Тема урока "Сложение и вычитание в пределах 10"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знания учащихся нумерации чисел первого десятка.
  • закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
  • повторить геометрический материал.
  • воспитывать доброту, товарищество.
  • развивать математическую речь.

Ход урока

  1. Устный счёт.

- Сегодня на уроке математики работаем над темой “сложение и вычитание в пределах 10”. На уроке мы покажем, как умеем работать, считать, решать задачи, помогать друг другу.  Итак, успех зависит от внимания.

Игра “Поспевай – не зевай”

  • Когда падает снег? (Зимой)
  • Самое большое однозначное число? (9)
  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Какой сегодня день недели? А по счёту?
  • Кто первый тянул репку? (Дедка)
  • С чего начинается дружба? (От улыбки)
  • Какой гриб растёт под берёзой? (Подберёзовик)
  • Сколько букв в русском алфавите? (33)

Задача:

К серой цапле на урок
Прилетели 7 сорок
А из них лишь 3 сороки
Приготовили урок
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4)

- Как узнали?
- Кого называют лодырем? (Лентяй, тот который ленится, лодырничает)

  1. На доске ряд чисел: 1,2,3,5,4,6,8,7,9,10
  • Какие числа надо переставить, чтобы они шли в порядке возрастания? (4,5,7,8)
  • Почитайте числа в порядке убывания?
  • Назовите следующее число, числа 5,8,9.
  • Назовите предыдущее число, числа 10,6,4.
  • Назовите “лишнее” число. (10)
  • Почему? Дайте информацию о числе? (Двухзначное, круглое, чётное, 1 дес.)
  1. Игра “Лягушка-путешественница”

Знакомство с произведением. (В сказке лягушка любила путешествовать по городам). Наша лягушка-квакушка любит путешествовать по числовому ряду

2 + 6 = 8
10 – 6 = 4
5 + 1 = 6
3 – 2 = 1
9 – 2 = 7
7 + 3 = 10

  • На какие две группы можно разделить выражения? (сложение, вычитание)
  • Какой ставим знак между числами при сложении? – вычитании?
  • На сложении, какие выражения соотносим?
  • Прочитайте по-разному выражение? 2 + 6 = 8; 9 – 2 = 7
  1. К нам на урок пришёл гость. Кто это? Отгадайте загадку.

У него 4 лапки
Лапки – цап-царапки
Пара чутких ушей
Он гроза для всех мышей. (Кот)

Повторим состав чисел. (Дети ответы показывают на пальцах.)

Вывод: повторили состав чисел, вспомнили, как читаются математические выражения.

  1. “Блиц-турнир”. Решаем задачи, выбираем действие для решения задач.
  1. Маша вымыла 7 чашек, а Настя 3 чашки. Сколько всего чашек вымыли девочки? (+). Почему?
    Ответ: 10.
  2. Женя отгадал 10 ребусов, а Ирина на 3 ребуса меньше. Сколько ребусов отгадала Ирина? (-). Почему? Что значит на 3 меньше?
    Ответ: 7
  3. У Коли 6 книг, а у Лены на 2 книги больше. Сколько книг у Лены? (+). Почему? Что значит на 2 кн. больше.
    Ответ: 8
  4. У Алисы 5 кукол , а у Оли 2 куклы. На сколько кукол меньше у Оли, чем у Алисы? (-). Почему?
    Ответ: на 3 книги.

Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

  1. Физкультминутка.
  2. Следующее задание. На доске записаны слова.

- На какой вопрос отвечают эти слов? (Кто?)
- К какой группе отнесём? (Птицы).

  • Воробей – 3
  • Оляпка – 4
  • Сорока - 5

-Какая птица может ходить по дну водоёма? Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров?

Оляпка - певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.

Теперь посмотрите на нашу птичку. Из каких геометрических фигур состоит наша птичка? Покажите треугольники. Круг. Овал. Точка

  1. Работа в тетради.

- Рассмотрите картинку. Составьте задачу.

Девочек – 3 чел.
Мальчиков - ? на 2 больше
3 + 2 = 5
Ответ: 5 мальчиков.

Девочек – 3 чел. 
Мальчиков – 5  чел.
Какой вопрос можно поставить?
  1. Работа с карточками.
Выпиши нужные цифры в примеры. Раскрась картинки по своему настроению

  1. Итог урока:  на уроке нам помогла дружба, любознательность, знания при сложении и вычитании в пределах 10. Решали задачки.