План урока
- Организационный момент
- Проверка знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Домашние задание
Конспект урока
Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.
Задачи:
Образовательная
- Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
- Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
- Показать их значение в разнообразных природных сообществах.
Развивающая
- Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности
Воспитательная
- Бережное отношение к природе;
- Экологическое значение для человека
Методы:
- Словесно – наглядный
- Наглядно – демонстрационный
Оборудование:
- таблицы с изображением насекомых разных отрядов,
- мультимедиа.
Тип урока:
- комбинированный
Вид урока:
- обобщающий
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Методы и средства |
Орг. момент | Здравствуйте! Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе. |
Словесные, доска |
Проверка знаний | Фронтальный опрос: 1. Из скольких отделов состоит тело насекомых? (Ответ:: голова, грудь, брюшка) 2. Какие крылья бывают у насекомых? (Ответ: крылья (тонкая пластина, двухслойное), надкрылья (характерно для жуков)) 3. Как устроена нервная система насекомых? (Ответ: нервной цепочкой и головной мозга) 4. Как питаются насекомые? (Ответ: пища разнообразна, она включает все вещества растительной и животного происхождения) 5. Как дышат насекомые? (Ответ: трахеями, до 10 пар отверстий – дыхалец) |
Беседа, Таблицы “Тип Членистоногие, Класс Насекомых”, “Чешуекрылые”, развитие насекомых с полным и неполным превращением. |
Изучение нового материала | Многообразие насекомых. Класс насекомых подразделяют на две крупные группы – первичнобескрылые и крылатые. А сейчас ребята обратите внимание на экран, познакомимся с первичнобескрылым и Крылатые насекомые К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах. Размеры их невелики, превышают 1 мм. Крылатые насекомые – более высокоорганизованные животные. Подавляющее большинство имеет крылья, у других отсутствие крыльев – явление вторичное, чаще всего связанное с переходом к паразитическому образу жизни. Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела др. животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных – млекопитающих, птиц и рыб Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред насекомым наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и другие. Численность многих насекомых в популяции непостоянна, у некоторых видов может повышаться во много раз. |
Словесные, наглядные. Коллекция насекомых, таблицы, книга для чтения по Зоологии. Мультимедиа (Презентация) |
Закрепление знаний | Сообщение о насекомых.(Коновалова
Света, Разоренова Алена) Учащиеся должны написать в тетради полезного и вредителя насекомого и их роль в природе. Разобрать каждое насекомое по систематике (царство, подцарство и т.д.). |
Практический, учебник и таблицы “Класса Насекомых” |
Домашнее задание | Изучить текст на стр. 164 – 165, подготовить ответы на вопросы рубрики “Подумайте!” | Словесный, учебник |
Самоанализ урока Биологии в 7 классе
Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.
Задачи:
Образовательная
- Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
- Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
- Показать их значение в разнообразных природных сообществах.
Развивающая
- Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности
Воспитательная
- Бережное отношение к природе;
- Экологическое значение для человека
Тип урока: Комбинированный
Данный урок комбинированный тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили систематику, внешнее строение насекомых, системы органов и функции, природные значения, работали с учебником, таблицами, также изучили новый материал.
Урок, обобщающий с экологическим содержанием.
Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса.
При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Особых трудностей не возникала, материал был изложен в полном объеме.
Закрепление нового материала была дона самостоятельной работы (написать насекомых полезных и вредителей для природы и человека).
Разоренова Алена (Тема: Мухи) и Коновалова Света (Тема: Тараканы) приготовили сообщение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок все учащиеся получили положительные оценки. Цель урока была достигнута.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвана познавательный интерес к уроку.
Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку.