В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Среди наиболее типичных ошибок в письме младших школьников - пропуск букв и слогов. Он свидетельствует о том,что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например:
“снки”- санки, “кичат”- кричат.
Пропуск двух и более букв - следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
здоровье – “дорве”, брат - “бт”, девочка - “девча”, колокольчики - “калкочи”.
Так же, типичными ошибками, являются замены букв. Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место:
- При нестойкости соотнесения фонемы с графемой;
- При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство;
- При нечётком различении букв, имеющих сходство в начертании.
Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно наблюдается смешение букв, когда один и тот же звук обозначается в письме то верно то ошибочно. Рассмотрим некоторые смешения, обусловленные акустико-артикуляторным сходством звуков
- д-т (тавно, сыдый, медёт, втрук.);
- в-ф ( партвель, ворточка картовель);
- ё-ю (клёква, замюрз, салёт, перелютные);
- г-к-х (черёмука, гороговый, за голмом);
- ч-с (сквореч, чапля, процитал, цястый)
- ц-с (рельцы, куриса, наулетсах).
Очень важным является контроль за ходом двигательных актов. Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и двигательным ощущениям – кинестезиям. При несформированности двигательного акта у младших школьников происходит смешение букв. В широкой распространённости подобных смешений играет отрицательную роль неправомерное методическое требование безотрывного письма с первых недель обучения детей в первом классе.
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство:
Опитическое | Кинетическое | |
с е с о у д з л и м ш в д |
о а б д и у п т л м Г Р |
ч ъ н ю х ж Н К |
- Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Чулан “чунал”, плюшевого “плюшегово”
- Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных “шекола”, “ноябарь”, “дружено”
- Персерверации. Согласный (реже гласный) заменяет вытесненную букву в слове: На деревьях- “на девевьях”, с родными- “с родмыми”.
Природа этих ошибок различна, требует индивидуального подхода к каждому ученику.
Ошибки на уровне слова.
Трудности анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова.
- Раздельное написание частей слова: “и дут”, “на чалось”, “б рат”, “поп росил”;
- Слитно пишутся служебные слова: “усосны”, “надерево”.
- Контаминации – грубые нарушения звукового анализа: лепят бабу “лептбау”, была зима “блзм”.
Таким образом:
Дисграфия - одно из проявлений системного нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтаксиса.
Рекомендуемые практические упражнения:
- Кинезеологические упражнения (эффективны, если проводятся каждый день). Уточнение пространственно-временных представлений (право-лево, верх-низ, вчера, завтра).
- Списывание:
- С рукописного текста;
- С печатного текста;
- Проговаривать, учить детей запоминать слог, а не слово. Воспитывать навык самопроверки.
- Слуховой диктант с проверкой. После диктанта на несколько минут открывается текст диктанта для проверки.
- Графический диктант.
Диктуются слова | Ученики обозначают звуки |
При проверке навыка определяется количество звуков в слове. | |
|
|
При проверке умения определять количество слогов | |
|
|
При закреплении темы “мягкий знак” | |
Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. | |
При прохождении темы педагог. | |
У входа в дом стоял старик с фонарём. |
Прочитать и записать слова вставляя недостающий слог
- СА или ТЫ
- Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-, ли-, лис-;
- ЛО или КА
- Во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.
Записать слова, составленные из данных слогов.
- Ко, пей, ли, мин, ви, та, ке, ра, та,
- Ри, ку, ца, то, ав, бус, ни, пят, ца.
- Чик, не, куз, ла, ку, а, бо, ра та.
- Боч, ба, ка, чок, ви, но, та, ну, ми.
Следует отметить, что представленные здесь теоретические положения и практические упражнения – это лишь небольшая часть, имеющихся в научной литературе.
Советы родителям
Почему возникает дисграфия?
- Все дело в маме. Ребенок не виноват!
Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функции их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках, особенности речевого развития крохи с периодом его
внутриутробного развития. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга. Если центральная нервная система у ребёнка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления. Для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее эффективного пути их решения, специалисты внимательно анализируют не только нынешнее состояние ребенка, но и периоды раннего развития малыша. Когда ребенок пошел, сказал первые слова, чем и как часто болел – все это важно помнить и при обнаруженных “неполадках” необходимо своевременно обращаться за помощью, а не ждать, когда все пройдет само.
- Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников.
К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими отрывистыми фразами: “Ел? Дрался?” Не редко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него.
В повседневном общении такой диалогической речи бывает вполне достаточно. Что касается школы, то в ней к речи учеников предъявляются гораздо более серьезные требования.
Прежде всего, возникает необходимость формировать, а затем и формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Это достаточно сложная задача для первоклашки. Желательно, чтобы, разговаривая с ребенком, мама перестала понимать его с полуслова. Иногда стать крайне “непонятливой” бывает очень полезно.
Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас, правильно сформировано звукопроизношение. Он должен научиться замечать свои ошибки и планировать свои действия.
Скажите, как ребенок будет читать и запоминать текст, если половина слов ему не понятна? Как он напишет правильно то или иное слово, если в устной речи он допускает ошибки, которые часто кажутся родителям смешными и даже милыми. Вот и получается в тетрадке не “сковородка”, а “скововодка”, не “милиционер”, а “миницер”. Когда ребенок начнет писать слова, ему важно их проговаривать. А если у малыша нарушено звукопроизношение, то и напишет он, скорее всего, так, как скажет – с ошибками. Таким образом, до школы у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь
- Трудности левши
Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызывать трудности в освоении письменной речи.
Копуши и “торопыжки”
Многие школьные проблемы возникают из-за того, что ребенок медлителен. У некоторых учителей медлительные дети (а они, между прочим, не ниже интеллектом, чем “шебутные”) вызывают сильное раздражение. Школьника начинают торопить, упрекать, и в итоге он станет учиться гораздо хуже, чем мог бы. Конечно, вы не сможете изменить врожденный темперамент ребенка, но можно попытаться научить его чувствовать время и правильно организовывать свою работу. Если вы каждый день будете проводить коррекционную работу (например, ставить перед ним будильник и договариваться, что он должен выполнить задание до того, как раздастся звонок) ребенок, начнет ощущать течение времени и прислушиваться к нему. Медлительные дети органически не выносят спешки и суеты – это не патология, а физическая особенность. Не меньше, чем у “копуш” бывает проблем и у “торопыжек”. Они все схватывают на лету, сдают работу едва ли не раньше всех, но нередко качество и особенно оформление работы оставляет желать лучшего. К тому же они от природы очень подвижны, и им трудно усидеть на месте больше десяти минут. Поэтому смышленые, но шумные и непоседливые первоклашки тоже нередко становятся объектом недовольства учительницы. Если вы не хотите, чтобы ваш способный умница не вылезал из троек и проводил значительную часть учебного времени, стоя в углу, поучите его усидчивости и аккуратности.
Что делать, если появились признаки дисграфии?
Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадке вашего чада – сигнал для срочного визита к логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
- Не паниковать!
- Не заставлять ребенка бесконечно переписывать упражнения “начисто” или писать объемные тексты под диктовку. Рекомендация читать и писать больше часто служит сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.
- Не торопить неуспешного ребенка.
- Никогда не упрекать и не злиться на ребенка за ошибки. Фразы типа: “Ты что, балбес?” не применимы ни при каких обстоятельствах.
- Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. У каждого свой темп развития.
- Обращать внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселять в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть.
- Попросить учителя информировать вас об успехах ребенка.
- Вспомнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.
Внимание! Дисграфия никогда не возникает “из ничего”! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Немного истории. Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин “аграфия” (от греческого “а” – отрицание, “графо” – пишу) появился только в 1865 году, благодаря француз-скому врачу В. Бенедикту.
Кстати Предположить, что у ребенка, скорее всего, возникнут проблемы в школе, можно и в дошкольном возрасте. Внимательные родители с помощью логопедов и психологов могут помочь детишкам избежать невероятно трудных проблем в первые школьные годы.
У вашего ребенка диграфия? Во-первых, не надо паниковать, ругаться и кричать. Во-вторых, нужно спокойно сесть со специалистом-логопедом и разобраться в характере ошибок. Самое важное – понять, как помочь ребенку. Общего совета, какую коррекционную программу выбрать для ребенка, – нет и быть не может. Все зависит от того, с какой проблемой сталкивается малыш. Помните, что ребятишкам с дисграфией вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией, проводится при тесном сотрудничестве: родителей, логопеда, иногда психолога или нейропсихолога и даже врача. К слову, если вы доверились специалисту, не вносите коррективы в процесс обучения. Поступайте так, как вам советуют. Если чего-то не знаете, спросите. Если до сих пор сомневаетесь – нужно ли заниматься вашему ребенку? – значит, вы еще не созрели для серьезной систематической работы.
Список литературы
- Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.
- Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М., 1979.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика. –М., 1993
- Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.
- Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.
- Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001
- Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999