Цели:
Оборудование: рисунки или иллюстрации различных животных (домашних и диких).
ХОД УРОКА
1. Игровая ситуация “Отгадай животное”.
(В начале классного часа учитель предлагает отгадать несколько загадок)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (Лиса.)Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)Голодно - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочко дает. (Корова.)Заворчал живой замок.
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка.)Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Хрюшка.)
Учитель: Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о животных. Но разговор наш будет необычный, поэтому и классный час так и называется: “Необычный зоопарк”.
Перед тем, как отправиться в этот необычный зоопарк, проведем небольшую викторину. Кто быстрее и правильней ответит на мои вопросы, тот и станет “знатоком животных”. Ответы должны быть краткими, но полными и убедительными.
2. Викторина “В мире животных”.
- Где живут эти звери? (В лесу или зоопарке.)
- Чем они питаются:
- Лиса (ловит ежей, мышей, зайцев, мелких животных);
- Волк (охотится на зайца);
- Медведь? (Питается ягодами)
- Кто из зверей делает запасы на зиму? (Белка, ежи, кроты.)
- Какие это запасы? (Желуди, грибы, ягоды, зерна пшеницы.)
- Как называется жилище:
- Медведя? (Берлога);
- Волка? (Логово);
- Лисы? (Нора);
- Белки? (Дупло).
- Кто еще из зверей живет в норах? (Зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки.)
- Кто из зверей меняет цвет шубки? (Заяц, лиса, белка.)
- Кто из зверей меняет рога? (Лось, олень.)
(Учитель поощряет наиболее отличившихся ребят)
3. Игра “Необычный зоопарк”.
Учитель: Давайте сделаем так: я экскурсовод, а вы – “дети”. Я буду водить детей по зоопарку и рассказывать о жизни зверей. А поможет мне рассказать о зверюшке мой рисунок. Итак, проходите в наш зоопарк. В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. Я хочу вам рассказать о зайце. Подойдите к клетке.
Зайцы живут в лесу. У зайца длинные ушки, которые могут очень хорошо слушать, длинные и короткие лапки – вот почему зайчик скачет, маленький пушистый хвостик. Зайчик летом серый, а зимой беленький. Питается зайчик овощами, травкой, ловит мышей. Живет он в норке. Норка спасает его от хищников: волка, лисы. У него много врагов и спасают его быстрые и ловкие лапки, цвет шерстки (лапки быстро бегают, а цвет шерстки совпадает с цветом снега). Когда зайчишка бегает, то бежит он не прямо, а зигзагами – вправо, влево. И лисе и волку трудно понять, где заяц. Весной в норке появляются маленькие зайчики. Мне очень нравится зайчишка. Он очень симпатичный и не опасный зверек.
Затем учитель предлагает по очереди нескольким ученикам поменяться ролями: они – экскурсоводы, а все остальные – “дети в зоопарке”.
Ученик-экскурсовод выбирает себе любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он ведет рассказ о данном животном именно около клетки выбранного животного в зоопарке.
После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.
4. Беседа-диалог “Животные – наши друзья или враги?”
По окончании краткой игры учитель обращается по очереди к каждому ученику, сыгравшему роль “экскурсовода по зоопарку”:
- Тебе понравилась игра в зоопарк?
- Какие звери вызвали у тебя интерес?
- С какими зверями тебе не хотелось бы встретиться в лесу?
- Как ты думаешь, дикие звери нуждаются в нашей помощи, как домашние животные?
- Почему нельзя заводить диких зверей в квартире?
- Какие животные живут дома – это понятно: кошка, собака, а вот какие животные живут рядом с человеком? (Лошадь, поросенок, коза, овца.)
- Для чего люди держат животных? Их ведь надо кормить, заботиться о них, некоторых выгуливать в любую погоду. (Животные приносят пользу людям и радость.)
- Расскажите, какую пользу приносят домашние животные? (Кошка ловит мышей, собака сторожит дом, корова дает молоко, свинья – мясо, лошадь перевозит тяжелый груз.)
5. Игра “Переполох в зоопарке”.
(Учитель предлагает второклассникам поиграть в интересную игру.)
Учитель: Представьте себе, что в один из вечеров в зоопарке вдруг отключили свет. Наступила полнейшая темнота. К тому же без света отключились все засовы, и все животные вышли из клеток. Но так как все животные уже привыкли жить в клетках по парам, они стали в темноте искать друг друга.
Условие игры таково: приглашается несколько учеников-игроков. (Количество игроков зависит от числа заранее подготовленных парных табличек с названиями животных.)
Учитель завязывает каждому игроку глаза повязкой, затем булавкой прикрепляет на спину к одежде игрока табличку с названием животного. Все таблички должны быть парными, например, “волк” – “волчица”, “лев” – “львица” и т. д. После этого он шепотом на ухо каждому игроку называет его роль.
По команде все игроки с повязками на глазах громко произносят звуки того зверя, роль которого они играют.
Главная задача игры – какая пара быстрее найдет друг друга.
Игроки находят “свою пару”, берутся за руки и поднимают свободную руку. Это служит сигналом окончания игры. Можно пары отводить в сторонку, пока все игроки не найдут себе пару. Только после этого повязки снимаются с глаз и объявляется победитель, повернувшись спиной ко всем остальным, тем самым показав табличку на одежде.
Если время позволяет, игру можно повторить несколько раз.
Подведение итогов классного часа
В итоговой краткой беседе учитель подводит итоги, предлагает вспомнить еще раз о домашних и диких животных, перечислить