Занятия в подготовительной группе на тему "Тайны лесных жителей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Обогащать знания детей о диких животных.
  • Познакомить с их  средой обитания.
  • Рассказать о том, как зимуют дикие животные (как питаются, передвигаются, устраивают жилища, защищаются).
  • Научить распознать их по внешнему виду.
  • Развивать познавательный интерес к обитателям леса. Воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Подмосковная ворона
Мне доставила конверт.
Нашла я в этом послании загадки.
Если вы ответ найдёте, то друзей приобретёте.

 – Давайте разгадаем их, может быть тогда мы узнаем, от кого это письмо.

Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.

Дети: Заяц.

В. Правильно, но как вы догадались?
Д. У зайца  летом шубка серенькая, а зимой беленькая. Он специально маскируется, чтобы хищники его не видели, а точнее его враги.
В.  А какие у зайца враги?
Д. Лиса, волк и человек.
В. Отгадайте  вторую загадку.

Хозяин  лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Д. Медведь.|
В. Почему вы так решили?
Д. Медведи зимой спя в берлогах, а весной просыпаются.
В. Следующая загадка.

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара

Д. Лиса.
– Лиса рыжая, поэтому она пробежит – как будто что-то горит.
В. Молодцы, мы уже почти всё отгадали. Осталось всего  две загадки.

Зубовато,  серовато,
По  полю рыщет,
Телят, овец ищет.

Д. Волк
В. Последняя загадка.

Имеет гнездо  на дереве,
Прыгает  и летает по сучьям,
А  не птица.

Д. Белка. У  неё гнездо в дупле. Да и прыгает она очень хорошо, как будто летает.
В. Так кто  же прислал это письмо?
Д. Звери.
В. Ребята, а кто догадался, куда  они нас  приглашают?
Д. В  лес
В.

С вами мы пойдем гулять
В лес, зверюшек навещать.
Но этот лес – не просто лес,
Этот лес – страна чудес.
Сейчас за … в затылочек вставайте,
На прогулку вы шагайте.

(Дети  выстраиваются в колонну по одному и идут друг за другом.)

Топ-топ, раз, два, три,
Ты под ноги не смотри,
Голову не опускаем,
Весело идем шагаем.

Д.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои.

В.

Это кто там впереди.
Прыгают легонечко,
Приземляются тихонечко,
Прыг-скок, прыг-скок.

Д.  Это зайчики-попрыгайчики.
В. Зайчишки, идите сюда.

Выходят к доске  три зайца (дети в масках).

1-й заяц: Здравствуйте , ребята, мы вас видеть очень  рады. Я - зайчиха, а это мои зайчата.
В. Зайцы живут небольшими группами. Они целый день  лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении или в норе, а  ночью выходят на поиски пищи.
1-й заяц: Когда  мы в безопасности, то гуляем и при солнечном  свете.
1-й и 2-й зайцы: А спим  только  днём.
В. Ходит заяц неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение.

Зайцы показывают.

1-й заяц: Зато  когда мы бегаем, то наши движения быстрые и ловкие.
2-й заяц: Если нужно, то мы можем переплыть даже речку.
3-й заяц: Да не хвастайся!
В.  Зайцы всегда на стороже, всегда готовы убежать.
3-й заяц: Знаете сколько у нас врагов?
Д. Волки, лисы, человек.
3-й заяц: Не только. Но и филин, вороны, рысь, сороки.
2-й заяц: Но  мы хорошо бегаем, особенно я люблю бежать в  гору,  а с горы кубарем.
В: Да, благодаря   своим задним ногам, зайцы прекрасно вбегают в гору. На ровном месте легко перескакивают через ручьи и ямы.
2-й заяц: А иногда мы, зайцы, перепрыгиваем с разбегу  стены и изгороди высотой 2-3 метра.
3-й заяц: Зимой мы хорошо бегаем по  льду, потому что у нас на лапах жёсткие волосы, которые не  дают скользить. А ещё мы умеем  запутывать следы.
1-й заяц: Сначала побежим мимо нашего дома на некоторое расстояние, потом  сделаем прыжок назад и в сторону. Так  семь раз сделаешь, а потом никто  по следам твой дом не найдёт.
В. Ребята, как вы думаете, какие средства защиты есть у зайцев?
Д.  Зайцы спасаются бегством.
В. А ещё они меняют шерсть.
2-й заяц: Мы линяем! Маскируемся!
В. Но зачем ты подсказываешь? Ай-ай-ай! Зачем зайчата маскируются?
Д. Чтобы их не заметили. Например, зимой снег белый – и у зайцев шубка белая.
В. Знаете ли  вы, почему зайцы получили прозвище «косые»?
Д. Потому что у них  глаза косые.
1-й заяц: Ничего  подобного. У нас глаза большие, красивые, не  косят. Но  люди обычн6о видят нас удирающими, а так как шея у нас малоподвижная, то оглянуться мы не можем,  вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.
2-й заяц: Мама-зайчиха, расскажи лучше про нас.
1-й заяц: Хорошо!  Детки  у нас, зайцев, рождаются хорошо развитыми, с  открытыми глазами и покрытые шерстью. Зайчата могут сами чиститься. Кормятся  молоком.
3-й заяц: Молоко у мамы очень жирное и вкусное. Очень питательное.
2-й заяц: Да, его хватает на несколько дней.
1-й заяц: Зайчата у меня бывают три раза в год.
В. Первый раз в марте или апреле.
3-й заяц: Настовички. Ребята, почему они так называются?
Д. Потому что наст  ещё лежит.
3-й заяц: А что такое наст?
Д. Снег иногда покрывается твёрдой коркой. Эта корка и есть наст.
В. Правильно.  Второй раз рождаются зайчата в июне. Когда  колосится рожь, цветёт гречиха. А как вы думаете,  как их называют?
Д. Колоски, колосочки, гречка. 
2-й заяц: Ой,  смешно-то как! Ну, почти отгадали, – колосовички или гречишники.
В. Третий раз рождаются зайчата в августе.
1-й заяц: Листопадинички.
Д. Потому что листья падают.
1-й заяц: Верно. Видите, сколько вы узнали. Хочу поделиться  тайной. Считают люди, что я плохая мама. Молоко моё очень питательное. Попив его, зайчата не хотят есть несколько  дней.  А потом я или другая зайчиха прибежит и покормит их. А знаете  ли вы, почему мне приходится так поступать? У нас на лапках есть потовые железы, которые оставляют запах, а по нему хищники легко могут нас найти. У маленьких  зайчат нет пока  запаха, вот и приходиться оставлять их одних. Но зато будут  целы.
2-й заяц: Ой, кто-то сюда идёт, бежим.
Зайцы: До свидания!
В. Хорошо, что мы с  вами встретили зайчат. Вот только жалко, что они не успели нам рассказать о зайцах-русаках  и беляках. Про них я вам расскажу.
В. Русак самый крупный из зайцев, живущих у нас. Он буровато-жёлтого цвета, с серыми крапинками. Зимой и летом он одного цвета. Немного он всё-таки светлеет к зиме.
В. Беляк меньше зайца-рысака. Летом он тёмно-рыжевато-коричневый, а зимой – белый.

На доске иллюстрации или фотографии зайцев.

В. Вот видите, сколько мы всего узнали. Обязательно сегодня расскажите о тайных лесных жителей дома.

Физминутка

Дети встают около  стола  и выполняют упражнения.

Заинька, выходи!
Серенький,  выходи!
Вот так, этак выходи!
Заинька, повернись!
Серенький, повернись!
Заинька, топни ножкой!
Серенький, топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой!
Заинька, попляши!
Заинька, поклонись!

После выполнения этих упражнений дети садятся на места.

В. Нам пора в дорогу. Кто знает, с кем теперь мы встретимся?

Топ-топ, раз, два, три,
Ты под ноги не смотри,
Голову не опускаем,
Весело идем шагаем.
А сейчас кто впереди,
Весело играют,
Лапки согревают.

Появляются три ребенка в масках медведей.

Д. Здравствуйте, мишки косолапые.
Медведи: Здравствуйте.
1-й медведь: Я медведица,  а  это мои медвежата. Ребята, слушайте внимательно. Люди знали, что  мы любим мёд. И говорили, что  знаем, где он. А еще говорили, что мы мёд едим. Ну и придумали прозвище «медведь».
2-й медведь: И стали нас по разному величать: Топтыгин, Михаил Потапович и даже Мишка. Представляете?
В. Медведь – хищный, могучий, ловкий, хитрый и осторожный. Если необходимо, то  он может тащить ношу в 400-500 кг. Медведь может бежать со скоростью скаковой лошади.
3-й медведь: И ещё мы  можем незаметно подкраситься куда угодно.
2-й медведь: Несмотря на то, что мы хищники,  мы медведи, очень любим плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, жёлуди. Ребята, а вы знаете, что мы ещё кушаем?
Д. Рыбу,  мёд, малину, орехи.
3-й медведь: Ещё мы едим раков,  улиток, насекомых, птиц и птичьи яйца, грызунов.
1-й медведь: На людей мы нападаем, если только нас сильно раздразнят, напугают или  ранят. Но вы же друзья и не будете  так  поступать?
Д. Нет.
В. Медведей не совсем правильно считают неуклюжими и медлительными.  Они не только могут ловко двигаться, могут и быстро бегать. Они ещё очень хорошо лазают по деревьям.
2-й медведь: Больше  всего мы любим мёд.
В. Поэтому, даже несмотря на то, что пчёлы больно жалят, медведи нападают на пчельники. Чтобы вырвать вонзившиеся жала, медведь  трёт лапами морду.  Если же ему совсем плохо, он бежит без оглядки.
1-й медведь: Лучше  не надо о пчёлах. Когда поспевает  овёс и кукуруза, мы можем целую ночь быть в поле. Сядешь,  пригнёшь лапой  колосок и съешь его. Затем другой. И так до утра. Вот объеденье!
В. Пока  много растительной пищи, медведи питаются ею. Но если её не хватает, то медведь «вспоминает», что он хищник, и нападает на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков.
2-й медведь: Нам стыдно, но есть  же хочется. А кто знает, что мы делаем зимой?
Д. Спите всю зиму, впадаете в спячку.
2-й медведь: Верно
3-й медведь: А зато вы не знаете, в каком  месяце мы рождаемся.  Мама, расскажи.
1-й медведь: В феврале появляются медвежата.  Рождаются они слепыми и весят всего 500 г. Я  их кормлю, добываю  пищу
В.  Расскажите, пожалуйста ребятам, почему вы зимой  лапу сосёте.
2-й медведь: Зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было больно.
1-й медведь: Нам пора. Мы надеемся, что ещё  встретимся с вами.
Медведи: До  свидания!

Подвижная игра «У медведя во бору»

В. Как быстро пролетело время. А узнали вы что-нибудь интересное? Запомнили? Сейчас проверим.

Вопросы:

  1. Самый крупный из зайцев в наших лесах.
  2. Какое название  получили зайчата, родившиеся в июне,  когда колосится рожь и цветёт гречиха.
  3.  Зимой зайцы белые,  почему?
  4. От врагов спасают …

Ответы:

  1. Русак.
  2. Колосовичок.
  3. Маскировка.
  4. Ноги.

Вопросы:

  1. Как называется жилище, в котором медведь проводит зиму?
  2. Чем медведь может полакомиться в поле?
  3. Что больше всего  любит медведь?

Ответы:

  1. Берлога.
  2. Овёс.
  3. Мёд.

В.  Если мы будем так же  внимательны и к  другим животным, то узнаем много нового. С кем же мы ещё должны встретиться в лесу?
Д. С волком, лисой, белкой.
В.  Правильно. Но сегодня уже поздно, и мы возвращаемся в  группу. Наше путешествие в лес продолжим в следующий раз.

Топ-топ, раз, два, три,
Ты под ноги не смотри,
Голову не опускаем,
Весело идем, шагаем.