Урок-зачет по теме "Эпоха Ренессанса"

Разделы: МХК и ИЗО


Индивидуальные задания разного плана выявляют уровень подготовки каждого учащегося, исключают списывание, дают возможность проявить творческие способности, личностные качества, сформулировать собственную оценку культурных явлений эпохи Ренессанса. Продвижение по карте устройства Вселенной побуждает к выполнению большего количества заданий, нацеливает на изучение предположений и научных исследований тайн сущности миров.

Тема: Эпоха Ренессанса.

Цели: содействовать

  • формированию знаний учащихся культуры Западной и Центральной Европы 14-16 вв.;
  • воспитанию самостоятельности в восприятии культурного наследия эпохи Ренессанса;
  • развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование: доска, оформленная для буримэ, карта устройства Вселенной согласно «Божественной комедии» Данте, два конверта с карточками индивидуальных заданий по культуре Возрождения (1. разгадать кроссворд; 2. составить кроссворд или чайнворд), три магнита или кнопки с условными обозначениями.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие учителя, сообщение темы и цели урока, деление учащихся на три команды с условными обозначениями «Живописцы», «Скульпторы», «Поэты».

2. Основная часть. Учитель предлагает каждому учащемуся на выбор не повторяющие друг друга индивидуальные карточки двух видов – составить кроссворд или чайнворд или разгадать кроссворд. Ученик сам оценивает свою подготовку к уроку. Выполнив задание письменно в тетрадях для контрольных работ, он волен получить еще карточку, продвигая свою команду по карте устройства Вселенной (учитель переставляет магнит или кнопку с условным обозначением), или приступить к творческому заданию – буримэ, которое отдельно оценивается учителем после проверки тетрадей учащихся. Каждый имеет возможность использовать оба варианта для буримэ или выбрать один.

Задания по культуре эпохи Ренессанса (1 конверт)

№1. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Ренессанс, Данте, Микеланджело, Босх, Нидерланды, дученто, Веронезе, Ромео, ванн Эйк, ад.
№2. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Веронезе, Леонардо да Винчи, Тинторетто, рай, Италия, Весна, Данте, Ротердамский, Джоконда, Микеланджело.
№3. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Тинторетто, Ренессанс, треченто, Клуэ, Гамлет, Медичи, Мона Лиза, античность, Мазаччо.
№4. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Венеция, Франция, Комедия ошибок, Леонардо да Винчи, Германия, Юдифь, Тициан, Отелло, кватроченто, человек.
№5. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Рим, Офелия, Брунеллески, Мадонна Конестабиле, собор св. Петра, Тайная вечеря, человек, Босх, Весна, Петрарка.
№6. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Похвала глупости, Сад наслаждений, гуманизм, Рафаэль, 1 карта Америки, Возрождение, Мазаччо, Джотто, ад, рай.
№7. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Джорджоне, Рождение Венеры, Сикстинская капелла, Веронезе, сонет, Давид, Мадонна в гроте, Рим, Лувр, рай.
№8. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Италия, Проторенессанс, титаны Возрождения, Джотто, Венеция, Давид, Шекспир, Божественная комедия, Петрарка, живопись.
№9. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Мадонна Литта, Троица, Мазаччо, Микеланджело, Карпаччо, ад, дученто, гуманизм, Дюрер, Босх.
№10. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Рим, античность, Джорджоне, Нидерланды, Рафаэль, Сикстинская Мадонна, ад, Фуке, Джотто, Данте.
№11. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Дюрер, Флоренция, Брунеллески, Рим, Боттичелли, Рафаэль, Лувр, Шекспир, чинквеченто, Тициан.
№12. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Клуэ, архитектура, Веронезе, Тинторетто, Венеция, гармония, чинквеченто, Лувр, Троица, Мона Лиза.
№13. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Возрождение, треченто, Мазаччо, Боттичелли, Микеланджело, Франция, Мадонна в гроте, поэзия, ад, Ричард III.
№14. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Рафаэль, рай, чистилище, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Германия, Ромео и Джульетта, Фуке, Страшный суд, Лувр.
№15. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Шекспир, Весна, античность, Рождение Венеры, Англия, ван Эйк, Клуэ, Ранний Ренессанс, Дюрер, рай.
№16. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Ренессанс, театр, Вийон, Босх, Вознесение в рай, Рим, Тициан, ад, автопортрет, Поклонение волхвов.
№17. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Гамлет, Боттичелли, Нидерланды, рай, Тинторетто, трагедия, чинквеченто, судьба, Офелия, Леонардо да Винчи.
№18. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Лувр, Данте, ад, автопортрет, Дюрер, живопись, чета Арнольфини, Давид, Медичи, Рафаэль.
№19. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Офелия, Ричард III, Микеланджело, человек, гармония, Боккаччо, Дюрер, Рабле, трагедия, Шекспир.
№20. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Тициан, Петрарка, сонет, Шекспир, Гамлет, Босх, Несение креста, Чистилище, Франция, Троица.
№21. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Медичи, чистилище, Джоконда, Сотворение Адама, Поцелуй Иуды, Микеланджело, Весна, бог, ад, чинквеченто.
№22. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Италия, Рождение Венеры, Тайная вечеря, Боттичелли, Грюневальд, Голова Апостола, Боккаччо, рай, Данте, Лувр.
№23. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Рафаэль, Босх, Данте, дученто, Ренессанс, человек, мир, Брунеллески, гармония, Медичи.
№24. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Дюрер, рай, Клуэ, античность, Донателло, идеал, Корреджо, Тинторетто, Венеция, Мазаччо.
№25. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Джотто, Донателло, ад, Клуэ, ван Эйк, Гамлет, Мадонна, Нидерланды, античность, театр.
№26. Составь кроссворд или чайнворд, используя все данные слова, дай им определения.
Микеланджело, Рафаэль, Тициан, трагедия, чинквеченто, Джоконда, Гамлет, скульптура, гуманизм, Лувр.

Задания по культуре эпохи Ренессанса (2 конверт)

Общее творческое задание буримэ записано на доске:

- хоронить                                                         - легко ли
- милый                                                             - несёт
- нить                                                                 - лёд
- могилой                                                          - боли

- красоту                                                            - доле
- сохраниться                                                    - гнёт
- обрету                                                             - даёт
- гробница                                                         - воле

- стих                                                                 - самому
- услышит                                                          - ветров
- твоих                                                               - моею

- дышит                                                             - берегов
- прах                                                                 - пойму
- на устах                                                           - леденею

В конце урока, после сдачи тетрадей учащимися, учитель декламирует Сонет № 81 У.Шекспира и стихотворение о любви Ф.Петрарки.

                Сонет № 81                                                                 * * *

Тебе ль меня придется хоронить                          Любовь? ..А может, нет? Сказать легко ли?
Иль мне тебя – не знаю, друг мой милый,           Любовь? Но, боже, что она несёт?
И пусть судьбы твоей прервется нить –              Добро? Тогда откуда в сердце лёд?
Твой образ не исчезнет за могилой.                    А если зло, откуда сладость боли?

Ты сохранишь и жизнь, и красоту,                       Зачем ропщу, когда в подобной доле
А от меня ничто не сохранится.                           Стремился сам? О драгоценный гнёт,
На кладбище покой я обрету,                                О, смерть моя, кто жизнь тебе даёт?
А твой приют – открытая гробница!                   Не я ли предпочёл неволю воле?

Твой памятник – восторженный мой стих,        Кому пенять? Себе же самому?
Кто не рождён ещё, его услышит,                        Меж волн, во власти спорящих ветров
И мир повторит повесть дней твоих,                  Не властен над скорлупкою моею,

Когда умрут все те, кто ныне дышит.                  Спасительных не вижу берегов,
Ты будешь жить, земной покинув прах,              Чего хочу – не знаю, не пойму,
Там, где живёт дыхание – на устах.                     Зимой пылаю, летом леденею.

                                                У. Шекспир                                                                       Ф. Петрарка

3. Итоги

В конце своеобразной игры-зачета определяется команда-победитель, которая первой достигла финиша или дальше другой продвинулась по карте устройства Вселенной. Результатом заданий буримэ становится выпуск поэтического альманаха, отражающий степень погружения учащихся в эпоху.

Приложение