Перед каждым человеком в определенный момент встает важный вопрос о будущем: «Кем быть?». Для кого-то эта проблема становится тяжелой и мучительной, для кого-то ее решение не представляет особого труда. Но, так или иначе, любой подросток к окончанию школы должен иметь относительно четкие представления о своей дальнейшей трудовой жизни. Стремительно меняющиеся экономические условия в нашей стране существенно усложняют детям перспективное планирование своей будущей профессии и карьеры. Поэтому профориентацию в школе можно считать одним из приоритетных направлений.
Проблема проекта:
- изучить рынок труда: востребованность профессий, мои возможности для самореализации в них.
Цель проекта:
- социализация: адаптация к окружающей действительности, её меняющимся социально-экономическим условиям.
Задачи проекта:
- познакомиться с широким спектром профессий;
- узнать об их особенностях разных профессий;
- выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
- формирование уважительного отношения к людям труда и результатам их труда;
- развитие экономически грамотной личности.
Форма организации детей: индивидуально - групповая работа.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая
Сфера применения результатов: культурологический, экономический
Форма продуктов проектной деятельности:
- стендовые доклады «Особенности профессий»
- рефераты «История профессии»
- игры, тренинги, диспуты, круглые столы
- сочинения-реклама «Приглашаем на работу», резюме
- стенная газета «Кем быть?», коллажи «Моя семья»
Способ объединения результатов на презентации:
Тематические экскурсии на производства
- кондитерские фабрики «Красный Октябрь» и «Рот Фронт»
- хлебозавод
- киностудии «Союзмультфильм» и «Мосфильм»
- фабрика по производству елочных игрушек
- музей и производство «Игрушки» в Сергиевом Посаде
- производство «Синь России» г. Гжель
- фабрика мороженого «Баскин Робинс»
- страусиная ферма (Приокско-Терасский заповедник)
- музей воды
- посещение средних и высших профессиональных учебных заведений в День открытых дверей
Подготовка и проведение тематических классных часов:
- «Все работы хороши – выбирай на вкус» (1-4 классы)
- «Мой жизненный путь или Кем быть» (5-8 классы)
- «Линия моей жизни» (9-11 классы)
Подготовка и выпуск газет, коллажей по данной проблеме, устный отчёт учащихся с демонстрацией собранного материала, обсуждение сочинений-реклам, резюме, докладов и рефератов.
Вид презентации:
Публичная конференция по теме: «Мое профессиональное будущее».
Класс:
Начальная школа - 4 класс
Средняя школа – 9 класс
Старшая школа – 10-11 классы
Количество участников: 98 человек
Предметная область: основная.
Состав участников: (общешкольный)
Характер координации: (явный)
Темы учебно-тематического плана:
Учебник: В.Я. Коровина «Литература» - 5 класс.
Содержание |
Кол-во часов |
1-4 класс: Интеграция окружающего мира и ОБЖ «Героические профессии» «Мир глазами географа, астронома, историка Эколога» «Что я знаю о профессиях» |
7 4 20 |
5-8 класс «Что я знаю о профессиях» «Что я знаю о своих возможностях» «Рациональный режим труда и отдыха» «Героические профессии» |
15 5 2 2 |
9-11 класс: «Оборона государства и ее организация» «Способность и профессиональная пригодность» «Планирование профессиональной карьеры» «Режим труда и отдыха» |
25 6 6 2 |
Время работы: сентябрь-январь (5 месяцев)
Цель учебная:
- информационно-просветительская деятельность: ознакомление школьников с профессиями, видами профессиональной подготовки, рынком труда, условиями труда и т.д.
Цели развивающие:
- содействие адекватной и сформированной мотивации выбора профессиональной деятельности;
- развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие навыков и культуры трудовой деятельности.
Цели воспитательные:
- формирование навыков межличностного общения в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к людям труда, к результатам их труда. Формирование представлений о значимости труда человека;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т. д.
Режим работы: (урочно-внеурочный)
Информационно-техническое оснащение:
- интернет,
- районные и школьные библиотеки,
- музеи,
- в/фильмы,
- производства,
- рекламы-приглашения средних и высших профессиональных заведений
Привлекаемые специалисты:
- психологи,
- классные руководители,
- представители средних и высших профессиональных заведений,
- экскурсоводы,
- родители,
- общественные организации: Центр занятости «Перспектива», «Дети улиц Отрадного», Совет ветеранов района «Отрадное»
Этапы работы над проектом.
- этап – «Подготовительный»
На уроках и классных часах перед учащимися возникает вопрос «Кем быть?». Учитель предлагает учебный проект по теме «Шаг в профессию». Учащиеся под руководством учителя выявляют проблему, цель и задачи проекта, план работы над проектом. Определяют вид презентации конечного результата. В процессе работы над проектом учащиеся должны познакомиться с различными профессиями, их особенностями.
- этап – «Поисково-обобщающий»
На этом этапе учащиеся осуществляют поиск информации из различных источников о профессиях. Через диагностическую деятельность (анкеты ДДО и ОПГ, карта интересов, «Линия жизни») выявляется профессиональная направленность личности каждого ребенка – участника проекта. По мере накопления материала и информации учащиеся обмениваются мнениями, продумывают формы демонстрации результатов поисков и исследований.
- этап - «Презентация» - Публичная конференция по теме: «Мое профессиональное будущее».
План конференции:
Доклады и обсуждения;
- «Что такое профессия и профессионализм?»
- «Человек в профессии или профессия в человеке»
- «Как найти себя в жизни»
- «Профессия в современном обществе» и т.д.
Заключение
В процессе работы над ученическим проектом ученики:
- узнали о широком спектре профессиональной деятельности взрослых;
- познакомились с современным рынком труда и его условиями;
- приобрели навыки межличностного общения в процесс работы в исследовательских группах;
- овладели навыками психологического самообследовании;
- овладели навыками планирования собственной профессиональной карьеры для дальнейшей адаптации к окружающей действительности, её меняющимся социально-экономическим условиям.