Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Для меня вопрос о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике стал решенным, как только в моем распоряжении появился компьютерный класс. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу.
Для обеспечения прочности усвоения учебного материала в применяемых мною электронных учебниках (“Мир информатики”, “Математика 5-11.Практикум”, “Математика. Витаминный курс 7 класс” и др.) предусмотрены контроль и коррекция учебной деятельности; в случае затруднений можно повторить теорию для того, чтобы можно было самостоятельно найти и исправить ошибку. Большой наглядный материал, цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране - все это увеличивает эффективность восприятия информации. Цветовой колорит программы соответствует ее функциональному назначению. Не останавливает ребят сложность в использовании клавиш и то, что эти программы требует предварительной работы с самим диском по введению данных с клавиатуры и некоторого опыта работы.
Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Предлагаю конспект одного из уроков.
Цели урока:
Образовательная –
- обучить навыкам разложение многочлена на множители,
- систематизировать, расширить и углубить знания, умения обучающихся применять их при вынесении общего множителя за скобки;
- выявить уровень овладения учащимися комплекса знаний и умений по применению навыков умножения и деления степеней;
- сформировать умение применять разложение многочлена на множители;
- реализовать знания и умения по теме: “Вынесение общего множителя за скобки” ,для выполнения заданий и базового уровня и заданий повышенной сложности.
Развивающая –
- способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать навыки самоконтроля при выполнении заданий на применение правила вынесения за скобки общего множителя;
- умение работать с бланком ответов при решении тестов.
Воспитательная –
- побуждать учеников к само-, взаимоконтролю;
- обратить внимание на воспитание воли и устойчивости для достижения конечных результатов;
- воспитание объективной самооценки при оценивании знаний, работе в команде,
- вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, формировать умение рефлексировать.
Оборудование.
- мультимедийные средства обучения – диск “Витаминный курс. Математика 7 класс”,
- презентация,
- задание для тестов, “Математической эстафеты”, самостоятельной работы,
- индивидуальные оценочные листы.
Тип урока: комбинированный.
Основные результаты обучения:
- уметь выносить общий множитель за скобки,
- уметь применять данный способ при разложении на множители,
- уметь использовать вынесение за скобки при решении уравнений.
План урока
1. Организация начала урока.
- приветствие;
- подготовка обучающихся к работе.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Двое работают у доски. Один составляет краткую запись и 3 способа составления уравнений для задачи домашней работы № 639 (Алгебра учебник для 7 класса под редакцией С.А.Теляковского) .
(На доске могут быть написаны следующие уравнения:
, , )Другой решает задачу по карточке: “Турист рассчитал, что если он будет идти к железнодорожной станции со скоростью 4 км/ч, то опоздает к поезду на полчаса, а если он будет идти со скоростью 5 км/ч, то придет на станцию за 6 минут до отправления поезда. Какое расстояние должен пройти турист?”
На доске могут быть написаны следующие уравнения: или 4(х+0,5)=5(х-0,1)
Работа класса по карточкам:
Найди:
а)НОД (36, 192, 64)= ,
б)НОД (16, 92, 44)= ,
в)НОД (36, 12, 144)= ,
г) НОД (46, 23, 92)= .
Ответь на вопросы:
Сложение многочленов. Если перед скобками стоит знак “плюс”, то…
___________________________________________________________________
Вычитание многочленов. Если перед скобками стоит знак “минус”, то…
___________________________________________________________________
Какие слагаемые называются подобными?
___________________________________________________________________
Что называют степенью многочлена?
___________________________________________________________________
Как выполняется деление степеней с одинаковыми основаниями?
___________________________________________________________________
Как выполняется умножение степеней с одинаковыми основаниями?
___________________________________________________________________
Уплотненный опрос:
1. Как найти НОД чисел?
2. Проверка самостоятельной работы с озвучиванием правильных ответов и просмотром презентации (Приложение 1). Самооценка с выставлением результатов в индивидуальные оценочные листы.
3. Изучение нового материала - работа с презентацией (Приложение 2).
Порядок работы с презентацией:
- Изучи теоретический материал по слайдам 1-3
- Прочти еще раз алгоритм отыскания общего множителя нескольких многочленов.
- Рассмотри пример 1 и 2 по слайдам 4-5 , выясни неясные для тебя шаги.
- Выполни самостоятельно пример 3,4 по слайдам 6-7.
- Рассмотри пример 5 и 6 по слайдам 8-9.
- Сделай выводы по слайду 10.
- Выполни задания со слайда 11.
- Ответь на следующие вопросы:
А) Какое преобразование называется разложением многочлена на множители?
Б) На каком свойстве основано вынесение общего множителя за скобки?
В) Как выносится общий множитель за скобки?
4. Закрепление знаний с использованием Мультимедийного средства обучения – диск “Витаминный курс. Математика 7 класс”.
Выбери в содержании “Линейные многочлены”
тему “Вынеси за скобки” и выполни задания
5. Комментирование домашнего задания
6. Подведение итогов. Провести тестирование с проверкой и занесением результатов в индивидуальные оценочные листы.
Тест. Вынеси общий множитель за скобки:
1.
А) 4х2у(5ху+1)
Б) 4х2у(20ху+4)
В) ху(20х2+4х)
Г) 20ху(х2у+4х)
2.
А) (а+5)(b+с)
Б) (а+5)(b-с)
3.
А) 3a2b(5ab+3a2b3)
Б) 3a2b(5a+b2)
В) 15a2b(a+3b2)
Г) 3ab(5a2+ab2)
4.
А) (х-5)(2у+х)
Б) (х-5)(2у-х)
В) (х-5)( х-2у)
Г) (5-х)(2у+х)
7. Рефлексия.
Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.
На уроке я узнал…
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я узнал новое…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…
Индивидуальные оценочные листы
Фамилия, имя, класс |
||||
Задание 1 | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов | Оценка | Итоговая оценка |
Задание 2. Работа с презентацией. | ||||
Задание 3. Работа с диском “Витаминный курс” | ||||
Задание 4. Тест. |