Урок алгебры в 7-м классе по теме "Вынесение общего множителя за скобки" с применением компьютерных технологий

Разделы: Математика


Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Для меня вопрос о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике стал решенным, как только в моем распоряжении появился компьютерный класс. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу.

Для обеспечения прочности усвоения учебного материала в применяемых мною электронных учебниках (“Мир информатики”, “Математика 5-11.Практикум”, “Математика. Витаминный курс 7 класс” и др.) предусмотрены контроль и коррекция учебной деятельности; в случае затруднений можно повторить теорию для того, чтобы можно было самостоятельно найти и исправить ошибку. Большой наглядный материал, цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране - все это увеличивает эффективность восприятия информации. Цветовой колорит программы соответствует ее функциональному назначению. Не останавливает ребят сложность в использовании клавиш и то, что эти программы требует предварительной работы с самим диском по введению данных с клавиатуры и некоторого опыта работы.

Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Предлагаю конспект одного из уроков.

Цели урока:

Образовательная

  • обучить навыкам разложение многочлена на множители,
  • систематизировать, расширить и углубить знания, умения обучающихся применять их при вынесении общего множителя за скобки;
  • выявить уровень овладения учащимися комплекса знаний и умений по применению навыков умножения и деления степеней;
  • сформировать умение применять разложение многочлена на множители;
  • реализовать знания и умения по теме: “Вынесение общего множителя за скобки” ,для выполнения заданий и базового уровня и заданий повышенной сложности.

Развивающая

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать навыки самоконтроля при выполнении заданий на применение правила вынесения за скобки общего множителя;
  • умение работать с бланком ответов при решении тестов.

Воспитательная

  • побуждать учеников к само-, взаимоконтролю;
  • обратить внимание на воспитание воли и устойчивости для достижения конечных результатов;
  • воспитание объективной самооценки при оценивании знаний, работе в команде,
  • вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, формировать умение рефлексировать.

Оборудование.

  • мультимедийные средства обучения – диск “Витаминный курс. Математика 7 класс”,
  • презентация,
  • задание для тестов, “Математической эстафеты”, самостоятельной работы,
  • индивидуальные оценочные листы.

Тип урока: комбинированный.

Основные результаты обучения:

  • уметь выносить общий множитель за скобки,
  • уметь применять данный способ при разложении на множители,
  • уметь использовать вынесение за скобки при решении уравнений.

План урока

1. Организация начала урока.

  • приветствие;
  • подготовка обучающихся к работе.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Двое работают у доски. Один составляет краткую запись и 3 способа составления уравнений для задачи домашней работы № 639 (Алгебра учебник для 7 класса под редакцией С.А.Теляковского) .

(На доске могут быть написаны следующие уравнения:

, , )

Другой решает задачу по карточке: “Турист рассчитал, что если он будет идти к железнодорожной станции со скоростью 4 км/ч, то опоздает к поезду на полчаса, а если он будет идти со скоростью 5 км/ч, то придет на станцию за 6 минут до отправления поезда. Какое расстояние должен пройти турист?”

На доске могут быть написаны следующие уравнения: или 4(х+0,5)=5(х-0,1)

Работа класса по карточкам:

Найди:

а)НОД (36, 192, 64)= ,

б)НОД (16, 92, 44)= ,

в)НОД (36, 12, 144)= ,

г) НОД (46, 23, 92)= .

Ответь на вопросы:

Сложение многочленов. Если перед скобками стоит знак “плюс”, то…

___________________________________________________________________

Вычитание многочленов. Если перед скобками стоит знак “минус”, то…

___________________________________________________________________

Какие слагаемые называются подобными?

___________________________________________________________________

Что называют степенью многочлена?

___________________________________________________________________

Как выполняется деление степеней с одинаковыми основаниями?

___________________________________________________________________

Как выполняется умножение степеней с одинаковыми основаниями?

___________________________________________________________________

Уплотненный опрос:

1. Как найти НОД чисел?

2. Проверка самостоятельной работы с озвучиванием правильных ответов и просмотром презентации (Приложение 1). Самооценка с выставлением результатов в индивидуальные оценочные листы.

3. Изучение нового материала - работа с презентацией (Приложение 2).

Порядок работы с презентацией:

  1. Изучи теоретический материал по слайдам 1-3
  2. Прочти еще раз алгоритм отыскания общего множителя нескольких многочленов.
  3. Рассмотри пример 1 и 2 по слайдам 4-5 , выясни неясные для тебя шаги.
  4. Выполни самостоятельно пример 3,4 по слайдам 6-7.
  5. Рассмотри пример 5 и 6 по слайдам 8-9.
  6. Сделай выводы по слайду 10.
  7. Выполни задания со слайда 11.
  8. Ответь на следующие вопросы:

А) Какое преобразование называется разложением многочлена на множители?

Б) На каком свойстве основано вынесение общего множителя за скобки?

В) Как выносится общий множитель за скобки?

4. Закрепление знаний с использованием Мультимедийного средства обучения – диск “Витаминный курс. Математика 7 класс”.

Выбери в содержании “Линейные многочлены”

тему “Вынеси за скобки” и выполни задания

5. Комментирование домашнего задания

6. Подведение итогов. Провести тестирование с проверкой и занесением результатов в индивидуальные оценочные листы.

Тест. Вынеси общий множитель за скобки:

1.

А) 4х2у(5ху+1)

Б) 4х2у(20ху+4)

В) ху(20х2+4х)

Г) 20ху(х2у+4х)

2.

А) (а+5)(b+с)

Б) (а+5)(b-с)

3.

А) 3a2b(5ab+3a2b3)

Б) 3a2b(5a+b2)

В) 15a2b(a+3b2)

Г) 3ab(5a2+ab2)

4.

А) (х-5)(2у+х)

Б) (х-5)(2у-х)

В) (х-5)( х-2у)

Г) (5-х)(2у+х)

7. Рефлексия.

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

Индивидуальные оценочные листы

Фамилия, имя, класс

Задание 1 Количество правильных ответов Количество неправильных ответов Оценка Итоговая оценка
Задание 2. Работа с презентацией.        
Задание 3. Работа с диском “Витаминный курс”        
Задание 4. Тест.