Обучение иностранному языку состоит из нескольких видов деятельности, к которым относится также и чтение.
Я хочу поделиться опытом обучения чтению современных литературных текстов на немецком языке. Это один из вариантов современного подхода к обучению чтения на иностранном языке, широко применяемого за рубежом. Особенностью данного подхода является его технологичность. Большое внимание уделяется тому, чтобы обучение проходило активно, непринужденно и с удовольствием как для учащихся, так и для учителя.
Этот подход предусматривает практические задания для обучения чтению. Они состоят из следующих разделов:
- Vor dem Lesen
- Während des Lesens
- Nach dem Lesen
Vor dem Lesen:
- Zur Motivation – перед чтением текста нужно выполнить своеобразные задания для разминки, направленные на концентрацию внимания, на активизацию уже имеющихся знаний учащихся, на пробуждение интереса к теме текста.
- Zur Erweiterung des Wortschatzes – эта рубрика позволяет расширить словарный запас учащихся. Я выписываю слова и выражения из текста, необходимые для его понимания, в том порядке, в котором они встречаются в тексте. Предлагаю учащимся прочитать их несколько раз и отметить знакомые и те, которые встречаются в первый раз. Таким образом выглядит таблица:
neu | bekannt | |
der Riese | + | |
das Haus | + | |
der Garten | + | |
der Wald | + | |
arbeiten | + | |
weit | + |
Während des Lesens:
- Zum Textverstandnis
Nach dem Lesen:
- Zum Textinhalt– в этом разделе я использую задания на контроль понимания основного содержанию текста. Здесь осуществляется обучение поиску и извлечению конкретной информации из текста, что требует многократного обращения к нему. Здесь можно выполнить задания на подчеркивание, выписывание нужной информации, группирование и размещение в логической последовательности событий, фактов, действий.
- Результаты выполнения этих заданий затем используются при обсуждении
прочитанного. Если учащийся не может ответить на вопрос своими словами, он может
найти ответ в тексте и зачитать его.
- Zur Wiederholung der Grammatik –
в этом разделе мы повторяем грамматику. - Например, в тексте использовано простое прошедшее время. Я даю задание
учащимся: выписать глаголы в претерите и написать неопределенную форму глагола.
Но если учащиеся хорошо владеют данной темой, то повторением грамматики можно и
не заниматься.
- Zur Festigung des Wortschatzes -
учащиеся ищут в тексте предложения с незнакомыми словами и переводят их, соотносят немецкие слова с русскими.- Zum Schreiben und Sprechen –
задания этой рубрики направлены на нахождение необходимой информации. Учащиеся кратко записывают ее, затем высказывают свое мнение о прочитанном, используя свои записи. Например, можно заполнить следующую таблицу используя W-Fragen: Wer? Was? Mit wem? Wo? Wann? и по ней рассказать о главном герое.
Wer ist die Hauptperson? | |
Was hat sie gemacht? | |
Mit wem war sie zusammen? | |
Wo war das? | |
Wann war das? |
На данном этапе я использую и другое задание. Делю учащихся на группы.
Каждая группа работает над определенным заданием. Например, найти информацию, что было сначала, потом, после этого и в конце. Каждая группа записывает информацию на листы, а затем прикрепляет к доске. Если класс с низким уровнем знания иностранного языка, то я предлагаю ребятам выписать из текста.