывают от лица героев произведения). (Обращаясь к отвечающим) - Какую оценку вы поставите себе? - Какую оценку можно поставить ребятам? (Дети отвечают) - Молодцы!
Работа над темой урока:
1. Вводная беседа.
- Сегодня вы, ребята, познакомитесь с новым источником информации - это интерактивная энциклопедия "Кирилл и Мефодий". Давайте поищем материал об известном русском писателе Анатолии Георгиевиче Алексине. (Показ портрета). Он родился 3 августа 1924 года в Москве. Алексин написал рассказы, пьесы и даже сценарии к фильмам. В 1978 году он получил Государственную премию.
- И так, ребята, с помощью интерактивных источников, вы можете получить необходимый материал. Обращайтесь в библиотеку. в кабинет информатики 205А (Интернет). Думаю, что и дома у многих имеется Интернет.
Физ. пауза
(звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года")
- Давайте немного отдохнём, выполним упражнения для глаз "День - ночь" 8-9раз. "Доска - носик" 8-9раз. Наклоны и повороты, 8-9раз.
-Ребята, о каком времени года звучала замечательное произведение Петра Ильича Чайковского? Я вам сейчас подскажу (учитель читает отрывки стихотворений А.С.Пушкина "Гонимы вешними лучами", "Уж небо осенью дышало", а в это время звучит музыка П.А.Чайковского "Времена года"):
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга:
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречала утро года:
(пауза)
(Дети отвечают - весна)
- А давайте-ка ещё послушаем и отгагаем?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало:
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась:
Ложился на поля туман:
Гусей крикливых караван тянулся к югу:
Приближалась довольно грустная пора
(пауза)
(Дети отвечают - осень)
- Кто автор этих строк? (Пушкин)
- Действительно, эти строки принадлежат великому русскому поэту А.С.Пушкину (показываю портрет А.С.Пушкина) и говорится в них об осени.
- Уже знакомый нам писатель А.Г.Алексин назвал свой рассказ "Первый день". Чем знаменателен первый день осени? (Это начало учебного года)
- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (Дети отвечают)
- Откройте учебник на странице 124, найдите это произведение. (А.Г.Алексин "Первый день")
-Я начну читать, а вам задание - почувствовать и уловить нужную интонацию. Затем мы будем читать "по-цепочке".
2. Чтение 1 части рассказа "по-цепочке" учителем и учащимися вслух.
- Что же это был за день? (Дети отвечают)
- Найдите в тексте и прочитайте, каким был этот осенний день? (Дети читают)
- Прочитайте вопрос №2. Постарайтесь найти ответ в тексте. (Дети читают)
- А почему он не хотел, чтобы мама его провожала? (Хотел, чтобы его считали взрослым)
3. Чтение 2 части рассказа. Работа над текстом.
-Как вы думаете, почему мама шла вслед за сыном? Обсудите это друг с другом. (Дети обсуждают) - И так, почему мама шла вслед за сыном? (Дети отвечают)
-Верно, она за него переживала, потому что он шёл в школу в первый раз. Вспомните, как вы себя чувствовали в прошлом году. Ваши мамы и папы также переживали за вас.
4. Самостоятельная работа.
- Прочитайте задание №4, самостоятельно выполните его.
- В какой класс попал Шурик? (в 1В)
- И так, что происходило в классе? (Учительница рассадила детей. Потом она попросила Шурика прикрыть окно)
- Кого он увидел за окном? (Маму)
- Прочитайте, как мальчик отнёсся к тому, что увидел? (Дети читают)
- Как вы думаете, почему изменилось его отношение к маме? (Дети отвечают: Шурик соскучился по маме; мама стояла под дождём, Шурик начал беспокоиться о маме).
- Возможно, изменилось отношение Шурика к маме и потому, что он действительно повзрослел, стал понимать маму и её состояние. Иногда человек может за короткое время повзрослеть, начинает думать по-другому и лучше понимать других. И это хорошо. Порадуемся за Шурика.
- Как вы думаете, чему учит нас этот рассказ? (Дети отвечают - лучше понимать других)
5. Зад. №6. Соотнесение пословиц с текстом.
(На доске пословицы: "Как вырастишь с мать - всё будешь знать", "Ближе матери друга нет", "Птица рада весне, а дитя - матери")
- Прочитайте пословицы. (Дети отвечают)
- Как вы думаете, какая из них могла бы стать заглавием этого рассказа? (Дети отвечают)
- Какие пословицы о маме знаете вы? (Дети отвечают)
- Мама - это самый дорогой и близкий вам человек на свете. Не зря говорится в поговорке "При солнышке - светло, при матушке - добро". И вы должны не только любить маму, но и беречь её, доставлять ей радость. Общение с мамой не только вам приятно, но и ей. Чем можно порадовать маму? (Дети отвечают)
- Наши ребята нарисовали портреты своих мам. Посмотрите, как они их любят! (показать на портреты).
- Давайте вспомним, какие стихи, песни знаем о маме. (Дети отвечают)
- Кто хочет, выходите к доске и расскажите стихотворение о маме. (Дети отвечают)
- А Валера с мамой вместе сделали такую замечательную поделку, посмотрите! (показ поделок). - Хайдар с мамой вместе сшили прекрасную игрушку! (показ поделок).- А какую интересную газету выполнили Гузеля с мамой! (показ). Вам, ребята, наверное, понравилось работать вместе с мамой? (Дети отвечают) - не зря говорят что ",,,нет милее дружка, чем родная матушка!" (Запись на доске)
IV. Итог урока.
- Вернёмся к названию рассказа. Почему он называется "Первым днём"? (Дети отвечают)
- Как вы думаете, запомнится ли этот день Шурику? (Дети отвечают)
- А вы помните свой первый день в школе? Чем вам запомнился ваш первый день? (Дети отвечают).
V. Домашнее задание.
- Дома вы подготовите рассказ о том, как вы собирались в школу в первый раз или как прошёл первый учебный день. Запишите свой рассказ в тетрадь по чтению.
- А теперь, чтобы вам легче было вспомнить, я покажу вам фотографии, снятые 1 сентября прошлого года.
VI. Просмотр фотографий.