Цель урока:
- Знакомство с понятием «символ» и символами государственного суверенитета России.
- Развитие речи, воображения, логического мышления, кругозора и внимания учащихся.
- Воспитание уважительного отношения к символам Родины.
Ход урока:
1. Оргмомент, рефлексия готовности к уроку:
1) Оргмомент: (Класс разбит на три группы)
- Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок!
- Наш урок сегодня будет проходить в виде турнира знатоков истории, три команды будут отвечать на вопросы, выполнять задания и за правильные ответы будут получать золотые и серебряные щиты, команда, набравшая наибольшее количество щитов будет признана «Знатоками истории».
2) Рефлекия:
- Посмотрим, насколько мы готовы к работе. У вас на столах лежат щита трех цветов:
- если вы готовы к уроку, готовы к серьезной работе, уверены в своих силах, то выберете красный щит;
- если вы сомневаетесь в своих силах или не совсем готовы к работе, то выберете зеленый щит;
- если вы не готовы к уроку или у вас плохое настроение, вы чего-то боитесь, то выберете черный щит.
- Покажите мне свои щиты. Я надеюсь, что все сомнения, возникшие у вас в начале урока, мы вместе преодолеем, и у нас все получится.
2. Повторение ранее изученного материала:
- Вы уже, наверное, догадались, выбирая именно щиты в начале урока, что речь в начале нашего урока пойдет о науке, которую мы изучали на прошлом уроке.
- О какой науке мы говорили на прошлом уроке? (геральдика)
1)Блиц-опрос для команд по терминологии прошлого урока: (каждая команда получает карточку с вопросами, отвечают по очереди на один вопрос из карточки)
- Что изучает наука геральдика? (геральдика – наука о происхождении, правилах составления и описания гербов)
- Кто такие герольды?( герольд – человек, который ведал проведением рыцарских турниров, занимался описанием и составлением гербов)
- Что такое герб?(герб – отличительный знак государства, города или рода (семьи), который изображают на флагах, монетах, печатях)
- Что входит в структуру герба?(щит, символ, девиз)
2)Вспомним некоторые правила составления и оформления гербов: (каждая группа получает задание, выполняет его и представляет классу)
1. Изобрази и назови основные правила деления щита (на месте и показывают на интерактивной доске).
- Какие части являются наиболее почетными правая или левая, верхняя лил нижняя?
2. Соотнеси основные цвета, используемые при составлении гербов с их значением (выполняется на интерактивной доске).
3. Какие символы на гербах означают следующие качества человека: (выполняется на магнитной доске, где записаны значения символов, а дети должны подобрать картинку)
- Предусмотрительность и сила (медведь)
- Верность и преданность (собака)
- Мудрость, добра и предосторожности (змея)
- Власти, независимости, силы (орел)
- Господство и власть (корона)
3)Проверка домашнего задания (на доске оформлена выставка гербов семьи, 2-3 ученика о гербах своей семьи)
Итог:
-Мы с вами вспомнили все, что может нам понадобится сегодня при изучении новой темы.
3. Изучение нового материала:
1) Тема урока:
-Сегодня мы будем изучать очень важную для каждого человека тему. Послушайте стихотворение и определите о чем оно? (О Родине, о красоте и могуществе ее природы) (стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые, зеленые леса.
В колодцах наших, реках и озерах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,
Листва березок молодых…
Здесь людям радостно живется,
Здесь славен мирный труд людей.
Все это Родиной зовется:
Великой Родиной моей.
- Откройте учебник на стр. 27, прочитаем пословицы, данные на грамоте, как вы их понимаете?
Тема нашего сегодняшнего урока: «Символы Родины»
2) Вступительная беседа:
-Что же такое символы Родины? Пожалуй, не найдется человека. Который бы совсем не ответил на этот вопрос. Однако ответы могут быть самыми разными. Обратимся к нашим гостям: « Что вы считаете символом нашей Родины?» (ответы гостей) Кто-то вспомнит бескрайние просторы: поля, луга, леса, березы. Кому-то на ум придут исконно русские сувениры: самовар, матрешки, медведь. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, о религиях. О знаках царской власти: скипетр, держава, корона Российской империи. А кто-то обратит свой взор к своей малой родине, к городу, в котором родился.
Каждый по-своему будет прав. Но мы сегодня поговорим о символах государственного суверенитета (независимости) России.
Для любого государства его символы существуют в триединстве, назовите эти символы? (герб, гимн, флаг) (Приложение 1)
3) Знакомство с историей герба России.
- Герб – отличительный знак государства, города или рода, который изображают на флагах, монетах, печатях.
Символика Российского герба складывалась на протяжении многих столетий. Рассмотрим герб России и выделим его основные составляющие.
Официальное описание герба (заранее подготовленный ученик рассказывает и показывает): Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
-Запишем в учебнике на стр. 27, что изображено на гербе России?
- Двуглавый орел;
- корона Российской империи;
- скипетр;
- держава;
- герб Москвы.
-Когда и откуда пришел к нам двуглавый орел? Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника на стр. 27
- Что же означают символы, помещенные на гербе?(рассказ заранее подготовленного ученика: Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла. Двуглавый орёл, который держит в лапах скипетр и державу. Это символ власти, независимости и мощи. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый - изобилие, красный - мужество и храбрость.)
- Рассмотрим хронологию формирования герба:
1470-е гг. – двуглавый орел появляется на монетах Новгородской земли и Великого княжества Тверского
1497 – двуглавый орел увенчанный двумя коронами помещается на оборотной стороне государственной печати Великого князя Московского – Государя Всея Руси Ивана III Васильевича в качестве знака державы Ивана III – Российского государства. Год считается годом рождения российского государственного герба. С этого времени двуглавый орел непрерывно используется в качестве российской государственной эмблемы.
1562 – на груди двуглавого орла начинает помещаться щит со всадником, побеждающим дракона
1917-1918 – после гибели Российской империи, большевиками, пришедшими к власти принимается новая эмблема правительства: в красном картуше золотые скрещенные серп и молот, символизирующие союз рабочих и крестьян, изображены на фоне восходящего солнца– символ счастья, сопровожденные надписями «Р.С.Ф.С.Р.» и ее расшифровкой – «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»; все окружено венком из золотых колосьев. Золотые колосья символизируют народное богатство, плодородие земли, мирную мощь и могущество Советской России. Таких колосьев в гербе 14 – по числу крупных территориальных единиц, составивших Российскую Федерацию. Красная лента с лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.
1924 г.- Герб СССР. На фоне Восточного полушария земного шара изображены золотые серп и молот, в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. В верхней части герба – пятиконечная звезда.
1990 – начинается работа по созданию нового государственного герба Российской Федерации.
1993 – Указом Президента Российской Федерации восстановлен государственный герб России: традиционный российский двуглавый орел в расцветке существовавшей в XVI-XVII вв.
- Проверим, как вы усвоили вид герба России, на столах у вас лежат изображения герба, которые в типографии, к сожалению, плохо пропечатались, исправьте ошибки.
- Как вы думаете, как нужно обращаться с изображением герба? (С гербом и его изображениями нужно обращаться уважительно. Существуют определенные правила, где можно изображать герб. Нельзя рисовать, разрезать изображения герба - это считается кощунством. В старину род считался опозоренным, побежденным, если его герб бал разбит, разломан, сброшен на землю.)
4) Знакомство с историей флага России:
- Флаг – символ государства, города и т.п., сделанный из ткани прикрепленный к древку.
Сама идея флага возникла, вероятно, в очень давние времена. Древние охотники и воины хотели издалека узнавать друзей и врагов, чтобы заранее быть готовым к бою или дружеской встрече. Опознавательными знаками служили шкуры животных, прикрепленные к копью – это и были первые флаги. Существуют различные виды флагов: государственные, национальные, городские, партийные и др. Требования к флагам такие же, как и к гербам, - они имеют свои цвета, их нельзя произвольно видоизменять.
При отце Петра I лазоревое, красное и белое полотнища вносились при приеме послов. Впервые современный вид российского флага встречается при Петре I в 1696 году.
-Как же располагаются цвета на флаге, и что они обозначают? Рассказ заранее подготовленного ученика:
Существует несколько точек зрения на толкование значений цветов:
Красный – символизирует силу, отвагу, мужество и преданность;
Синий - взаимосвязь славянских народов, окружающий мир, веру, верность;
Белый – цвет невинности, мира.
Красный – физический мир;
Синий – небесный мир;
Белый – божественный мир.
Красный – любовь;
Синий – надежда;
Белый – вера.
- Существует так называемый шифр, по которому легко запомнить порядок расположения цветов на флаге. «Бесик» - где БЕлая, СИняя, Красная. Соберите аппликацию российского флага из полос, которые лежат у вас на столе. Один человек соберет ее у интерактивной доски.
- Флаг, также как и герб за долгую историю нашего государства неоднократно видоизменялся.
Так в 1703 году Петр I ввел на флоте Андреевский флаг (белый с синим диагональным крестом). Бело-сине-красный флаг стал флагом торгового флота.
После смерти Петра I с 1858 года повсеместно появляется черно-желто-белый флаг, из-за усиления немецкого влияния.
«Бесик» возвращается 25 апр. 1883 года. Александр III вывешивает его на официальный прием. Николай II в 1896 году подтверждает этот рескрипт.
В 1917 году после свержения царской власти, везде встречаются красные флаги и наш флаг становится красным с серпом, молотом и пятиконечной звездой в верхнем левом углу.
Третье рождение «бесика» происходит в 1991 году. Он существует до сих пор.
- Как нужно относиться к флагу? (ответы детей) Вы знаете, что за флаг люди отдавали свой жизни во время войны. Порванный флаг, говорит об осквернении страны, поэтому по телевизору иногда можно увидеть, как протестующие против режима или политики государства, сжигают, топчут, рвут флаг этой страны. Но флаг своей страны нужно уважить и беречь, где бы вы не находились.
4) История гимна России.
- Гимн – главная песня страны. Национальные гимны вернее всего отражают характер нации. Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Где вы слышали исполнение гимна, при каких мероприятиях? (ответы детей)
Первым неофициальным гимном стало музыкальное произведение «Коль славен наш господь в Сионе», написанный Д.Ф. Бартнянским на слова М.Н. Хераскова.Он был сигналом о появлении монарха Павла I в 18 в.(прослушиваем) кого прословлял это гимн? (бога)
Вторым неофициальным гимном царской России была «Молитва русских», слова её принадлежат великому русскому поэту В.Жуковскому. Он появился в 1818 году.
Первым официальным гимном России стал «Боже, царя храни». Автор композитор Алексей Федорович Львов, слова В.А. Жуковского. Этот гимн прославлял царя и просуществовал почти 100 лет с 1833 года по 1917 год. (прослушивание)
После свержения царя, большевики делают гимном «Интернационал», который прославляет борьбу бедных против богатых. «Интернационал» был гимном до 1943 года. (прослушивание)
В 1943 году гимном России стала песнь на музыку А.В. Александрова, слова к ней неоднократно менялись. Последний раз в 2000году. Слова написаны поэтом С.В. Михалковым.
- Как нужно вести себя при исполнении гимна? Гимн должен знать каждый человек страны. У вас на столах лежат слова гимна, прослушаем его и исполним куплет.(исполнение гимна)
- Что прославляет эта песнь? (нашу Родину – Россию)
4. Итог урока.
- Самостоятельно выполните задание в учебнике на стр. 31 «Лесенка «Символы Родины»»
- Какие символы имеет суверенное государство?
5. Итоговая рефлексия:
Красный щит – вы довольны своей работой на уроке.
Зеленый щит – вы не очень довольны своей работой на уроке.
Черный – вы не довольны своей работой на уроке.
6. Домашнее задание:
- с. 27-31- читать, пересказывать.
- Дифференцированное задание по группам: рассказ о гербе, гимне, флаге г. Брянска