Ход урока
Николай Алексеевич Некрасов “Мороз – Воевода” (читаю стихотворение вместе с учениками). Презентация
Фотографии учащихся с экскурсии.
Учитель: На предыдущем уроке мы с вами ходили на экскурсию в небольшой школьный лесок, а с какой целью?
Ученики: Мы изготовили кормушки для птиц, чтобы помочь им прокормиться зимой. К сожалению, нам встретилось несколько птичек, т.к. было очень холодно. Мы не только любовались зимним пейзажем, но и представляли, как на наши кормушки прилетят птицы в очень трудное, голодное для них время.
Учитель: Домашнее задание было по этой же теме: понаблюдать за поведением птиц в природе, собрать интересную информацию о пернатых друзьях.
Есенин С.А. “Поёт зима – аукает”. Дети читают стихотворения о птицах (заранее подготовленные).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо,
Сколько гибнет их , не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в вашем сердце есть,
И для них тепло!
ТАКАЯ ЧУДНАЯ ПТИЦА!
Цель урока: графическими материалами сделать наброски и краткосрочные зарисовки птиц (с натуры, по памяти и по представлению).
Задачи:
- продолжить формировать умения самостоятельно анализировать и передавать в рисунках форму, пропорции изображаемых предметов;
- привить бережное отношение к природе; в) развить зрительную память, образное воображение.
Оборудование
- Для учащихся: пять листов белой бумаги А 4 (писчая, для принтера или любая другая); графитный карандаш с маркировкой М, В – 6В, угольные палочки, угольные таблетки.
- Для учителя: проектор, экран; аудиозапись пенья птиц, “Времена года”, магнитофон; наглядный и раздаточный материал “Птицы”; CD Презентация Microsoft Power Point "Такая чудная птица!”
План урока:
- Организационный момент. (1- 2 мин.)
- Вводная беседа. (12 - 13 мин.)
- Коллективная игра. (2 –3 мин.)
- Практическая работа. (18 мин., в том числе 1 физминутка)
- Подведение итогов, выставка работ. (5 мин.)
Учитель: Есть птицы, живущие в лесу, они так и называются – птицы леса. Или еще их называют санитары леса, почему же они получили такое название?
Ученики: Этих птиц так называют потому, что они уничтожают различных насекомых, извлекают из коры деревьев вредителей, тем самым спасают все растения.
Учитель: А какая же птица является главным “врачом” в лесу?
Ученики: Главным является дятел.
Далеко мой стук
Слышится вокруг:
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Б.Тимофеев)
Ученик читает стихотворение собственного сочинения “Птица на озере”.
Учитель: Какие птицы представлены перед вами?
Ученики: Эти птицы называются водоплавающими. Им, как никому другому нужна вода, но с приходом холодов все озёра и реки замерзают, поэтому птицы вынуждены покидать эти места и совершать длительные перелёты.
Учитель: Но ещё немного осталось зиме властвовать на земле, скоро на календаре будет более радостное время года – весна. Птицы вернутся и принесут на своих крыльях долгожданное тепло. Это можно пронаблюдать на репродукции Алексея Кондратьевича Саврасова. Анализ картины (что изображено на репродукции, композиционное построение, колорит и т.д.)
(Включить аудиозапись с трелями птиц)
“ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ”
Учитель: Ребята, я вам предлагаю сыграть в интересную игру “Угадайку”.
Игра заключается в том, чтобы дети узнали птицу по нижним конечностям, затем по силуэту, а потом проверили себя по последнему кадру (фронтально).
Учитель: Ребята, кто знает, что такое экзамен?
Ученики: Это проверка знаний учащихся, с выставлением оценок в зачётную книжку.
Учитель: Сегодня не только я ставлю отметки, но и каждый сможет себя оценить сам. Сейчас у нас будет разминка – интеллектуальное лото “Экзамен” (работа в парах).
Выходят 2 ученика к доске, один выступает в роли студента, а второй экзаменатора. Студент вытягивает билет, проверяющий открывает на доске цифру с правильным ответом, и если они совпадают, то студент получает плюс в зачётную книжку (оценочный лист).
Учитель: Ребята, на ваших столах лежат пазлы. Задача состоит в том, чтобы вы как можно быстрее собрали изображение, и определили, кто там спрятался.
Пазлы “Птичка колибри”.
Ученики: За успешно проведённую работу каждый ставит плюс в оценочный лист (работа в группах).
Учитель: Ребята, а вы знаете какая птица на земле самая маленькая?
Ученики: Колибри самая маленькая птичка на земле.
Учитель: Их насчитывается 330 видов, величина её чуть больше шмеля. Обитает она в тропиках.
Сорока |
Ласточка |
Петух |
Попугай |
Учитель: Ребята, чем сорока и ласточка похожи?
Ученики: Эти птицы похожи тем, что про сороку говорят, сорока новость на хвосте принесла, а ласточка на крыльях весну! У сороки есть прозвище – белобока.
Учитель: И, правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот головка, крылья и хвост – чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!
Учитель: Скажите, пожалуйста, что общего у петуха и попугая?
Ученики: Очень яркая окраска, в нашей местности обе птицы считаются домашними.
Воробей |
Снегирь |
Синица |
Учитель: А какие же птицы прилетели к нам?
Ученики: Воробей, снегирь, синица. Эти птицы остаются на зимовку в наших краях и переносят сильные морозы, но им нужна помощь и забота людей.
Учитель: Синица и воробей, очень подвижные птицы. У них короткое округлое туловище, маленькая голова, глубоко втянутая в плечи и вооружённая острым клювиком. Крылья короткие. Тонкие, но сильные ноги снабжены длинными пальцами с острыми когтями. Хвост трапециевидный.
Снегирь птица спокойная, доверчивая, неповоротливая, часами неподвижно сидящая на дереве. По своему строению напоминает синицу, но имеет характерные отличительные черты, это более крупное туловище с сильно выступающим вперёд зобом, коротким, но широким клювом, остроугольными крыльями.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)Где летом пели зяблики, -
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
(Зоя Александрова).
Приложение (поэтапное построение птицы).
Учитель: Чтобы нарисовать такую птицу необходимо знать последовательность построения и поэтому сегодня мы будем продолжать работу прошлого урока, а именно делать наброски и зарисовки птиц, но только уже по памяти и по представлению. В конце урока в ваших альбомах должны петь птички нарисованные карандашом, фломастером, углём или другими графическими материалами.
Наброски домашних птиц. Примерно такими должны быть и ваши работы. Задание будет двух уровней сложности, каждый выбирает по своим силам и возможностям:
- Сделать 3 небольших контурных набросков.
- Немного сложнее. Выполнить 1 - 2 объемные, краткосрочные зарисовки.
Ваши работы могут выглядеть следующим образом, но нужно учитывать, что это длительная зарисовка, поэтому её лучше оставить на домашнее задание.
Ученики: Практическая работа мягкими материалами.
Учитель: Корректирует, консультирует учащихся, оказывает поддержку нуждающимся, проводит физминутку.
Ученики: Выставляют свою оценку за работу на уроке, учитель итоговую в журнал и дневники.
Итог урока “Вернисаж”.
Учитель: Домашнее задание. До свидания.
Рекомендуется использовать литературу:
- Для учителя: “Учебное рисование” (М,.1976, Н. Костерин);
- Наглядный и раздаточный материал “Птицы” (М.,2004,ООО “Баласс” Р.Н. Бунеев и др.)
- Для учащихся: “Знакомим с пейзажной живописью” (С – П., Детство- пресс, 2004), учебно-наглядное пособие.
Р.S. при отсутствии компьютерного класса все построения выполняются мелом на демонстрационной доске, а также на формате А 1 углём. Все репродукции и иллюстрации, использованные в презентации, можно подобрать индивидуально.