"Истинный человек и сын Отечества суть одно и тоже"
(А.Н. Радищев)
Тип работы: учебный проект по москвоведению
Актуальность исследования.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и
физически, способного к защите Отечества.
Гражданственность – качество личности, заключающееся в сознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого качества зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества.
Формирование у воспитанников представления о России как о многонациональном Отечестве, общем доме.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами у школьников:
- отсутствие доступной информации по истории своего края;
- отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
- неверные представления о значимости РОДНОГО КРАЯ в истории страны и каждого человека в отдельности;
- слабое умение представить окружающим полученные знания.
В школьной программе москвоведение изучается, интегрировано, что не дает возможности полноценного изучения предмета. Данный учебный проект поможет заинтересовать учащихся по данному предмету.
Проблема проекта: Можно ли через изучение истории своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
Цель проекта: Изучить историю Родного края и связать ее с событиями истории всей страны.
Задачи проекта:
- Конкретизировать и обобщить знания по поставленной проблеме.
- Расширить знания по истории СВАО, его отдельных районов.
- Научиться искать информацию, как по отдельным вопросам, так и без конкретизации проблемы с использованием современных источников информации.
- Проверить полученные знания знаний в игровой форме.
- Продемонстрировать свои творческие способности.
Форма организации детей: групповая работа, индивидуальная.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая.
Сфера применения результатов: культурологический, лингвистический, краеведческий.
Форма продуктов проектной деятельности:
- фотографии, фотоочерк
- видео-аудио записи
- стендовые доклады
- макет района «Отрадное» в будущем
Способ объединения результатов на презентации: Проведение консультаций для обмена накопленным материалом, посещение музея истории города Москвы, подготовка и защита докладов.
Вид презентации: Представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».
Предметная область: межпредметная.
Состав участников: одноклассный.
Характер координации: явный – на начальном этапе, далее – скрытый.
Темы учебно-тематического плана:
- Наш город Москва. Что я знаю о Москве.
- Моя малая Родина
Время работы: один месяц.
Цели учебные:
- познакомиться с историей СВАО;
- обзорно изучить историю районов СВАО
- сформировать представление о связи истории округа с историей страны.
- научить пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации;
- научить поиску информации в музее на примере материальных памятников.
Цели развивающие:
- развивать речь и воображение учащихся;
- развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие творческих способностей учащихся на примере подготовки макета района «Отрадное» в будущем
Цели воспитательные: воспитание любви к родному гнезду, гордость за столицу, чувство сопричастности к судьбам Отечества, нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности, трудолюбия, патриотизма.
Режим работы: урочно-внеурочный.
Информационно-техническое оснащение: интернет, районные и школьные библиотеки, музеи, в/фильмы, кабинет истории.
Привлекаемые специалисты: классные руководители, учителя русского языка и литературы, учителя истории, экскурсоводы, смотрители музея.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
На уроке москвоведения учитель предлагают ученикам принять участие в проекте «С чего начинается Родина?», после чего идет формирование двух групп для участия в проекте. Намечается план и распорядок деятельности, распределяется нагрузка между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта должны стать полученные знания, представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я - Москвич»
2. Планирование работы
План:
- определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, интернет, беседы с экскурсоводами, учителями, смотрителями музея «Истории Москвы»)
- поиск информации по истории Москвы, СВАО и района Отрадное в Интернете и литературных источниках.
- определение объёма работы каждого участника проекта
- аналитическое обобщение полученных результатов
- определение состава участников викторины (12 человек).
- создание символики и девиза команд.
- защита проекта в ходе выполнения поисковых задач в музее истории Москвы На этом этапе вырабатывается план действий, распределяются обязанности и определяются сроки работы поэтапно, планируется способ сбора и анализ информации, планируется форма итогового представления результата.
Каждая группа получает задание.
3. Сбор информации.
Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.
4. Анализ информации.
Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой деятельности, учитель корректирует, уточняет высказывания, помогает выделить главное, подвести детей к определению вывода.
5. Презентация результатов проектной деятельности.
Результатом данной проектной деятельности является представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».
Заключение
В процессе работы над ученическим проектом ученики овладели следующим:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
- учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
- учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развивали творческие способности.
Работая по данной проблеме, ребята убедились, что проекты – это необходимый вид деятельности на таком уроке как история Москвы. Процесс работы над проектом включал в себя социальное развитие учащихся. Он включал в себя, присвоение ими общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье, Родине.
Учебный проект – Приложение 1, защита – Приложение 2.