Обучение чтению литературных текстов на немецком языке

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку состоит из нескольких видов деятельности, к которым относится также и чтение.

Я хочу поделиться опытом обучения чтению современных литературных текстов на немецком языке. Это один из вариантов современного подхода к обучению чтения на иностранном языке, широко применяемого за рубежом. Особенностью данного подхода является его технологичность. Большое внимание уделяется тому, чтобы обучение проходило активно, непринужденно и с удовольствием как для учащихся, так и для учителя.

Этот подход предусматривает практические задания для обучения чтению. Они состоят из следующих разделов:

  • Vor dem Lesen
  • Während des Lesens
  • Nach dem Lesen

Vor dem Lesen:

  • Zur Motivation – перед чтением текста нужно выполнить своеобразные задания для разминки, направленные на концентрацию внимания, на активизацию уже имеющихся знаний учащихся, на пробуждение интереса к теме текста.
  • Zur Erweiterung des Wortschatzes – эта рубрика позволяет расширить словарный запас учащихся. Я выписываю слова и выражения из текста, необходимые для его понимания, в том порядке, в котором они встречаются в тексте. Предлагаю учащимся прочитать их несколько раз и отметить знакомые и те, которые встречаются в первый раз. Таким образом выглядит таблица:
  neu bekannt
der Riese +  
das Haus   +
der Garten   +
der Wald   +
arbeiten   +
weit +  

Während des Lesens:

  • Zum Textverstandnis - задании этой рубрики направлено на достижение понимания основной мысли текста. Но сначала я ставлю вопрос, на который следует ответить после прочтения текста. Таким образом, при чтении текста обеспечивается концентрация внимания на поиск ответа.

Nach dem Lesen:

  • Zum Textinhalt– в этом разделе я использую задания на контроль понимания основного содержанию текста. Здесь осуществляется обучение поиску и извлечению конкретной информации из текста, что требует многократного обращения к нему. Здесь можно выполнить задания на подчеркивание, выписывание нужной информации, группирование и размещение в логической последовательности событий, фактов, действий.
  • Результаты выполнения этих заданий затем используются при обсуждении прочитанного. Если учащийся не может ответить на вопрос своими словами, он может найти ответ в тексте и зачитать его.
  • Zur Wiederholung der Grammatik в этом разделе мы повторяем грамматику.
  • Например, в тексте использовано простое прошедшее время. Я даю задание учащимся: выписать глаголы в претерите и написать неопределенную форму глагола. Но если учащиеся хорошо владеют данной темой, то повторением грамматики можно и не заниматься.
  • Zur Festigung des Wortschatzes - учащиеся ищут в тексте предложения с незнакомыми словами и переводят их, соотносят немецкие слова с русскими.
  • Zum Schreiben und Sprechen задания этой рубрики направлены на нахождение необходимой информации. Учащиеся кратко записывают ее, затем высказывают свое мнение о прочитанном, используя свои записи. Например, можно заполнить следующую таблицу используя W-Fragen: Wer? Was? Mit wem? Wo? Wann? и по ней рассказать о главном герое.
Wer ist die Hauptperson?  
Was hat sie gemacht?  
Mit wem war sie zusammen?  
Wo war das?  
Wann war das?  

На данном этапе я использую и другое задание. Делю учащихся на группы.

Каждая группа работает над определенным заданием. Например, найти информацию, что было сначала, потом, после этого и в конце. Каждая группа записывает информацию на листы, а затем прикрепляет к доске. Если класс с низким уровнем знания иностранного языка, то я предлагаю ребятам выписать из текста.