Учебный проект: теорема Пифагора

Разделы: Математика


Цель проекта: Найти практическое применение теоремы Пифагора.

Задачи проекта:

  • узнать, кто такой Пифагор;
  • познакомить и доказать теорему Пифагора;
  • научить применять теорему для решения задач;
  • показать связь между теоремой Пифагора и другими дисциплинами;
  • показать практическую значимость теоремы Пифагора;
  • развитие мировоззрения учащихся, алгоритмического, комплексного мышления;
  • воспитание активности, самостоятельности, ответственности, культуры общения, развитие коммуникативных способностей.

Форма организации детей: групповая работа, индивидуальная.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая.

Форма продуктов проектной деятельности: стендовые доклады, рефераты, математические газеты, презентации на электронных носителях.

Способ объединения результатов на презентации: подготовка и выпуск литературных газет по данной проблеме, устный отчёт учащихся по собранному материалу.

Вид презентации: открытое заседание математического кружка “Юный математик”.

Количество участников: 40 человек.

Предметная область: основная.

Состав участников: несколько классов.

Характер координаций: явный.

Темы учебно-тематического плана.

Учебник Л.С. Атанасян по геометрии 8 класс.

Содержание Кол-во часов
Теорема Пифагора 3

Время работы: месяц.

Цели учебные:

  • доказать теорему Пифагора, рассмотреть несколько способов доказательств теоремы Пифагора.
  • показать связь математики с искусством, поэзией, философией, помочь учащимся почувствовать красоту формул и теорем, заинтересовать историей математических открытий.

Цели воспитательные:

  • развитие умения организовать учебную деятельность, диалектического мировоззрения.

Цели развивающие:

  • развитие пространственного воображения, учебно-интеллектуальных умений.
  • умения выделять существенные признаки геометрического объекта, способности классифицировать, систематизировать, обобщать.

Режим работы: урочно-внеурочный.

Информационно-техническое оснащение: Интернет, библиотека, справочная математическая литература.

Привлекаемые специалисты: учителя математики и информатики, библиотекари.

Этапы работы над проектом

1 этап:

Ребята на уроке изъявили желание как можно больше узнать о Пифагоре, о самой известной теореме геометрии, о её применении в повседневной жизни. Так возникла идея о создании этого коллективного "шедевра".

Мы с ребятами попытались собрать и обобщить информацию по данной теме. Было прочитано, изучено, переосмыслено огромное количество литературы, посещено множество сайтов.

Учителя предлагают тему проекта “ Теорема Пифагора”. Предлагается создать проект рефераты и стендовые доклады. Далее идёт беседа о том, какие бы доклады ученики хотели создать (содержание, оформление).

Продумать оформление своего будущего сообщения

2 этап:

Весь класс был разделён на группы, которые исследовали следующие разделы: “Биография Пифагора”, “ Пифагор философ”, Пифагор как педагог”, “теорема Пифагора”. После накопления минимального необходимого объема содержания интересующего нас вопроса было организовано групповое решение задач разных уровней: такие группы формировались на основе мониторинга успешности учащихся.

3 этап:

Отчёт о проделанной работе был представлен на открытом заседании математического кружка. Учащиеся защищали рефераты по данной теме и представляли полученные результаты в виде презентации. Итогом учебного проекта “Теорема Пифагора” стал вывод, который сделали учащиеся:

Теорема Пифагора имеет огромное значение: она используется в геометрии практически в каждой задаче, она лежит в основе доказательства множества других геометрических теорем, т.е. они доказываются благодаря знанию теоремы Пифагора. Наука математика, через теорему Пифагора тесно связана с искусством, музыкой, философией, астрономией
Теорема Пифагора – это одно из двух имеющихся в геометрии сокровищ. И за эту ценность мы должны быть благодарны Пифагору – великому человеку, основоположнику современной математики. Именно он воспитал в человечестве веру в могущество разума, убеждённость в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика.

Заключение:

В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по истории математики. Работа над проектом предполагает:

  • самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся по чётко выстроенному плану;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • представление результатов в форме презентации;
  • позволяет развить навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями.

Приложение 1.