Нетрадиционный интегрированный урок (математика + калмыцкий язык) по теме "Составление и решение задач с использованием граф-схем"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:
  • закрепить умения и навыки применения правила о связи между комплектами и результатами арифметических действий при выполнении различных деформированных упражнений, при решении простых и составных прямых и обратных задач, при нахождении Р и S квадрата и прямоугольника;
  • продолжить знакомство детей с сокровищницей устного народного творчества – со священным, грандиозным героическим эпосом “Джангар”.

Оборудование: портреты богатырей, рисунки детей о цветущей стране Бумба, цветные мелки, компьютерная презентация урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побывали в стране вечной молодости и бессмертия. Страна эта – Бумба. Жители её живут в довольстве и, ничего не деля на моё и твоё, славят в напевах сладостное бытиё:

Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда – весна;
Где неизвестна смерть, где бессмертны все;
Где неизвестна старость, где молоды все;
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна

4. Представление богатырей на калмыцком языке.

- Учитель: Богатыри эпоса будут гостями на нашем уроке и много нового вы узнаете о них.

5. Устный счет с самым умным богатырем Алтн Чее – ясновидец.

а) Таблица умножения и деления

б) Умножение на 11, 101

в) 25 • 25, 45 • 45, 65 • 65, 95 , 95 и т.д.

6. Работа в тетрадях.

- Самый сильный огромный богатырь Гүзән Гүмбә в кругу занимал место 52 человек, а сжавшись – 25 человек.

Чистописание с заданием. У первого числа единица увеличивается на 1, а у второго числа единица уменьшается на 1. (52, 25).

  • что вы можете сказать о этих числах?
  • на какие две у группы можно разделить?
  • назовите числа, записанные одной цифрой.
  • повторить состав числа и сумму разрядных слагаемых.

- Защита страны Бумба, единение и благополучие народа – основная идея эпоса, где одних богатырей – 6.012.

6.012 = 6 т.1 д.2 ед.

6.012 = 6 000 + 10 + 2

7. Задача № 1.

а) Мудрый Джангар восседал на столе с 44 ножками и на каждую ножку приходилось по 3 кг каждую ножку приходилось по 3 кг сколько килограммов весит Джангар?

б) Cоставление и решение обратной задачи.

8. Задача 2. Самый меткий и храбрый богатырь Хонгор.

Праздник затеяли богатыри и состязания начали. Бумбы 30 сынов выпустили по 8 стрел из лука, бросили по 2 ножа. И все попали в цель. Джангаровой стороной была одержана победа! Сколько всего стрел и ножей потребовалось для победы?

30 б., по 8 с., по 2н., 30 с. и н.

III сп. в) (8 + 2) • 30 – 2 = 8 (с.) – всего

10. 300 : 30 – 2 = 8 (с.) – у 1 богатыря

20. 300 : 30 – 8 = 2 (н.) – у 1 богатыря

30. 300 : (8+2) = 30 (б.) – у сына Бумбы

9. Физкультминутка (релаксация).

Хаара Джилкан – Джангара сын (көвүн)

Хошун Улан – Хонгора сын (көвүн)

Аля Шонхор – Алтан Чееджи сын (көвүн)

10. Разряды и классы многозначных чисел.

1 000 000 000 – млд (җува)

1 000 000 – млн (сай)

100 000 – сто тысяч (түмн)

10 000 – десять тысяч (бум)

1 000 – тысяча (миңһн)

Тяжелорукий Бесстрашный Савр не боялся многочисленных противников и один справлялся с ними.

11. Решение задачи №3.

Свирепый богатырь Санл из 8 000 000 000 табуна врага один мог угнать 80 000 отборных вороных лошадей. Сколько лошадей осталось в табуне?

12. Геометрическая задача № 4.

Богатыри страны Бумба устраивали игрища и состязались в меткости, сноровке, быстроте. На кошмах из верблюжьей шерсти квадратной формы со стороной 3 м и прямоугольной формы, где длина в 2 раза длиннее проводили «Бөк бәәрлһн» (борьба). Найдите Р и S?

  • свойства квадрата и прямоугольника;
  • Р и S, сравни;
  • кто по другому S прямоуг. нашел?

13. Рефлексия (подведение урока).

- Что мы делали на уроке?

- Что понравилось?

14. Клятва богатырей.