Цели урока:
- расширить знания учащихся о человеке.
- на основе умений сравнивать, анализировать, провести исследовательскую работу по выявлению сходных и отличительных признаков животных и человека.
- развивать коммуникативные, информационные и групповые компетенции.
- формировать межличностные отношения.
Ход урока
1. Стимул.
Обучаясь в школе, вы учитесь самостоятельно добывать информацию, анализировать её, сравнивать результаты с имеющимися знаниями.
- А что значит сравнить 2 предмета?
Эти знания нам понадобятся на уроке.
2. Формулировка задания.
Прочитайте определение из толкового словаря.
Определите, о ком пойдёт речь на уроке.
1 СЛАЙД: Это живое существо, обладающее даром мышления и речью, способностью создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе труда.
(С.И.Ожегов)
Опираясь на понятие, выделите основные отличия между человеком и животными.
(Беседа в форме диалога).
2СЛАЙД: 1. Наличие мышления и речи
2.Способность создавать орудия труда и использовать их
Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью , поэтому этот признак тоже надо учитывать при сравнении человека и животных
3. Групповая, исследовательская работа.
Объединимся в 3 группы по отличительным признакам, проведём исследование и сравним ,в чём проявляется, отличие каждого признака между человеком и животными
Каждая группа получает бланк с заданиями.
1 группа: 1.Опираясь, на статью учебника, энциклопедии, справочники найдите и запишите 3
отличительных признака своей группы.
2. Заполните таблицу отличий
3. Подготовьте выступление, в котором отразите эти отличия
2 и 3 группы получают аналогичные бланки с заданиями.
Выступление детей и сравнение своей работы с образцом. Обсуждение выступлений ребят, дополнение, доказательства, дискуссия.
СЛАЙДЫ 3, 4,5.
СЛАЙД 3: речь и мышление
Животные | Человек |
Произносят отдельные звуки | Произносит звуки, слова, предложения |
Речь не связная | Речь связная |
Не могут объяснять, анализировать, сравнивать | Может решать умственные задачи |
СЛАЙД 4: Производство и использование орудий труда
Животные | Человек |
Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления | Создают различные орудия труда, машины, механизмы |
Не могут создать чертёж, проект | Может создать чертёж, проект |
Некоторые могут рисовать | Выполняет разнообразную работу, |
Пользуются инстинктами | Может писать, резать, пилить и многое другое |
СЛАЙД 5: Целенаправленная творческая деятельность
Животные | Человек |
Опирается на инстинкты | Использует мышление |
Не ставят цель работы | Может ставить цель предстоящей работы |
Не проявляет творчество | Может работать творчески |
4. Подведение итогов:
Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавили к нему и почему.
- (Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью)
Сегодня вы закрепляли умения анализировать, сравнивать, самостоятельно находить нужную информацию, пользоваться учебником, дополнительной литературой. Эти умения понадобятся вам на протяжении всей учёбы в школе и дальше в жизни.
Самоанализ урока
- Фрагмент урока окружающего мира по теме “Отличие человека и животного”
- Фрагмент урока построен с использованием структуры компетентностно – ориентированного задания.
- Урок начался со стимула работы, когда дети повторили общеучебные умения и навыки, которыми дети уже владеют.( анализировать, сравнивать, выделять существенное)
- На следующем этапе было дано задание при выполнении которого учащиеся должны были показать умения работать с информацией, вычленять главное, т.е проявлять информационную компетентность
- На следующем этапе, на основе умения работать самостоятельно, подбирать нужную информацию, работать с учебником и другими источниками, была организована групповая работа, которая показала как дети умеют общаться, проявлять инициативу, выбирать ответственного за группу. Здесь проявилась их коммуникативная и групповая компетентность
- Каждой группе был дан бланк с заданиями, после выполнения работы дети сравнивали свою работу с образцом, проводили самоанализ, а один из группы готовил выступление. Шла работа по формированию умения публичного выступления
- В конце урока подвели итоги, какие умения развивали и зачем.