Каждый модуль состоит из учебных элементов. Количество их зависит от конкретной темы, целей, подбора учебного материала. Обязательными являются:
- Учебный элемент 0 (УЭ-0) - цели и задачи модуля;
- Учебный элемент 1(УЭ-1) - входной контроль;
- Учебный элемент. Проверка (УЭ-(п)) - рефлексия;
- Учебный элемент. Контроль. УЭ-(к) - выходной (завершающий) контроль.
При построении модуля соблюдаю последовательность:
- Формируется ИДЦ.
- Входной контроль. Цель: выявление готовности учащихся к работе по новому модулю.
- Определение всех ЧДЦ и создание учебного модуля.
- Текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Проводится в конце каждого УЭ. Способствует своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний.
- Выходной (завершающий) контроль. Показывает уровень усвоения модуля.
- Рефлексия (резюме). Формирует у учащихся способность к самоанализу.
Переструктурирование материала заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности. Такие формы для удобства построения технологической карты модуля обозначаю аббревиатурой или первыми буквами названия форм. Это позволяет зримо структурировать содержание обучения при оптимальном подборе форм, методов и технологий обучения. Модули мною строятся с учетом, необходимости их отработки до достижения поставленной цели.
Работая на уроках по технологическим картам, которые предполагаются при модульном обучении, учащиеся могут самостоятельно изучать материал, даже если они имели пропуски по данной теме. Технологическая карта помогает школьникам организовать свою работу на уроке, учитывая индивидуальные особенности. В организации урока мною используются информационные технологии.
Цели урока:
- Образовательная: Уяснить основные направления внутренней политике Ивана Грозного.
- Развивающая: развитие навыка установления причинно - следственных связей, навыка самостоятельной деятельности, навыка работы с учебником и документом.
- Воспитательная: воспитание интереса к истории своего государства, ценностного отношения к изучаемым странам.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Продолжительность урока: 40 минут.
Структура урока:
- Входной контроль.
- Изучение нового материала.
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
- домашнее задание.
Оборудование: компьютер с проекционным аппаратом, таблицы, документы.
Используемые технологии: Информационно-коммуникативная технология с использованием модульного обучения.
Основные понятия темы: Регент, регентство, Избранная рада, реформа, местничество, Земский собор, централизованное государство, приказы.
Ход урока
Учитель ставит задачи на изучение нового раздела. Обучающиеся ставят цели урока с учетом задач и требований к знаниям и умениям. Каждый ученик получает индивидуальные учебные карты урока. Приложение 1. Для наглядности изучения темы обучающиеся получают соответствующие таблицы. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4. (4 минуты)
Изучение темы строится на основе учебных элементов:
- Входной контроль.
- Личность Ивана IV.
- Реформы Ивана IV.
- Опричнина.
- Управление при Иване IV.
- Итоги политики Ивана Грозного
- Завершающий контроль
- Рефлексия
1. Входной контроль. (4 минут).
Учитель проводит фронтальную беседу, используя презентацию. Приложение 5.
Цель: актуализировать знания об эпохе правления Ивана Грозного.
- Избранная рада
- Централизованное государство
- Земский собор
- Приказы
- Стрельцы
- Дворяне
- Губа
- 1547, 16 января
- 1549
- 1550
- 1556
Слайды 2-4
2. Личность Ивана IV.
Используя материалы слайдов и рассказ учителя обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы. (5 минуты)
- Задание 1. Что повлияло на становление личности Ивана IV?
- Задание 2. Какое влияние на молодого царя оказал митрополит Макарий?
- Задание 3. Каково значение для укрепления государственности имело венчание на царствование?
- Задание 4. Как восстание в Москве повлияло на действия Ивана IV?
Приступая к изучению правления Ивана Грозного, учащиеся характеризуют личность царя. Необходимо обратить внимание на борьбу группировок за влияние на молодого князя, в ходе которой бояре не останавливались перед убийством царицы -матери Елены Глинской. Иван 4-й обладал природным острым умом,блестящим красноречием и талантом писателя-публициста. В 17-20 лет он поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Он был тонким политиком,искусным дипломатом и крупным военным организатором. Но человек бурных страстей, нервный, резкий ,вспыльчивый, Иван 4-й был наделен очень тяжелым деспотичным характером. Он быстро терял самообладание, приходил в страшную ярость.С ранней юности у него проявились две черты : подозрительность и жестокость. Иван 4-й не терпел ни малейшего ослушания. Князя Репнина по распоряжению царя казнили за отказ надеть шутовскую маску.Мстительность Ивана 4-го приводила к тому,что гибли ни в чем не повинные люди. Вместе с боярами казнили их слуг, дворню, даже холопов и крестьян. Первый царь России вошел в историю как беспощадный тиран, прозванный народом Грозным.
Слайд 7
Венчание на царствование Ивана IV митрополитом Макарием происходило по византийскому обряду имело огромное значение для укрепления международного авторитета России. Действовала концепция «Москва – Третий Рим». Под руководством высокообразованного для того времени митрополита Макария Иван 4-й получил хорошее образование. Он много читал, глубоко изучил историю Киевской Руси, Владимирского княжества и европейских государств. Иван 4-й рано понял,что многие княжата и бояре не заинтересованы в укреплении единства России, а хотят остаться самовластными правителями в своих вотчинах. Он поставил своей целью упрочить централизованное Российское государство.
В период боярского правления жизнь крестьян и городских масс резко ухудшились. Боярские наместники беззастенчиво грабили население,взимали большие подати. В ряде мест вспыхнули народные восстания.
Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве. Сия столица ежегодно разрасталась своим пространством и числом жителей. Дворы более и более стеснялись, новые улицы примыкали к старым, дома строились лучше для глаз, но не безопаснее прежнего: тленные громады зданий ждали только искры огня, чтобы сделаться пеплом. Летописцы Москвы часто говорят о пожарах, называя иные великими; но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как в 1547 году. Сгорели все дома от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской. Ни огороды, ни сады не уцелели: дерева обратились в уголь, трава - в золу. Сгорело 1700 человек, кроме младенцев. Нельзя, по сказанию современников, ни описать, ни вообразить сего бедствия. Обратились в пепел 25 тысяч дворов.
Почти все московские жители остались без крова. Пожар нарушил снабжение столицы продовольствием. Начались эпидемия, голод. В народе поползли слухи, что Москву подожгли Глинские. Посадские люди восстали. Толпа ворвалась в Успенский собор и растерзала князя Юрия Глинского. Восставшие разгромили московские дома Глинских, затем пришли в село Воробьево, где находился Иван 4-й, и стали требовать выдачи бабки Анны и других Глинских. Царь с трудом убедил их, что Глинских он не прячет.
Народные восстания произвели на Ивана 4-го сильное впечатление. Он писал: “От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои”. Царь отстранил от управления Глинских и других бояр, злоупотреблявших властью, и приблизил к себе родственников жены бояр Захарьиных-Романовых. Не доверяя княжеско-боярской аристократии, он стал больше опираться на служилых людей -дворян, получивших свое название от дворецкого, управляющего царским дворцом, в распоряжении которого они находились.
3. Реформы Избранной Рады.
Для изучения реформ Избранной Рады обучающиеся используют материалы хронологической таблицы, выделяя цели и итоги реформ. Работа проводится в парах в течении 5 минут.
Цель: Выяснить каковы результаты реформ Избранной Рады.
- Задание 1. Какие реформы были проведены Избранной Радой?
- Задание 2. Какие изменения в государстве произошли в результате реформ ?
- Задание 3. В чем была причина ликвидации Иваном Грозным Избранной Рады?
Итоговый вывод подводит учитель. Реформы Ивана IV и Избранной Рады являлись необходимостью времени и были направлены на совершенствование системы централизованного управления страной. Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а “кормились” за счет населения. Избранная рада отменила систему кормлений. Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из числа дворян. Был составлен новый судебник - сборник законов. Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны приходить с отрядами вооруженных конников. Кроме того, были созданы постоянные пехотные полки стрельцов, вооруженных огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия. Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.
4. Опричнина. (10 минут)
Переходя к дальнейшим историческим событиям в период правления Ивана Грозного учителю необходимо выработать собственное мнение у обучающихся, по данному вопросу. В стране был учрежден новый порядок управления -опричнина. Территория государства делилась на опричнину, управляемую Грозным и земщину, ей ведали бояре. Столицей опричнины стала Александрова слобода. Здесь же стояло опричное войско, получившее неограниченные права. Многие боярские семьи были переселены из одной части страны в другую. Террор вызвал недовольство в стране. В 1566 г. в ответ на челобитную об отмене опричнины, все ее авторы были казнены.Митрополит Афанасий в знак протеста сложил с себя сан. Новый митрополит - Филипп, также осудил царя и был казнен. 1569 г. розный расправился со своим двоюродным братом В.А.Старицким - последнее удельное княжество на Руси было ликвидировано. В период опричнины грозный добился резкого усиления своей власти. Однако это было достигнуто огромной ценой. Страна была разорена опричниками, Ливонской войной, набегами татар. Несмотря на официальную отмену опричнины, массовые казни продолжались.
Изучение данного вопроса происходит в группах. Каждая группа рассматривает предложенный вопрос. Каждая группа рассматривает предложенный вопрос.
Цель: дать характеристику одного из самых противоречивых явлений внутренней политике.
- Задание 1. В чем заключался новый порядок, который получил название «опричнина»?
- Задание 2. Какую оценку дают историки опричнине.
- Задание 3. Каковы плюсы политики Ивана Грозного.
- Задание 4. Что положительного принесла опричнина государству.
5. Управление при Иване IV.
Слайд 18
Учащиеся заполняют схему самостоятельно используя материал учебника. (5 минут).
6. Итоги политики Ивана Грозного.
Цель: уяснить основные направления внутренней политике Ивана Грозного, дав им характеристику.
- Задание 1. Назвать плюсы политики Ивана Грозного.
- Задание 2. Назвать минусы политики Ивана Грозного.
Задания выполняются по группам. (5 минут).
7. Завершающий контроль.
Цель: Закрепить полученные знания.
- Задание 1. Какой титул получил Иван IV?
- Задание 2. Какой тип монархии зародился в России в результате реформ Избранной рады?
- Задание 3. Какое сословие было приближено в период опричнины?
- Задание 4. Назвать направления внутренней политике Ивана IV?
Рефлексия. Задание на 2 минуты.
Попробуйте оценить свою работу на уроке но 10-бальной шкале.
Сформулируйте Ваше мнение об уроке, ваши пожелания, что понравилось?
8. Рефлексия. Как я усвоил материал?
- усвоил весь материал – 9-10 б.
- частично – 7-8 б.
- мало, что понял – 4-6 б.
Как я работал? Где допустил ошибки? Со всеми заданиями
- справился сам – 9-10 б.
- допустил ошибки – 7 6.
- не справился – 4-6 б.
Как работала учебная пара, подгруппа?
- дружно, совместно, разбирали задания – 9-10 б.
- не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 б.
- работа была неинтересная, много ошибок – 4-6 б.
На последнем этапе урока учитель дает домашнее задание.
Слайд 21