Урок окружающего мира "Реки Челябинской области" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: комбинированный с применением ИКТ (<приложение 1>)

Форма проведения урока: Форма традиционная с применением групповой работы при изучении учебного материала и элементами интегрирования (география, математика, литература).

Цели урока:

  1. Познакомить с рекой Миасс (направление, скорость течения, проблемы экологии).
  2. Научить сочетанию показа реки по карте и рассказа о ней.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Учебные пособия, применяемые на уроке:

I. Индивидуальные:

  • тетрадь
  • ручка
  • цветные карандаши
  • контуры Челябинской области

П. Оборудование:

  • карты Челябинской области (в каждой команде)
  • набор карточек с заданиями
  • листочки для диаграмм.

Ход урока

I Оргмомент.

II. Эмоциональный настрой класса на изучение нового материала. <Слайд 1>

– Наш урок мне хочется начать со стихотворения Л.Татьяничевой:

Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки-сини
Горы-сини
И в синих отсветах металл…
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани
В Урале Русь отражена .

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжаем изучать реки Челябинской области и познакомимся с главной рекой – рекой Миасс. <Слайды 2>

IV. Проверка домашнего задания.

1. Проверка знаний:

– Прежде чем начать разговор о реке Миасс, давайте вспомним о уже изученных реках Челябинской области:

– Сколько рек в Челябинской области? (В Челябинской области 360 рек и речушек)

– Назовите крупные реки Челябинской области.( Крупные реки Челябинской области – Ай, Уй, Юрюзань, Урал, Синара, Теча, Сим). <Слайды 3-9>

– Расскажите о реках, которые текут на западе нашей области и покажите их на карте.

(Водораздельным хребтом в Уральских горах является хребет Урал – тау. На западе от него текут реки: Ай, Сим, Юрюзань, Уфа. Это горные реки, течение их быстрое. Они имеют мели и перекаты, и глубокие долины(показывает на карте).

– Расскажите о реках, которые текут в восточном направлении от водораздельного хребта.

(– На востоке от водораздельного хребта Урал -тау текут реки равнинные. Их течение

медленное и спокойное. Долины их широки, поросли кустарником. К ним относятся Уй,

Теча, Синара).

2. Построение диаграмм. Сравнение длины крупных рек Челябинской области

(Групповая работа)

  1. Дети распределяют роли в группе: а) консультант; б) чертежник; в) художник.
  2. Определение масштаба (1см – 100 км)
  3. выбирают варианты построения диаграммы ( в порядке убывания или в порядке возростания)

4. Проверка < Слайд 10>

3. Проверка умения работать с контурной картой. Консультанты проверяют выполнение домашней работы на контурных картах.

V. Изучение нового материала. Знакомство с рекой Миасс (направление, скорость течения, экологические проблемы). < Слайд11-12>

Рассказ подготовленных учащихся о реке Миасс с показом на карте:

  1. Главной рекой нашего края является Миасс, т.к. 2/3 населения Челябинской области используют ее воду. Река Миасс берет свое начало в Башкирии, вблизи деревни Орловка, на склонах хребта Нурали на высоте 700 м. Места там таежные, нехоженые, под ногами хрустят грузди и на каждом шагу можно попасть в нити паутины. Первые 100 км река течет на север и слева ее сопровождают силуэты Уральских гор. Пройдя от истока 30 км река начинает набирать силу. Вскоре течение Миасса теряется в пруду у деревни Смородинка. Пруд зарос камышами, осокой, водорослями. Здесь реку ждут сельские заботы: она орошает поля, поит животных на фермах. Вскоре Миассу придется их оставить и подготовиться к встрече с городом, которому она дала Имя. Какой это город?
  2. До города Миасс, река сравнительно чистая, но что же с ней стало после прохождения по территории города? От заводских стоков вода реки потемнела, по ней растеклись нефтяные, радужные пятна. Берега заросли осокой. В таком состоянии река Миасс пребывает в черте города, а это 20 км. После прощания с городом – тезкой, Миасс еще далеко несет его отметины. Вода уже не такая прозрачная, как в верховьях.
  3. Дальнейший путь реки лежит среди красивейшей долины, которую называют Золотой. Река как бы жмется к Ильменскому хребту, слушая говор сосен. Здесь вода вьется между зарослями ивняка. Вода становится чище и в нее глядятся ивы. Долину называют золотой не за внешнее великолепие, а потому что река Миасс славится своей золотоносностью. Именно в этой долине был найден самородок весом 36 кг. Но вода нам дороже золота!
  4. Река прощается с горами недалеко от Карабаша. Здесь Миасс поворачивает на юго-восток, образуя Аргазинское водохранилище. Чтобы река пришла в Челябинск без мути, запаха и вредных бактерий, она должна отстояться в Аргазинском водохранилище. От него до Челябинска 70 км. По пути кружит она по лесу и затейливо извивается в широкой долине Зауральской холмистой равнины. Весной в ней отражаются белые облака, цветущая черемуха, и река впитывает медоносных запах и слушает соловьиные трели. Здесь она очищается, отдыхает, набирается сил. Скоро Челябинск и река словно старается украсить зону отдыха горожан.
  5. У южных ворот Челябинска реку Миасс перегородили плотиной и создали Шершневское водохранилище. В нем вода отстаивается и поит весь город. В благодарность за это люди загадили ее отбросами своих предприятий и городскими стоками. Пересекая Челябинск с юга на север, Миасс становится все более мутным и грязным. На выходе из города река больше похожа на грязную вонючую лужу. Когда же мы, люди, такие умные и сильные поймем, что вода это наше национальное богатство?!
  6. Из одного зернышка можно вырастить колос пшеницы, а из капли воды реки не вырастить. Река Миасс – труженик, исстари крутившая жернова мельниц. По ней сплавляли лес для строительства Челябинска. Миасс кормилец и поилец. Судя по раскопкам археологов, эта река много веков назад поила и кормила рыбой многочисленные народности, населявшие ее берега. Итак, от истока до устья река преодолевает 658 км и впадает в реку Исеть, которая впадает в реку Тобол, затем в Обь, далее в Карское море Северного Ледовитого океана. Значит, загрязняя реку, мы загрязняем Северный Ледовитый океан.

VI. Повторение и закрепление пройденного материала по Челябинской области.

  1. Отгадывание ребусов < Слайд13>
  2. Напишите города области на букву К (групповая работа) < Слайд14>
  3. Самый, самый, самый ( работа в парах) < Слайд15>

Самый молодой город …(Озерск 1994)
Самый старый город… (Верхнеуральск 1734)
Самый южный город… (Карталы)
Самый северный город… (Верхний Уфалей)
Самый западный город… (Аша)
Самый восточный город.. (Копейск)
Проверка.

VII. Итог урока. <Слайд16>

Чтение стихотворения.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

VIII. Домашнее задание.

На этом уроке вы многое узнали о главной реке Челябинской области Миасс.

Дома нанесите на контурные карты реку Миасс.

Презентация