Тема проекта "С чего начинается Родина? Наше Отрадное в будущем"

Разделы: Начальная школа


"Истинный человек и сын Отечества суть одно и тоже"
(А.Н. Радищев) 

Тип работы: учебный проект по москвоведению

Актуальность исследования.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и
физически, способного к защите Отечества.

Гражданственность – качество личности, заключающееся в сознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого качества зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества.

Формирование у воспитанников представления о России как о многонациональном Отечестве, общем доме.

В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами у школьников:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;
  • отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • неверные представления о значимости РОДНОГО КРАЯ в истории страны и каждого человека в отдельности;
  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

В школьной программе москвоведение изучается, интегрировано, что не дает возможности полноценного изучения предмета. Данный учебный проект поможет заинтересовать учащихся по данному предмету.

Проблема проекта: Можно ли через изучение истории своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

Цель проекта: Изучить историю Родного края и связать ее с событиями истории всей страны.

Задачи проекта: 

  1. Конкретизировать и обобщить знания по поставленной проблеме.
  2. Расширить знания по истории СВАО, его отдельных районов.
  3. Научиться искать информацию, как по отдельным вопросам, так и без конкретизации проблемы с использованием современных источников информации.
  4. Проверить полученные знания знаний в игровой форме.
  5. Продемонстрировать свои творческие способности.

Форма организации детей: групповая работа, индивидуальная.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая. 

Сфера применения результатов: культурологический, лингвистический, краеведческий.

Форма продуктов проектной деятельности:

  • фотографии, фотоочерк
  • видео-аудио записи
  • стендовые доклады
  • макет района «Отрадное» в будущем

Способ объединения результатов на презентации: Проведение консультаций для обмена накопленным материалом, посещение музея истории города Москвы, подготовка и защита докладов.

Вид презентации: Представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».

Предметная область: межпредметная.

Состав участников: одноклассный.

Характер координации: явный – на начальном этапе, далее – скрытый.

Темы учебно-тематического плана:

  • Наш город Москва. Что я знаю о Москве.
  • Моя малая Родина

Время работы: один месяц.

Цели учебные:

  • познакомиться с историей СВАО;
  • обзорно изучить историю районов СВАО
  • сформировать представление о связи истории округа с историей страны.
  • научить пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации;
  • научить поиску информации в музее на примере материальных памятников.

Цели развивающие:

  • развивать речь и воображение учащихся;
  • развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие творческих способностей учащихся на примере подготовки макета района «Отрадное» в будущем

Цели воспитательные: воспитание любви к родному гнезду, гордость за столицу, чувство сопричастности к судьбам Отечества, нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности, трудолюбия, патриотизма.

Режим работы: урочно-внеурочный.

Информационно-техническое оснащение: интернет, районные и школьные библиотеки, музеи, в/фильмы, кабинет истории.

Привлекаемые специалисты: классные руководители, учителя русского языка и литературы, учителя истории, экскурсоводы, смотрители музея.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

На уроке москвоведения учитель предлагают ученикам принять участие в проекте «С чего начинается Родина?», после чего идет формирование двух групп для участия в проекте. Намечается план и распорядок деятельности, распределяется нагрузка между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта должны стать полученные знания, представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я - Москвич»

2. Планирование работы

План:

  • определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, интернет, беседы с экскурсоводами, учителями, смотрителями музея «Истории Москвы»)
  • поиск информации по истории Москвы, СВАО и района Отрадное в Интернете и литературных источниках.
  • определение объёма работы каждого участника проекта
  • аналитическое обобщение полученных результатов
  • определение состава участников викторины (12 человек).
  • создание символики и девиза команд.
  • защита проекта в ходе выполнения поисковых задач в музее истории Москвы На этом этапе вырабатывается план действий, распределяются обязанности и определяются сроки работы поэтапно, планируется способ сбора и анализ информации, планируется форма итогового представления результата.

Каждая группа получает задание.

3. Сбор информации.

Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/д, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.

4. Анализ информации.

Во внеурочное время учащиеся делятся результатами своей поисковой деятельности, учитель корректирует, уточняет высказывания, помогает выделить главное, подвести детей к определению вывода.

5. Презентация результатов проектной деятельности.

 Результатом данной проектной деятельности является представление макета «Наше Отрадное в будущем» на викторине «Я – Москвич», участие в окружном конкурсе учебных проектов «Умники и умницы».

Заключение

В процессе работы над ученическим проектом ученики овладели следующим:

  • навыками коммуникативной деятельности;
  • умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
  • учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
  • учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
  • развивали творческие способности.

Работая по данной проблеме, ребята убедились, что проекты – это необходимый вид деятельности на таком уроке как история Москвы. Процесс работы над проектом включал в себя социальное развитие учащихся. Он включал в себя, присвоение ими общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье, Родине.

Учебный проект – Приложение 1, защита – Приложение 2.