Цель: познакомить учащихся с техническими условиями выполнения роз из атласной ленты и обучение приемам их изготовления; развивать необходимость декоративной переработки изображаемых предметов и образ реального мира; воспитывать эстетический вкус; дать представление о композиционном и цветовом решении изделия.
Наглядные пособия: образцы роз, выполненные из атласной ленты; коллекции атласных лент; таблицы с изображением последовательности изготовления роз и листиков; панно.
Оборудование: ножницы, иглы, булавки, нитки.
Ход и содержание
- Организационный момент(2-3 мин.)
- Сообщение познавательных сведений (25 мин.)
Учитель:
Меня называют царицей цветов,
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто же простить мне колючих шипов? (Роза)
Сегодня мы будем говорить о розах.
Розы-сестры зари.
Цвет их цвету зари равнозначен.
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах.
А, раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут.
Грусть и радость – начало в глубоких атласных цветах,
Пойди, посмотри на цветы в озарении пылком
Ни цветы, наводящие тихую светлую грусть,
Розы ранние схожи с детской улыбкою.
На старушку похож увядающий куст.
Проливается в росы холодная звездная россыпь.
Замолкают вдали молодых соловьев голоса.
Отыщи свою розу.
Не спеши, не пройди мимо розы.
Помни, розу одну дважды видеть цветущей нельзя.
Ученица рассказывает сообщение. (Легенда о розе)
Родословная розы уходит в глубокую древность. В индийских мифах сообщается, что красивейшая женщина Ландшмид родилась из распустившийся розы, которая состояла из 108 больших и 1008 маленьких лепестков бутона розы. Хранитель вселенной увидел эту обворожительную красавицу укрывающейся в своей прелестной розовой колыбели и разбудил ее поцелуями. С этой минуты Ланшмид сделалась богиней красоты, а укрывающая ее роза -символом божественной тайны и стала считаться у всех народов восточных -священной.
Окутав, как дымкой, весь восток своими сказаниями, роза нашла свой приют в древнейшем Иране, поэты которой написали о ее прелести сотни томов.
По словам одного из них роза была подарком самого Аллаха. К нему однажды явились, все дети флоры с просьбой назначит им нового повелителя вместо сонливого Лотоса, который, хотя и был дико красив, но забывал свои обязанности повелителя. Аллах благословно выслушал их, внял их просьбе и дал им правительницей белую розу с охлаждающими ее красоту острыми шипами. Как соловей увидел, эту чудную царицу цветов то был пленен ее красотой, прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы вонзились в его сердце, и алая кровь брызнула из его груди. Вот почему многие наружные лепестки роз и до сих пор сохраняют свой розовый оттенок.
Учитель: Давайте выясним, что вы знаете о розах:
- Какие розы вы встречали по цвету?
- Как вы думаете, что означает ли что-то каждый цвет розы?
- Белая роза означает душевность, чистоту, уважение.
- Красная роза означает любовь, красоту, страсть, торжество.
- Розовая роза означает застенчивость, нежность.
А о том, что означает желтая роза, существует легенда.
Древнеарабская легенда говорит о том, что в 612 году Магомед начал войну против израильтян, на время военных действий оставив жену одну. Жена в отсутствии мужа встречалась с молодым человеком. Злые люди поведали Магомеду, что жена ему изменила. Не поверил Магомед. И тогда они посоветовали подарить жене красные розы, и если они к утру пожелтеют, то они правы. Магомед так и сделал. Жена была растрогана таким прекрасным букетом роз и решила их сохранить и опустила в водоем. На утро красные розы пожелтели. Жена была уличена в измене. Вот почему желтый цвет роз символизирует измену.
А вот в Японии желтый цвет – символ света и солнца, их дарят людям, которым желают света и добра. И означают желтые розы блеск, роскошь, богатство, тепло.
- Какое количество роз используем в букете?
- На какие праздники мы дарим розы?
- Практическая работа (40 мин)
Учитель:
И цветы умеют говорить,
Если в руки мастера попали.
Могут вам улыбку подарить,
Могут вам напомнить о печали,
Если в руки мастера попали.
И сегодня я хочу, чтобы каждый из вас стал мастером. Потому что тема нашего урока: “Волшебство атласной ленты”.
Цель урока: изготовить розы и оформить панно с учетом времени года. (Учитель обращает внимание учащихся на то, что практическая работа будет выполняться по группам.)
Каждой группе раздаются карточки с заданием (Приложение 1)
Учитель: Атлас в переводе с арабского означает “гладкий”. Лента – это латинское слово и обозначает “узкая полоска ткани”.
Как сделать розу:
(Рисунок 1)
- Возьмите шелковую ленту длинной 50-70 см. и шириной 3-4 см. Положите лицевой стороной вверх, скрутите слева направо часть ленты (4-5 см.) в тугой стерженек -сердцевину розы. Прошейте его снизу нитками в цвет ленты.
- Теперь держите стерженек в левой руке, а правой перегните ленту по диагонали и образовавшимся сдвоенным отрезком ленты туго обкрутите сердцевину, сшейте витки снизу.
- Продолжайте перегибать ленту и укладывать витки-лепестки пока не закончится лента.
(Учитель показывает последовательность изготовления роз).
Как сделать листики:
(Рисунок 2)
- Отрежьте заготовку длинной, равной двойной ширине ленты.
- Положите заготовку изнаночной стороной вверх и отогните верхние края, вниз образуя треугольник.
- Острые углы положите, друг на друга и стяните низ ниткой.
(Учитель показывает последовательность изготовления лепестков).
- Перед началом практической работы повторение правил техники безопасности.
- Во время практической работы учащиеся изготовляют розы и листики.
- Оформляют панно из роз в соответствии с заданием на карточке.
- Учитель проводит во время практической работы текущий инструктаж.
- Помогает учащимся, если есть необходимость.
- Следит за выполнением техники безопасности.
- Заключительная часть (15 мин.)
- Защита проекта.
- Анализ и оценка работы.
- Рефлексия (5 мин.)
- Достигнута ли цель урока.
- Где можно применить выполненные работы?
- Выставление оценок.