Компьютер на уроке: игра или насущная потребность

Разделы: Общепедагогические технологии


XXI столетие - эра высоких компьютерных технологий. А это значит, что современные молодые люди, которые будут жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должны уметь самостоятельно активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих держав мира, если мы хотим, чтобы наши выпускники были способны строить не только свою судьбу, но судьбу своей страны, то школьное образование должно перестроиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным миром.

Концепция модернизации российского образования так определяет одну из задач общеобразовательной школы - формировать целостную систему универсальных умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Одной из них является умение извлекать информацию из разных видов источников. Поэтому процесс информатизации общества обусловил необходимость разработки новой системы образования, а значит освоение новых технологий, в первую очередь - информационно-коммуникативных. Овладение ИКТ - задача номер один для современного учителя, стремящегося обеспечить высокое качество обучения.

В сегодняшних условиях, при явно снижающемся уровне учебной мотивации большинства учащихся, при минимальной оснащенности кабинетов истории, где основным оборудованием по-прежнему являются средства статичной наглядности: карты, тексты учебников, тетради и репродукции, при отсутствии связи учебных программ и учебников многочисленных авторов, которые предлагают диаметрально противоположные взгляды на события и их трактовку, очень сложно удерживать постоянный интерес учащихся к предмету. Здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии.

Использование компьютера дает возможность преподавателю оживить урок, сделать его более содержательным, ярким, эффектным и реализовать целый ряд педагогических целей:

  • повысить качество знаний учащихся;
  • обеспечить индивидуальный подход путем дифференциации учебного материала;
  • совершенствовать систему диагностики усвоения информации;
  • обеспечить условия для адаптации ребенка в информационном обществе.
  • Рассмотрим применение метода ИКТ на уроках истории с точки зрения реализации этих учебных целей.

Использование компьютера позволяет повысить качество знаний учащихся. У ребенка, живущего в условиях современной цивилизации, преобладает визуальное восприятие информации, а это значит, что в процессе коммуникации зрительный знак доминирует над текстовым. Применение мультимедийных технологий упрощает решение этой проблемы. Электронные варианты уроков, энциклопедии, программы, содержащие карты, схемы, таблицы, позволяют детям более успешно усваивать учебный материал. Манипулируя различными объектами на экране, меняя скорость их появления, размер, положение, учитель удерживает внимание класса на протяжении всего урока, способствуя "проникновению" ученика в саму атмосферу того или иного исторического события. Например, на уроке истории в 8 классе, по теме: "Крымская война" я использую фотографии с мест событий (Севастополь в дни осады, затопленные корабли Черноморской эскадры, портреты героев войны), сделанные первыми военными корреспондентами. Дети не только слушают мой рассказ, но и видят картины этих событий собственными глазами. Это способствует гораздо лучшему усвоению учебного материала.

В условиях становления профильного образования особое значение приобретает дифференциация и индивидуализация обучения. Применение ИКТ дает возможность использовать учебные пособия любой сложности, любой дополнительный материал. Учитель истории может применять образовательные ресурсы Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий, различных методических материалов, газетных и журнальных статей, иллюстраций, которых не найти в учебных пособиях. На уроке истории Древнего мира по теме: "Восстание Спартака" я пользуюсь интерактивной картой, которая и является основой всего урока, так как может быть использована на всех его этапах.

В процессе контроля усвоения знаний учитель сам определяет уровень сложности и порядок прохождения заданий персонально для каждого ученика. Это помощь в реализации еще одной учебной цели - совершенствование системы диагностики усвоения материала. Многочисленные тестовые, текстовые, проверочные задания в электронном виде варьируются по усмотрению учителя, могут использоваться на всех этапах урока, на всех ступенях обучения и в первую очередь при подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме и по текстам ЕГЭ. Например, на уроке истории Древнего мира в 5 классе этап актуализации знаний проводится в виде игры-разминки: тема урока "Походы Александра Македонского"(5 класс), на экране ряд изображений, иллюстрирующих события, при ответах учащихся изображения меняют свое положение, выстраиваясь в нужном порядке:

появление первого человека

появление "человека разумного"

объединение Египта

Троянская война

первые Олимпийские игры

40 000 лет назад - 10 000 лет назад (появление "человека разумного" - начало земледелия)

1200 г. до н.э. - VIII в. до н.э. (Троянская война - Гомер)

2600 г. до н.э. - 1500 г. до н.э. (строительство Пирамид - военные походы Тутмоса III)

Таким образом, осуществляется отработка хронологических знаний учащихся.

Одно из важнейших умений учащихся на ранних ступенях обучения истории - умение соотносить события, персоналии и хронологию. Это умение формируется и отрабатывается следующим образом: события, имена, даты располагаются на экране в хаотичном порядке, изменения на экране происходят одновременно с ответами ребят.

Тема урока "Крымская война" (8 класс) <Приложение1> , задание № 1: перед вами логические ряды имен исторических деятелей, определите лишнее имя в ряду:

Кутузов М. Багратион П. Аракчеев А.
Пестель П. Муравьев Н. Давыдов Д.
Сперанский М. Аракчеев А. Трубецкой С.

Задание № 2: заполните пропуски в логической цепочке дат, объясните их значение и определите, какой общей идеей они связаны:

1801 г. :(1803 г.) 1810 г. (реформы Александра I)
1805 г. 1806 г. : ( 1812 г.) (военные конфликты с Францией)
1816 г. 1821 г. : (1825 г.) (деятельность декабристских организаций)

Тема урока "Восстание Спартака" (5 класс), задание: соотнесите название страны и определения, раскройте их:

Египет

  • ареопаг
  • алфавит

Финикия

  • касты
  • фараон

Индия

  • колонии
  • пирамиды

Греция

  • буддизм
  • полис
  • архонты

Тема урока "Восстание Спартака" (5 класс), задание: Познакомимся с историческими оценками личности Спартака.

Флор: "Спартак, сражаясь храбрейшим образом в первом ряду, был убит и погиб, как подобало бы великому полководцу".

Плутарх: "Спартак - человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявшие выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени."

Как бы вы оценили деятельность предводителя восстания?

Какие качества личности Спартака вы бы отметили?

Тестовые и текстовые варианты заданий не требуют распечатки, их можно использовать как при индивидуальной, так и фронтальной работе с классом.

При изучении нового материала необходимым элементом являются схемы, таблицы, карты. Урок истории в 8 классе тема: "Крымская война" <Приложение2>, в процессе обсуждения причин войны между Россией и Турцией на экране возникают карты, схемы. Они позволяют наглядно представить причины войны, ее ход. Таким образом, метод ИКТ позволяет решить проблему наглядности на уроке.

Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребенку адаптироваться в информационном обществе. Быстро меняющееся действие на экране, постоянная смена видов деятельности способствует активному общению в процессе урока, живому обсуждению происходящего на экране.

Применение метода ИКТ - один из факторов, стимулирующих познавательную активность учащихся. Первая реакция детского восторга со временем превращается в стойкий интерес к происходящему на уроке. А как известно, половина успеха в любом деле - это интерес и желание действовать!

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии имеют целый ряд очевидных достоинств:

  • урок становится более ярким, эффектным, а значит запоминающимся, что стимулирует познавательный интерес учащихся;
  • расширяется информационное поле урока;
  • повышается эффективность урока;
  • экономится время учителя на уроке и затраты при подготовке;
  • достигается индивидуализация процесса обучения и стимулируется самостоятельная активность учащихся.

Наконец, это интересно самому учителю, несмотря на продолжительный подготовительный этап. Урок получается более ярким, интересным, информационно насыщенным, детально проработанным, а удовольствие от хорошо проведенного урока компенсирует потраченное на его подготовку время!