Семинар-практикум для педагогов на тему "Играя, мы узнаем природу своего края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Выявить имеющие знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  • Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Девиз:

“ВСЕ ИНТЕРЕСНО ТО, ЧТО НЕИЗВЕСТНО”.

Плакаты:

  • От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
  • Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
  • Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

Ход урока

Ведущий:

Звучит музыка П.И.Чайковского “ Времена года ”.

Добрый день, уважаемые педагоги!

Мы рады встречи с вами. Сегодня мы будем говорить о нашем прекрасном городе Ноябрьске, о нашем удивительном Северном крае. Крае белых ночей и шелеста зеленых иголок пятисотлетнего красавица тайги – кедра. О крае загадочных легенд и сказок.

“Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать”.

Н.Гарин-Михайловский.

Человечество и каждый человек – часть природы.

Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состояние природы. Природа дает человеку пищу, одежду, энергию, строительный материал.

Но в настоящее время ученые мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасывают в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы.

Ежедневно можно слышать тревожные сообщения об экологической опасности, гибели, катастрофах, наводнении. Раз идет процесс загрязнения атмосферы, земельных ресурсов, значит растительность накапливает в себе вредные химические вещества, химические элементы: животные, употребляя некачественный корм, отравляются. Отсюда производимые некачественные продукты питания. Так же мебель, игрушки изготовляются с нарушением норм экологии. Все это влияет на здоровье наших детей.

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989г, общество, в том числе и мы с вами, уважаемые педагоги, должны организовывать развитие ребенка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Для этого нужно в детях формировать:

- элементарные и вполне научные представления о природе:

  • о животных, о птицах, растениях;
  • о единстве организма и среды;
  • о сущности взаимодействия человека и природы;

- понимание важности охраны природы, окружающей среды;
- гуманно-деятельного отношения к природе;
- осознанное выполнение определенных норм грамотного и безопасного поведения в природе его права.

Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой.

Привлекая к тесному общению с природой, к познания мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основной. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Мы, с вами, уважаемые педагоги, должны владеть определенными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе, о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свой город, в котором вы живете.

И сегодня, мы предлагаем вам, принять активное участие в семинаре-практикуме на тему:

“Играя, мы узнаем природу своего края”.

Ведущий представляет членов жюри и объясняет, как будет оцениваться каждый конкурс.

Мы предлагаем вам разделиться на 3 команды, выбрать капитана команды.

Звучит музыка, педагоги организуют 3 команды.

1 задание: “ Придумай интересное название команде ”.

Уважаемые, педагоги. Мы предлагаем вам придумать каждой команде название, нарисовать эмблему, придумать девиз свое команды. В название команды вы должны отразить то, что связано с нашим северным краем. Все необходимое для этого конкурса лежит у вас на столах. Итак, приступайте. Проявите свое творчество и фантазию. Время пошло.

Звучит музыка, педагоги выполняют задание.

Ведущий:

Давайте, посмотрим какие же команды будут принимать участие на нашей встрече.

Представление команд. По окончание жюри подводит итог. За каждый оригинальный ответ жюри вручает жетоны или фишки.

Ведущий:

Итак, дорогие земляки! Да-да, вы не ошиблись, дорогие земляки – так называют людей живущих на одной земле. И пусть каждое лето мы, с вами, разъезжаемся по другим городам и странам, но у всех у нас начинается биться сердце при приближении к своему такому молодому, уютному, красивому и радушному для гостей городу. В его становлении есть доля труда наших многочисленных жителей, приехавших из разных городов и поселков молодыми, здоровыми, полными сил. Многие из них жили в балках, общежитиях, работали, чтобы город выглядел таким как сейчас зеленым, чистым, ухоженным. Уверена, что все вы любите свой город и поэтому всем будет легко ответить на вопросы второго конкурса.

Назовем его “Ноябрьск – город молодости”. (приложение № 1).

На ваших столах лежат кроссворды и ручки. За определенное время вам нужно ответить на вопросы и заполнить кроссворды. За то, кто первым и правильно заполнит кроссворд, будут даны 3 фишки, за вторым – две фишки, за третьим – одна фишка. Итак, вперед друзья!

Звучит музыка о городе Ноябрьске. Педагоги разгадывают кроссворд.

По окончании жюри оценивает и подводит итог конкурса.

Ведущий:

Молодцы. Отрадно знать, насколько не безразличен вам наш город. Ведь сегодня Ноябрьск – один из самых красивых и больших городов Ямала. Взгляните на наш город со стороны.

Звучит музыка о городе Ноябрьске присутствующие рассматривают красочные открытки, где изображен г.Ноябрьск и фотовыставку о городе Ноябрьск.

Родной Ямал – заметный край России.
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые.
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Ямал… Бескрайние горизонты тундры и раздолье оленьих пастбищ, белые ночи и полярное сияние, многочисленные речушки, озера и голоса северных птиц, зверей, деревьев, северная белизна долгих зим и яркие цветы весенней тундры – неповторимые, полных контрастов северные картинки. Неповторима и щедрость земли Ямала! Разве могут какие-то ягоды соперничать с северной морошкой, голубикой, клюквой, брусникой! И бывает ли рыба вкуснее, чем та, которая водится в наших северных реках! А богатейшие запасы углеводов хранящиеся в недрах Ямала. История Ямала уходит в глубокую древность. Самые ранние следы пребывания здесь человека археологи относят к 3-4 тысячелетиям до нашей эры. Как считают сегодня ученые, ненцы сформировались не ранее конца 1- начала 2 тысячелетия нашей эры. Основная часть населения округа – тундровые ненцы. Второй группой являются лесные ненцы, занимающие верховье рек Пур и Надым. Большое значение для северных народов имело присвоение Сибири к Русскому государству. Но и задолго до этого у северян были контакты с русичами. В конце 16 века после знаменитого похода дружины Ермака Сибирь была присоединена к Московскому государству. Исторический путь северных народностей с тех пор связан одной судьбой с русским народом. Это немного из прошлого.

А сейчас мы приглашаем вас принять участие в 3 конкурсе “Мой край”.

Вопросы будут задаваться по одному каждой команде, по очереди. За каждый правильный ответ вручается фишка. Если команда затрудняется ответить, то ответить предлагается другой команде. Будьте внимательны, проявляйте терпение и выдержку.

  1. Назовите низменность на которой находится Ямало-Ненецкий Автономный Округ? (западно-сибирская на севере низменность).
  2. Назвать основную водную магистраль округа? (река Обь).
  3. Назовите основную часть населения округа? (тундровые ненцы).
  4. В ноябрьском регионе большое разнообразие животного и растительного мира: 22 вида животных имеют промышленное значение. Назовите популярные из них? (соболь, куница, горностай, белка, песец и др.).
  5. Более 110 видов – птиц. Назовите самые распространенные? (глухарь, тетерев, куропатка, рябчик и др.).
  6. Реки и озера привлекают к себе обилием рыбы. Их насчитывают около 33 вида. Назовите самые распространенные? (осетр, нельма, стерлядь, муксун, пелядь, сибирская ряпушка, сиг и др.).
  7. Как называется зимняя меховая одежда? (малица).
  8. Как называются меховые сапоги? (кисы).
  9. Чем отличаются женские нарты от мужских? (у женских нарт есть спинки, мужские нарты – хан, а женские – не-хан).

Ведущий:

А для вашего интереса небольшая информация:

  • Женскую меховую шубу, используемую как одеяло называют – паны.
  • Зимнюю меховую шубу женщины называют – ягушка.
  • Мужская зимняя верхняя одежда на ненецком языке звучит со-ок или гусь в переводе на русский.
  • Искусно сшитая и разукрашенная сумочка – предмет особой гордости женщины-мастерицы. В ней хранится кусочки меха и кожи, нитки, наперстки и иголочки в специальных игольницах, заготовки украшений из бисера в виде орнаментальных и плетеных полосок. А называют ее туця.
  • Фигурки делают из дерева, одевают в специальную меховую или суконную одежду – часто различную для “ мужских ” и “ женских ” духов. К ним обращаются за помощью в случае любых семейных и домашних трудностей – болезней, пропажи оленей, трудных родов. Такие изображения обычно хранятся на женской половине чума. А называют фигурки домашнего дома-хранителя – хэхэ или мяд-хэхэ.

Ведущий:

Предлагаем вам 4 конкурс под названием: “Цветик – трехцветик”.

Перед вами на столе лежит “Цветик – трехцветик”. На каждом листе цветика написана пословица или поговорка. Вам нужно будет взять по одному листочку, прочитав, вы должны без слов показать своим соперникам содержание пословицы или поговорки. А ваши соперники должны угадать и попробовать назвать, ту пословицу или поговорку, которую вам показали.

За каждый правильный ответ получаете фишки. И за оригинальный показ получаете также дополнительно по фишке.

Пословицы и поговорки.

(ненецкие и хантыйские).

  • От хорошего хозяина собака не убежит.
  • С хорошим человеком и без чума тепло.
  • Зайца в медвежьем капкане не поймаешь.

Звучит музыка и педагоги готовятся к показу конкурса.

По окончании жюри подводит итог.

Ведущий:

За оригинальный показ вручаем вам дополнительно каждой команде по одной фишке. Молодцы. Вы проявили свое творчество и артистизм. Не устали?

Тогда нас ждет 5 конкурс “Загадки”.

В этом конкурсе одновременно участвуют все команды. А за быстроту и правильность ответа вам будут вновь вручать фишки. Успехов вам в этом конкурсе.

  • Встает – пересчитывает, спать ложиться – пересчитывает? (завязки женской ягушки) – ненецкая загадка.
  • В бобровую одежду одетый на улицу выходит. В беличью одежду одетый в чум входит? (теплый и холодный воздух) – ненецкая загадка.
  • Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла) – ненецкая загадка.
  • Старика волшебника одевают и раздевают? (чум) – ненецкая загадка.
  • У старухи нос негладкий? (наперсток) – ненецкая загадка.
  • Под снегом ворует? (капкан) – ненецкая загадка.
  • Ходит, а следов не видно? (рыба) – ненецкая загадка.
  • Злые сердца я вылечиваю? (огонь) – ненецкая загадка.
  • В середине горячего моря скачет плешивые люди? (пузыри в кипящем котле) – хантейская загадка.
  • От отца родился сын, а от сына – отец? (вода осенью замерзает, лед весною тает) – хантейская загадка.
  • В бочонке в одной половине – белое вино, а в другом – красное вино? (яйцо) – хантейская загадка.
  • Вершина дерева – в рукавицах? (кедр) – хантейская загадка.
  • Пока отец опоясывался, сын дошел до неба? (огонь и дым) – хантейская загадка.

Ведущий:

Молодцы. Умеете и любите отгадывать загадки. Эти загадки вы можете загадывать детям. Дети ближе будут знакомиться с культурой ненцев и хантов. А для этого мы вам распечатали на память ненецкие пословицы и поговорки. Ненецкие и хантейские загадки, они помогут вам в работе.

Педагогам раздают памятки, где напечатаны пословицы, поговорки и загадки народов Севера: ненцев и хантов. (приложение № 2).

Ведущий:

Часто дети нам педагогам задают много вопросов: Что это? Почему? От наших знаний зависит, правильно ли мы сможем ответить на все детские вопросы. Вот и наш следующий 6 конкурс под название “Кто есть кто, что есть что?” – конкурс эрудитов. От ваших знаний зависит как быстро вы справитесь с этим заданием. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Итак, будьте внимательны!

Вопросы:

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? – (одинаковая).
  2. Кто дважды рождается, а один раз умирает? – (птицы).
  3. У кого уши на ногах? – (у кузнечика).
  4. Почему сосну называют пионером леса? – (сосна первой появляется на открытых местностях).
  5. Какая птица лает? – (самец куропатки).
  6. Какая рыба вьет гнездо? – (корюшка).
  7. Есть ли у комара зубы? – (и немало 22).
  8. Кто пьет ногой? – (лягушка).
  9. Какие птицы зимой потомство выводят? – (клесты, зимородки).
  10. Что у лягушки с языком не так? – (он прикреплен задом наперед).
  11. Какие насекомые зовут как животных? – (жуки: олень, носорог, коровка).
  12. Зачем кашляют рыбы? – (они очищают жабры от растений).
  13. Чем лягушка отличается от жабы? – (лягушка – дневное животное, а жаба – ночное).
  14. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? – (красный цвет - сигнал опасности).
  15. Какое дерево является лучшим пылесосом? – (тополь).
  16. Последняя ягода в нашем лесу? – (клюква).
  17. Кто полгода живет без обеда? – (медведь, еж, барсук).

Ведущий:

Вот вы и показали свои знания о природе. И мы надеемся, что полученные в этом конкурсе знания о природе вам пригодятся.

И последний 7 конкурс под название “Черный ящик”.

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

Вам дается одна минута, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, минута пошла.

По окончании времени команды отвечают. За правильный ответ команде вручается фишка.

Ведущий предлагает подвести итоги конкурса и сказать окончательный результат судьям. Объявляют победителей. Вручаю награды.

Ведущий:

Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы с вами многое узнали о своем любимом городе, о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И я очень рада, что наша встреча для вас прошла с пользой. Я уверена, что вы сможете донести до своих воспитанников, все то, что вы узнали на нашем семинаре.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе и которую можно взять в нашей и городской библиотеке. Ознакомьтесь, пожалуйста.

Еще раз благодарю вас. И до новых встреч! Всего вам доброго!