Учебный проект "Шаг в профессию"

Разделы: Администрирование школы


Перед каждым человеком в определенный момент встает важный вопрос о будущем: «Кем быть?». Для кого-то эта проблема становится тяжелой и мучительной, для кого-то ее решение  не представляет особого труда. Но, так или иначе, любой подросток к окончанию школы должен иметь относительно четкие представления о своей дальнейшей трудовой жизни. Стремительно меняющиеся экономические условия в нашей стране существенно усложняют детям перспективное планирование своей будущей профессии и карьеры. Поэтому профориентацию в школе можно считать одним из приоритетных направлений.

Проблема проекта:

  • изучить рынок труда: востребованность профессий, мои возможности для самореализации в них.

Цель проекта:

  • социализация: адаптация к окружающей действительности, её меняющимся социально-экономическим условиям.

Задачи проекта:

  • познакомиться с широким спектром профессий;
  • узнать об их особенностях разных профессий;
  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
  • формирование уважительного отношения к людям труда и результатам их труда;
  • развитие экономически грамотной личности.

Форма организации детей: индивидуально - групповая работа.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая

Сфера применения результатов: культурологический,  экономический

Форма продуктов проектной деятельности:

  • стендовые доклады «Особенности профессий»
  • рефераты «История профессии»
  • игры, тренинги, диспуты, круглые столы
  • сочинения-реклама «Приглашаем на работу», резюме
  • стенная газета «Кем быть?», коллажи «Моя семья»

Способ объединения результатов на презентации:

Тематические экскурсии на производства

  • кондитерские фабрики «Красный Октябрь» и «Рот Фронт»
  • хлебозавод
  • киностудии «Союзмультфильм» и «Мосфильм»
  • фабрика по производству елочных игрушек
  • музей и производство «Игрушки» в Сергиевом Посаде
  • производство «Синь России»  г. Гжель
  • фабрика мороженого «Баскин Робинс»
  • страусиная ферма (Приокско-Терасский заповедник)
  • музей воды
  • посещение средних и высших профессиональных учебных заведений в День открытых дверей

Подготовка и проведение тематических классных часов:

  • «Все работы хороши – выбирай на вкус» (1-4 классы)
  • «Мой жизненный путь или Кем быть» (5-8 классы)
  • «Линия моей жизни» (9-11 классы)

Подготовка и выпуск газет, коллажей по данной проблеме,  устный отчёт учащихся с демонстрацией собранного материала, обсуждение сочинений-реклам, резюме, докладов и рефератов.

Вид презентации:

Публичная конференция по теме: «Мое профессиональное будущее».

Класс:

Начальная школа - 4  класс

Средняя школа – 9 класс

Старшая школа – 10-11 классы

Количество участников: 98 человек

Предметная область:  основная.

Состав участников:  (общешкольный)

Характер координации: (явный)

Темы учебно-тематического плана:

Учебник: В.Я. Коровина «Литература» - 5 класс.

Содержание

Кол-во часов

1-4 класс:

Интеграция окружающего мира и ОБЖ

«Героические профессии»

«Мир глазами географа, астронома, историка Эколога»

«Что я знаю о профессиях»

 

7

4

20

5-8 класс

«Что я знаю о профессиях»

«Что я знаю о своих возможностях»

«Рациональный режим труда и отдыха»

«Героические профессии»

 

15

5

2

2

 9-11 класс:

«Оборона государства и ее организация»

«Способность и профессиональная пригодность»

«Планирование профессиональной карьеры»

«Режим труда и отдыха»

 

25

6

6

2

Время работы: сентябрь-январь (5 месяцев)

Цель учебная:

  • информационно-просветительская деятельность: ознакомление школьников с профессиями, видами профессиональной подготовки, рынком труда, условиями труда и т.д.

Цели развивающие:

  • содействие адекватной и сформированной мотивации выбора профессиональной деятельности;
  • развитие познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие навыков и культуры трудовой деятельности.

Цели воспитательные:

  • формирование навыков межличностного общения  в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к людям труда, к результатам их труда. Формирование представлений о значимости труда человека;
  • воспитание трудолюбия;
  • воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, взаимовыручки, внимательности,  справедливости и  т. д.

Режим работы:  (урочно-внеурочный)

Информационно-техническое оснащение:  

  • интернет,
  • районные и школьные библиотеки,
  • музеи,
  • в/фильмы,
  • производства,
  • рекламы-приглашения средних и высших профессиональных заведений

Привлекаемые специалисты:

  • психологи,
  • классные руководители,
  • представители средних и высших профессиональных заведений,
  • экскурсоводы,
  • родители,
  • общественные организации: Центр занятости «Перспектива», «Дети улиц Отрадного», Совет ветеранов района «Отрадное»

Этапы работы над проектом.

  • этап – «Подготовительный»

На уроках и классных часах перед учащимися возникает вопрос «Кем быть?».  Учитель предлагает учебный проект по теме «Шаг в профессию». Учащиеся под руководством учителя выявляют проблему, цель и задачи проекта, план работы над проектом.  Определяют вид презентации конечного результата. В процессе работы над проектом учащиеся должны познакомиться с различными профессиями, их особенностями.

  • этап – «Поисково-обобщающий»

На этом этапе учащиеся осуществляют поиск информации из различных источников о профессиях. Через диагностическую деятельность (анкеты ДДО и ОПГ, карта интересов, «Линия жизни») выявляется профессиональная направленность личности каждого ребенка – участника проекта. По мере накопления материала и информации учащиеся обмениваются мнениями, продумывают формы демонстрации результатов поисков и исследований.

  • этап - «Презентация»  - Публичная конференция по теме: «Мое профессиональное будущее».

План конференции:

Доклады и обсуждения;

    • «Что такое профессия и профессионализм?»
    • «Человек в профессии или профессия в человеке»
    • «Как найти себя в жизни»
    • «Профессия в современном обществе» и т.д.

Заключение

В процессе работы над ученическим проектом ученики:

  • узнали о широком спектре профессиональной деятельности взрослых;
  • познакомились с современным рынком труда и его условиями;
  • приобрели навыки межличностного общения в процесс работы в исследовательских группах;
  • овладели навыками психологического самообследовании;
  • овладели навыками планирования собственной профессиональной карьеры для дальнейшей адаптации к окружающей действительности, её меняющимся социально-экономическим условиям.