Учитель обществознания: «Сейчас мы с вами изучаем раздел «Общество», рассматриваем общество всесторонне, в том числе и его развитие. А что главное в развитии общества?
Русский ученый Н. Данилевский считал, что главное в развитии общества это отличие культурно-исторических типов. То, что Данилевский называл культурно-историческими типами, английский историк А. Тойнби назвал «цивилизацией». Это тема сегодняшнего занятия.
По истории вы изучили древневосточные цивилизации. И сегодня на уроке:
- Вы закрепите полученные знания;
- Сформулируете понятие «цивилизация»;
- Узнаете основные признаки и этапы цивилизации.
План урока:
- Понятие, признаки и развитие цивилизации.
- Цивилизации Древнего мира.
Что же такое цивилизация? Какое общество можно назвать цивилизованным, а какое нет? Что является главной отличительной чертой цивилизации?
Давайте попробуем выделить одну черту при помощи кадра из художественного фильма «Гладиатор» (кадр из фильма «Гладиатор», момент начала сражения римской армии и варваров).
Далее следует анализ увиденного учащимися, которые приходят к выводу: цивилизация – это историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства.
Учитель: «Назовите отличия жизни римлян и варварских племен».
В ходе ответов учащихся акцентируется внимание на «материальной культуре»: то, что дает удобство, комфорт и делается второй вывод: цивилизация – это синоним термина «материальная культура».
Учитель: «А как бы вы объяснили такие понятия: «мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни», «цивилизованность»?»
Учащиеся в ходе ответов приходят к третьему выводу, что цивилизация – это характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство.
Учитель: «Но эти определения не являются достаточными. На основании каких критериев определить цивилизацию? Если мы сравниваем Древний Рим и племя варваров это не сложно. А на что опираться, говоря, например, о современных цивилизациях? За помощью обратимся к трудам Фукидида. Еще в период античности он выделил четыре признака цивилизации:
- Государственность;
- Культура;
- Благосостояние населения;
- Защищенность прав».
Затем учащимся предлагается доказать, например, что Россия – это цивилизованное государство, опираясь на данные признаки.
Учитель: «Цивилизации как люди, переживают все возрасты. По словам О. Шпенглера: «У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость». (Шпенглер О. – Закат Европы. Т1 М-Л, 1913, с. 119) или четыре этапа развития цивилизации:
- зарождение цивилизации (бессознательный этап);
- развитие цивилизации (государственное становление);
- расцвет (пик развития);- упадок».
Учащимся предлагается изобразить развитие цивилизации схематично.
Учитель: «Итак, мы рассмотрели первый вопрос – что такое цивилизация, признаки и этапы развития цивилизации. Существует несколько различных классификаций цивилизации. Много разногласий по вопросу о типологии. Одни ученые в основу различий кладут культуру, историческое развитие, другие – время возникновения и гибели, третьи – уровень развития производительных сил, характер социально-политической жизни. На уроках истории вы изучаете цивилизации в хронологическом порядке. И уже узнали много о цивилизациях Древнего Востока».
Учитель истории: «Мы с вами изучили раздел «Цивилизации Древнего Востока». И сегодня закрепим знания в форме соревнования. Для этого сформируем команды (например по рядам, желательно приблизительно равное количество учащихся в команде). Затем выбираем капитанов.Соревнование будет включать в себя три этапа (таблица 1).
Таблица 1
№ п/п |
Этапы |
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Итог |
|||
1 |
Терминология |
|
|
|
28-30б – отлично 16-27б – хорошо 5-15б - удовлетворительно |
|||
2 |
Проблемные вопросы |
|
|
|
||||
3 |
Современные цивилизации |
|
|
|
||||
Итог |
10б макс |
....... |
5б макс |
...... |
15б макс |
....... |
|
Итак, 1 этап – работа с терминами: каждая команда получает то количество терминов – какое количество учащихся в команде. Один термин объясняет один ученик, если он затрудняется ответить, право ответа переходит к другой команде. 1 балл за каждый правильный ответ. В сумме каждая команда может набрать по 10 баллов».
Вопросы:
Что такое:
- Ирригация;
- Привилегия;
- Речные цивилизации;
- Приморские цивилизации;
- Деспотия;
- Административная система;
- Сын неба;
- Иерархия;
- Государство;
- Чиновники;
- Купцы;
- Свободные крестьяне – общинники;
- Община;
- Традиционность;
- Рабство домашнее;
- Рабство военно-пленное;
- Рабство долговое;
- Обычное право;
- Маат;
- Закон;
- Номы;
- Паришат;
- Органы первобытной демократии;
- Брахманы;
- Кшатрии;
- Вайшьи;
- Шудры;
- Миф;
- Магия;
- Тотемизм.
Учитель: «Второй этап соревнования. Прошу подойти капитанов команд и выбрать карточку с вопросом. На обсуждение и подготовку ответа дается 7 минут. Оценка ответов по пятибалльной системе».
Карточка № 1.
Раскройте значение ирригационной системы для древневосточных цивилизаций.
План ответа:
а) раскрыть понятие;
б) показать взаимосвязь существовавших цивилизаций древности и природных условий;
в) сделать выводы о значении ирригационной системы.
Карточка № 2.
Раскройте значение иерархичной социальной системы.
План ответа:
а) раскрыть понятие;
б) раскрыть роль общины;
в) сделать вывод.
Карточка № 3.
Раскройте значение формирования права.
План ответа:
а) раскрыть понятие;
б) охарактеризовать древние законы;
в) сделать вывод.
Учитель обществознания: «Сейчас вы повторили темы, пройденные по истории. В дальнейшем вы продолжите изучение цивилизаций. А по обществознанию мы завершаем разговор по теме вопросом о современных цивилизациях. Это третье задание сегодняшнего соревнования. Оно является опережающим. Вы еще не знакомились с этой темой, однако на основе уже полученных знаний можете справиться с заданием.
В современном мире выделяют 5 цивилизаций: три по религиозному признаку, две по географическому признаку. Сейчас вам будут даны листочки и вы, начиная с первой парты и работая в паре, пишите на бумаге названия этих цивилизаций, которые с вашей точки зрения существуют в современном мире. Каждой паре дается три минуты, затем лист передается дальше. После этого капитан корректирует ответ. В случае если будет указано не пять, а больше цивилизаций, он должен будет зачеркнуть лишнее, с его точки зрения. За каждое правильно указанное название – 3 балла. В сумме можно набрать 15 баллов».
После выполнения задания учащимися педагог открывает названия цивилизаций: православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, западная. Выставляются баллы.
Пока один педагог подсчитывает итоговые баллы, другой предлагает учащимся высказать свою точку зрения по занятию. Для облегчения ответов и ускорения процесса можно раздать карточки с набором вопросов. Например:
- Понравился ли вам комбинированный урок?
- Что положительного можете отметить?
- Что отрицательного можете отметить?
- Что нового узнали на уроке?
- Способствовал ли урок углублению знаний? Закреплению знаний? Осознанию знаний? и т. д.
Затем следует анализ урока педагогом, подведение итогов, баллов, выставление оценок.
Домашнее задание: найти и выписать в рабочую тетрадь 7 определений понятия «цивилизация», используя учебники по истории, обществознанию, толковые словари. Выделить в определениях общее и отличительное. На основе общего сформулировать одно понятие «цивилизации».
Повышенный уровень задания (по выбору): проанализировать и выразить свою точку зрения: почему в определениях есть отличительные черты, почему не существует единого определения «цивилизации»?