Необычный зоопарк (познавательная игровая программа)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание бережного отношения к природе и к животным;
  • закрепление знаний о диких зверях, о жизни животных в неволе и на свободе;
  • развитие логического мышления и умение решать логические задачи на экологическую тематику.

Оборудование: рисунки или иллюстрации различных животных (домашних и диких).

ХОД УРОКА

1. Игровая ситуация “Отгадай животное”.

(В начале классного часа учитель предлагает отгадать несколько загадок)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (Лиса.)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)

Голодно - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочко дает. (Корова.)

Заворчал живой замок.
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка.)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Хрюшка.)

Учитель: Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о животных. Но разговор наш будет необычный, поэтому и классный час так и называется: “Необычный зоопарк”.

Перед тем, как отправиться в этот необычный зоопарк, проведем небольшую викторину. Кто быстрее и правильней ответит на мои вопросы, тот и станет “знатоком животных”. Ответы должны быть краткими, но полными и убедительными.

2. Викторина “В мире животных”.

  • Где живут эти звери? (В лесу или зоопарке.)
  • Чем они питаются:
  • Лиса (ловит ежей, мышей, зайцев, мелких животных);
  • Волк (охотится на зайца);
  • Медведь? (Питается ягодами)
  • Кто из зверей делает запасы на зиму? (Белка, ежи, кроты.)
  • Какие это запасы? (Желуди, грибы, ягоды, зерна пшеницы.)
  • Как называется жилище:
  • Медведя? (Берлога);
  • Волка? (Логово);
  • Лисы? (Нора);
  • Белки? (Дупло).
  • Кто еще из зверей живет в норах? (Зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки.)
  • Кто из зверей меняет цвет шубки? (Заяц, лиса, белка.)
  • Кто из зверей меняет рога? (Лось, олень.)

(Учитель поощряет наиболее отличившихся ребят)

3. Игра “Необычный зоопарк”.

Учитель: Давайте сделаем так: я экскурсовод, а вы – “дети”. Я буду водить детей по зоопарку и рассказывать о жизни зверей. А поможет мне рассказать о зверюшке мой рисунок. Итак, проходите в наш зоопарк. В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. Я хочу вам рассказать о зайце. Подойдите к клетке.

Зайцы живут в лесу. У зайца длинные ушки, которые могут очень хорошо слушать, длинные и короткие лапки –  вот почему зайчик скачет, маленький пушистый хвостик. Зайчик летом серый, а зимой беленький. Питается зайчик овощами, травкой, ловит мышей. Живет он в норке. Норка спасает его от хищников: волка, лисы. У него много врагов и спасают его быстрые и ловкие лапки, цвет шерстки (лапки быстро бегают, а цвет шерстки совпадает с цветом снега). Когда зайчишка бегает, то бежит он не прямо, а зигзагами –  вправо, влево. И лисе и волку трудно понять, где заяц. Весной в норке появляются маленькие зайчики. Мне очень нравится зайчишка. Он очень симпатичный и не опасный зверек.

Затем учитель предлагает по очереди нескольким ученикам поменяться ролями: они –   экскурсоводы, а все остальные –  “дети в зоопарке”.

Ученик-экскурсовод выбирает себе любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он ведет рассказ о данном животном именно около клетки выбранного животного в зоопарке.

После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.

4. Беседа-диалог “Животные – наши друзья или враги?”

По окончании краткой игры учитель обращается по очереди к каждому ученику, сыгравшему роль “экскурсовода по зоопарку”:

  • Тебе понравилась игра в зоопарк?
  • Какие звери вызвали у тебя интерес?
  • С какими зверями тебе не хотелось бы встретиться в лесу?
  • Как ты думаешь, дикие звери нуждаются в нашей помощи, как домашние животные?
  • Почему нельзя заводить диких зверей в квартире?
  • Какие животные живут дома –  это понятно: кошка, собака, а вот какие животные живут рядом с человеком? (Лошадь, поросенок, коза, овца.)
  • Для чего люди держат животных? Их ведь надо кормить, заботиться о них, некоторых выгуливать в любую погоду. (Животные приносят пользу людям и радость.)

- Расскажите, какую пользу приносят домашние животные? (Кошка ловит мышей, собака сторожит дом, корова дает молоко, свинья – мясо, лошадь перевозит тяжелый груз.)

5. Игра “Переполох в зоопарке”.

(Учитель предлагает второклассникам поиграть в интересную игру.)

Учитель: Представьте себе, что в один из вечеров в зоопарке вдруг отключили свет. Наступила полнейшая темнота. К тому же без света отключились все засовы, и все животные вышли из клеток. Но так как все животные уже привыкли жить в клетках по парам, они стали в темноте искать друг друга.

Условие игры таково: приглашается несколько учеников-игроков. (Количество игроков зависит от числа заранее подготовленных парных табличек с названиями животных.)

Учитель завязывает каждому игроку глаза повязкой, затем булавкой прикрепляет на спину к одежде игрока табличку с названием животного. Все таблички должны быть парными, например, “волк” –  “волчица”, “лев” –  “львица” и т. д. После этого он шепотом на ухо каждому игроку называет его роль.

По команде все игроки с повязками на глазах громко произносят звуки того зверя, роль которого они играют.

Главная задача игры –  какая пара быстрее найдет друг друга.

Игроки находят “свою пару”, берутся за руки и поднимают свободную руку. Это служит сигналом окончания игры. Можно пары отводить в сторонку, пока все игроки не найдут себе пару. Только после этого повязки снимаются с глаз и объявляется победитель, повернувшись спиной ко всем остальным, тем самым показав табличку на одежде.

Если время позволяет, игру можно повторить несколько раз.

Подведение итогов классного часа

В итоговой краткой беседе учитель подводит итоги, предлагает вспомнить еще раз о домашних и диких животных, перечислить