Цели: закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятии в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки словарного анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.
Оборудование: палочки, шнурки и спички для конструирования букв (каждому ребёнку); буквы Ц-Щ (запись на доске); демонстрационные картинки: цыпленок, щенок и ящерица; схемы для образования символов; пособие: Цветы; лист картона 11х15; посыпанные пшеном (для записи букв занятия пальчиком) и салфетки; спички и палочки для конструирования и образы картинок для выкладывания.
Ход занятия
1. Орг.момент.
2. Фонетическая загадка.
- Как подзывают цыплят? (цып, цып…)
- Как паровоз выпускает пар? (щ, щ, щ…)
Кто внимательный?
- Найти одинаковый звук в словах:
- Полотенец, заяц, огурец, цыплёнок, цель.
- Клещи, щётка, ящик, ящерица, щука.
- С какого звука начинаются слова:
- Щи, щавель, щегол, щётка, щенок.
- Царь, царевна, цапля, цифра
- Загадки о буквах.
Стул чинил сегодня мастер
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
(буква Ц)
На расчёску
Эта буква похожа.
Три зуба всего?
Ну что же.
(буква Щ)
- Развитие кинетических представлений.
Логопед: Запишите пальцем на листе, посыпанном пшеном, букву Ц, а затем Щ
- Конструирование букв занятие из элементов.
Логопед: Сложите из палочек заглавную печатную букву Ц, запишем Щ; выложите из шнурков строчную рукописную букву Ц, запишем Щ.
- Сформулировать тему занятия и записать её в тетрадь.
II. Основная часть занятия.
- Припоминание сходства и различия букв занятия (Ц – имеет два повторяющихся элемента, а Щ - три )
Припоминание символов для систематического обозначения букв Ц-Щ. для буквы Ц – синюю двойку ( т.к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы Щ – зелёную тройку (т.к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента).
- Развитие логического мышления. Определение предмета по предложенным признакам.
Логопед: Отгадайте героев занятия по описанию.
Первый – жёлтый, пушистый, пищит, дружит с буквой Ц, появляется из скорлупы.
(Цыплёнок)
Вторая – бывает различного цвета: зелёного, синего, серого, лапки с перепонками. Имеет длинный хвост, появляется из скорлупы, умеет ползать. «Дружит» с обеими буквами занятия.
(Ящерица)
Третий – пушистый, игривый, шаловливый, когда вырастает будет охранять дом. Ему нравиться буква Щ.
(Щенок)
После названия всех героев логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия. Дети расставляют буквы Ц-Щ под картинками.
- Развитие навыков сложного анализа и синтеза.
Логопед: Щенок, цыпленок и ящерица принесли вам много заданий. Вот первое из них. Составьте новые слова при помощи моделей и объясните значение полученных слов.
Слова: щётка, щегол, щенок, лисица, цапля, цари, царевна.
- Развитие слухового внимания и логического мышления.
Логопед: Герои занятия записали слова, но очень торопились и пропустили свои любимые буквы. Вставьте в записанные на доске слова буквы и прочитайте слова.
ВЕ…И | ПЛА… | …АРСТВО | ||
У…ЕЛЬЕ | …АПЛЯ | МЕТЕЛИ…А | ||
…ЕНОК | …ЕПКА | …АВЕЛЬ | ||
…ЕЛЫЙ |
- Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Цапли», «Ящерица», «Дерево»
Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Дерево всё выше, выше.
- Развитие навыков конструирования.
Работа с палочками или спичками.
Логопед: Выложите по заданию логопеда или по образцу фигуры «Цапли», «Дерево», «Ящик», «Цветок».
- Развитие звукового анализа.
Логопед: Ящерица принесла в подарок своим друзьям необычные цветы.
Логопед выставляет пособие «Цветы»
Посмотрите, бабочки летят к понравившимся цветам, чтобы образовать с написанными на них символами новые. Какие слова у них получаются?
Ответ: каменщик, носильщик, певица.
Что общего между этими словами?
(это профессии)
- Работа на уровне текста.
2 класс. Логопед: Вставьте буквы и слова и прочитайте предложения. Переставьте предложения так, чтобы получился рассказ.
КОГДА МАЛЬЧИК УХОДИЛ В ШКОЛУ, …ЕНОК ШАЛИЛ СО …ЁТКОЙ.
У БОРИ ЖИЛ МАЛЕНЬКИЙ …ЕНОК.
БОРЯ И …ЕНОК БЫЛИ НАСТОЯ…ИМИ ДРУЗЬЯМИ.
БОРЯ КОРМИЛ …ЕНКА МОЛОКОМ.
Запишите текст в тетрадь. Прочитайте его. Выделите в словах буквы занятия: букву Ц – обведите синим кружком, а Щ – зелёным.
III. Итоги занятия.
Логопед: Посмотрите на картинки (цапля, гусеница, щенок, солнце, ящик, плащ).
Какие предметы вы видели?
Назовите их и запишите название под соответствующими буквами.