- закрепить умения и навыки применения правила о связи между комплектами и результатами арифметических действий при выполнении различных деформированных упражнений, при решении простых и составных прямых и обратных задач, при нахождении Р и S квадрата и прямоугольника;
- продолжить знакомство детей с сокровищницей устного народного творчества – со священным, грандиозным героическим эпосом “Джангар”.
Оборудование: портреты богатырей, рисунки детей о цветущей стране Бумба, цветные мелки, компьютерная презентация урока.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побывали в стране вечной молодости и бессмертия. Страна эта – Бумба. Жители её живут в довольстве и, ничего не деля на моё и твоё, славят в напевах сладостное бытиё:
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда – весна;
Где неизвестна смерть, где бессмертны все;
Где неизвестна старость, где молоды все;
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна
4. Представление богатырей на калмыцком языке.
- Учитель: Богатыри эпоса будут гостями на нашем уроке и много нового вы узнаете о них.
5. Устный счет с самым умным богатырем Алтн Чее – ясновидец.
а) Таблица умножения и деления
б) Умножение на 11, 101
в) 25 • 25, 45 • 45, 65 • 65, 95 , 95 и т.д.
6. Работа в тетрадях.
- Самый сильный огромный богатырь Гүзән Гүмбә в кругу занимал место 52 человек, а сжавшись – 25 человек.
Чистописание с заданием. У первого числа единица увеличивается на 1, а у второго числа единица уменьшается на 1. (52, 25).
- что вы можете сказать о этих числах?
- на какие две у группы можно разделить?
- назовите числа, записанные одной цифрой.
- повторить состав числа и сумму разрядных слагаемых.
- Защита страны Бумба, единение и благополучие народа – основная идея эпоса, где одних богатырей – 6.012.
6.012 = 6 т.1 д.2 ед.
6.012 = 6 000 + 10 + 2
7. Задача № 1.
а) Мудрый Джангар восседал на столе с 44 ножками и на каждую ножку приходилось по 3 кг каждую ножку приходилось по 3 кг сколько килограммов весит Джангар?
б) Cоставление и решение обратной задачи.
8. Задача 2. Самый меткий и храбрый богатырь Хонгор.
Праздник затеяли богатыри и состязания начали. Бумбы 30 сынов выпустили по 8 стрел из лука, бросили по 2 ножа. И все попали в цель. Джангаровой стороной была одержана победа! Сколько всего стрел и ножей потребовалось для победы?
30 б., по 8 с., по 2н., 30 с. и н.
III сп. в) (8 + 2) • 30 – 2 = 8 (с.) – всего
10. 300 : 30 – 2 = 8 (с.) – у 1 богатыря
20. 300 : 30 – 8 = 2 (н.) – у 1 богатыря
30. 300 : (8+2) = 30 (б.) – у сына Бумбы
9. Физкультминутка (релаксация).
Хаара Джилкан – Джангара сын (көвүн)
Хошун Улан – Хонгора сын (көвүн)
Аля Шонхор – Алтан Чееджи сын (көвүн)
10. Разряды и классы многозначных чисел.
1 000 000 000 – млд (җува)
1 000 000 – млн (сай)
100 000 – сто тысяч (түмн)
10 000 – десять тысяч (бум)
1 000 – тысяча (миңһн)
Тяжелорукий Бесстрашный Савр не боялся многочисленных противников и один справлялся с ними.
11. Решение задачи №3.
Свирепый богатырь Санл из 8 000 000 000 табуна врага один мог угнать 80 000 отборных вороных лошадей. Сколько лошадей осталось в табуне?
12. Геометрическая задача № 4.
Богатыри страны Бумба устраивали игрища и состязались в меткости, сноровке, быстроте. На кошмах из верблюжьей шерсти квадратной формы со стороной 3 м и прямоугольной формы, где длина в 2 раза длиннее проводили «Бөк бәәрлһн» (борьба). Найдите Р и S?
- свойства квадрата и прямоугольника;
- Р и S, сравни;
- кто по другому S прямоуг. нашел?
13. Рефлексия (подведение урока).
- Что мы делали на уроке?
- Что понравилось?
14. Клятва богатырей.