Цели: создание речевого высказывания на основе проявления творческого воображения;
Задачи:
- развивать творческое воображение и образность мыслей;
- совершенствовать умение в построении связной речи;
- активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств;
- вырезать из цветной бумаги форму цветка, применяя разные приемы;
- воспитывать эстетическую культуру чувств.
Оборудование:
- Фонограмма – “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского;
- Иллюстрации с картин художников В. Лебедева и Е. Мешкова.
- Стихотворения русских поэтов о цветах.
Ход урока
I. Вступительная беседа
Сегодня у нас необычный урок. Это урок русского языка и ИЗО.
На уроке будем учиться составлять устное сочинение по иллюстрациям с картин и будем работать с бумагой.
Загадка.
Дышит, растет,
А ходить, не может. (Растения)
Что относятся к растениям?
Сегодня мы будем говорить о цветах.
Скоро наступит долгожданная весна и оживет природа. Появятся первые цветы, прилетят птицы, а вместе с ними появятся бабочки.
Давайте поиграем в игру “ Угадай цветок”. Показ слайдов.
II. Работа по иллюстрациям с картин. Парная работа.
Т. Рассмотрите репродукции* картин, которые у вас на парте. Работаем дружно в парах.
Что изобразили художники на своих рисунках? Цветы, луг.
Вам знакомы эти цветы?
Где и когда видели?
Какой делается природа с цветами?
Что происходит, когда мы их собираем целыми
охапками?
Зачем нужны цветы? Почему их нужно беречь?
Почему художников заинтересовали именно цветы,
ведь в природе много и другого?
Художники видят и любят красоту и об этом пишут в своих стихах.
III. Чтение стихотворении русских писателей о цветах.
Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре,
Над тобою кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
И.Никитин.
Васильки.
Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал, веселых, голубых?
Должно быть, оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
И.Токмакова
Колокольчики
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая!
А.К.Толстой.
- Какими словами описывают поэты цветы? Найдите их в тексте (одуванчик белоголовый, цветок пушистый, веселых, голубых, колокольчики мои, цветики степные).
- Придумайте сами образные слова для описания цветка.(Серебристый колокольчик, золотой одуванчик, кудрявая ромашка, веселый василек, гордый одуванчик)
- Подберите слова, которые передают красоту этих цветов? (Изумительный, восхитительный, сказочный, великолепный).
А вам нравятся цветы?
IV. Творческая работа
.Расскажите о цветах, которые вам нравятся.
Придумайте рассказ о цветах, дайте название своему рассказу.
V. Физминутка. Слушают музыку П.И Чайковского “Вальс цветов”
Закройте глаза, раскиньте руки, и пусть звуки музыки и аромат цветов понесут вас на летний луг.
Выросли цветы - присели и встали.
Подул легкий ветерок - наклоны вправо, влево, вперед, назад.
Пошел теплый дождик - постучали пальчиками.
Выглянуло солнышко - руки вверх
Расцвели цветы – улыбнулись сели.
VI. Беседа после прослушивания музыкального фрагмента
.- Какая музыка по своему характеру прозвучала?
У. Нежная, ласковая, немного игривая музыка Петра Ильича Чайковского заставила вас ребята окунуться в мир цветов, вам, наверно хотелось под эту музыку танцевать, и это неспроста, ведь его музыкальное произведение так и называется “ Вальс цветов”.
Композиторы при помощи музыки передавали красоту цветов, летнего луга, поэты при помощи слова, а художники при помощи красок.
Что изобразили художники на своих рисунках?
- Какое настроение чувствуется в картине? (картина наполнена радостным, веселым, ликующим, бодрым настроением)
- Какие краски подчеркивают красоту этой картины? (Бело-голубые, зеленые, желтые краски говорят о красоте летнего луга).
А хотите ли вы создать такую красоту? Мы попробуем сделать большую коллективную работу из цветной бумаги.
VII. Повторим технику безопасности при работе с ножницами
.И не нужно забывать об экономии бумаги.
VIII. Практическая работа.
При работе звучит музыка Чайковского.
Ведется индивидуальная и фронтальная работа учителя.
При окончании работы ребята выставляют свои работы на доске.
IX. Выставка работ учащихся.
Оформление на доске. У нас получился большая картина.
Давайте попробуем дать название этой картине. Волшебный луг. Луговая сказка…
Из этой большой картины можно выделить маленькие с помощью рамочки.
Кто сможет нам показать.
А кто хочет нам рассказать по этой картине? Сочинил рассказ?
X. Итог урока.
На этом наш необычный урок заканчивается и нам остается уже недолго ждать такой красоты в природе.