Цель: рассказать об истории огня, о его пользе, для человека. Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. Обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями; формировать связную, доказательную речь. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде. Развивать исторический интерес к прошлому.
Словарная работа: лучина, кремень, свеча.
Материал: иллюстрации первобытного человека, камни, свечи, спички, зажигалка, дощечки и деревянные палочки.
Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова “Дядя Стёпа”, А.Толстой “Пожарные собаки”, К.Чуковский “Путаница”, рисование на тему: “Огонь наш друг, огонь наш враг”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, что-то я замёрзла, а вам не холодно? Вы мне подскажите, как я могу согреться? (Ответы детей). Много разных способов есть, как можно согреться, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:
- Без рук без ног, а на гору быстро ползёт. (Огонь)
- Я не сам по себе. Я сильнее всего и страшнее всего. Все любят меня и все губят меня. (Огонь)
Отгадали, трудные были загадки? А что, вы знаете и можете рассказать об огне? (Ответы детей)
Воспитатель: послушайте, что вам сейчас рассказу я про огонь. “Очень давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а ночью они мёрзли от холода. Убежищем людям служили пещеры, где было холодно, сыро и темно. Рассматриваем иллюстрации сидя не ковре.
Когда-то от молнии загорелось дерево и кто-то из самых сильных и ловких людей догадался принести в пещеру горящую ветку. Как вы. думаете для чего нужен был огонь в пещере людям? (Ответы детей)
Правильно, но для того чтобы не погас огонь, людям надо было его всё время поддерживать, поэтому они подкладывали ветки и защищали от ветра и дождя огонь.
Тогда люди задумались, как же огонь можно получить? Кто-то заметил, что когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. И люди стали высекать искры камнями. Мы тоже попробуем сейчас получить огонь при помощи камней. (Проводим эксперимент). Трудная эта работа?
Ещё люди пытались получить огонь, при помощи трения палочек. (Проводим эксперимент). И эта трудная работа.
Но вот, однажды один человек увидел, как при соприкосновении одного удивительного камешка с другим, очень легко получаются искры. Этот камень называется – кремень. Повторите это слово и запомните. Высекания огня из кремня дошло и до наших дней. Современные люди придумали зажигалку с кремневым камешком. Звучит лёгкая музыка. Ребятки, может быть мы с вами превратимся в огонь?
Этюд “Пламя костра”
Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный | дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища. |
Огонь набирает силу, растёт. | медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. |
Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец | Произвольные движения руками. |
Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. |
Воспитатель: люди древности почитали огонь, как божество, называли его священным. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Долго люди думали, как приручить огонь и придумали удобные зажигательные палочки, их называют спичками. Спички легко носить в кармане, прирученный огонь до сих пор служит людям. ОТ одной такой спички мы с вами зажжём свечу. Ребята вам нравится смотреть на язычок свечи? Давайте превратимся с вами в сечи.
Звучит музыка. Этюд “Свеча”
Много у нас получилось света от свечей. Человек не только приручил “огонь”, но и заставил на себя работать.
Д/И “Огонь хороший – огонь плохой”
Цель: уточнить знания детей чем огонь помогает людям, какой вред может принести.
Скажите, а можно огонь оставлять без присмотра? Почему? (Ответы детей).
Словесная игра на внимание “Это я, это я, это всё мои друзья”
- Кто почуяв запах гари сообщает о пожаре?...
- Кто из вас заметив дым, говорит: “Горим, горим!”...
- Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?..
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?...
Ребята, а если случиться беда и вы увидите пожар куда будете обращаться, по какому номеру звонить? (Ответы детей)
Огонь – наш друг, но с ним надо быть осторожным. С огнём нельзя шутить.