Занятие "Бумажная пластика". Изготовление героев сказки «Колобок"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Дети младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега или кубиков, с таким же старанием они работают с бумагой – режут, клеят различные поделки. Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира развивается на таких занятиях. Эффективным помощником в этих вопросах может стать работа по технологии «Бумажная пластика». Занятия предусматривают работу детей группами, что способствует развитию навыков общения, взаимодействия, развитию социальных навыков, включает элементы проектной деятельности. Идея создания этой разработки заключается в том, что занятия по дисциплине «Творчество» посещают дети и дошкольного возраста в работе с которыми часто используются поделки старших ребят. При выборе формы занятия с элементами сказки, предполагается дальнейшее практическое применение поделок – театрализацию.

План-конспект занятия

Тема: Бумажная пластика

Изготовление героев сказки «Колобок» для кукольного представления младшим школьникам.

Цель: Изготовление объёмных игрушек на основе фунтика по технологии «Бумажная пластика».

Задачи:

  1. Закрепление навыков и умений по изготовлению фунтика.
  2. Развитие творческого мышления, фантазии, умения, показать характер животного через поделку.
  3. Воспитание у детей трудолюбия, любви к родному краю, бережного отношения к животному миру.

Оборудование для педагога: различные образцы объемных игрушек на конусной основе; предметные карты; загадки о животных, обитающих в Коми крае, таблицы с заданиями; плакат с кроссвордом.

Оборудование для учащихся: набор цветной бумаги, клей, циркуль, линейка, карандаш, ножницы.

Методы обучения: словесная беседа, разгадывание кроссворда и заданий, практическая работ с бумагой, демонстрация готовых поделок.

Ход урока

Организационный момент.

Педагог. Здравствуйте, ребята!

Сказочный мир – очень богат и прекрасен. Каждый человек, соприкоснувшись с этим миром, совершает свои открытия. Сказки учат нас труду и терпению, беречь природу, любить свой край.

Нам на занятие прислали конверт. А там письмо от младшей группы эстетического отдела. Они просят подготовить кукольное представление по сказке, а также выполнить задания.

Разгадать кроссворд.

Кроссворд основан на названиях животных, которые обитают в нашем Усинском районе Республики Коми. В выделенной вертикальной строке вы узнаете название сказки, героев которой мы сегодня будем выполнять.

  1. Зубасто, серовато, по полю рыщет.
    Телят, овец ищет. (Волк)
  2. Стройный, быстрый, рога ветвисты. (Лось)
  3.  Длинное хвостище, рыжее волосище,
    А сама хитрища. (Лиса)
  4. Рогатый коняшка,
    То – на воле, то – в упряжке. (Олень)
  5. В реках, прудах живёт,
    Запруды и плотины строит. (Бобр)
  6. Этот зверь себе на грех, дорогой имеет мех. (Соболь)
  7.  С дерева на дерево прыгает рыжий зверёк,
    Шишки да орехи грызёт. (Белка)

Педагог: Сегодня мы с вами изготовим героев сказки «Колобок» для кукольного представления младшим школьникам в технике «Бумажная пластика».

  1. Какой рабочий материал используется в работе по технике бумажная пластика? (бумага и тонкий картон).
  2. Чем отличается технология бумажной пластики от оригами?
  3. В бумажной пластике используют клей и ножницы. В оригами используют квадрат и не всегда применяют клей и ножницы.
  4. Какие чертежные инструменты применяются в работе при построении чертежа развертки конуса? (циркуль, линейка и карандаш)

Основная часть.

Изготовление поделок.

Вывешивается стенд «Герои сказки «Колобок»». Дети выбирают, какую поделку будут выполнять.

Физминутка.

Для дальнейшей нашей успешной работы мы с вами проведём физминутку, подготовим наши пальчики к практической работе. Я буду перечислять различных животных, а вы, если они являются героями сказки «Колобок» - похлопайте в ладоши, а если нет – потопайте ногами:
Медведь, волк, собака Жучка, лиса, курочка Ряба, заяц, мышка-нарушка, комар-пискун, лягушка-квакушка.

Подготовка к практической работе.

Анализ готовых образцов.

  1. Туловище объемное, в форме конуса. (Фунтик выполняется при помощи циркуля с заданным радиусом).
  2. Голова плоская. Выполняется из двух деталей в зеркальном отображении. (Обратить внимание, что используемая бумага складывается пополам).
  3. Соединение туловища и головы на клею.

Показ педагогом поэтапного выполнения работы.

Составление плана работы.

На доске закрепить таблички с этапами работы.

Повторить с детьми правила пользования с колющими и режущими предметами.

Практическая работа.

На столах, в помощь учащимся, разложены предметные карты.

Строят чертеж с помощью циркуля по заданному радиусу. (Технологическая карта №1 (приложение))

Вырезают по контуру деталь.

Чертят окружность для деталей головы.

(Технологическая карта №2; №3; №4 (приложение))

Выполняют творческую доработку до формы деталей головы данной поделки.

Оформляют поделку.

Итог занятия.

Из детских работ оформить на отдельном столе выставку виде сказки «Колобок». Оценить каждую работу. Сказочные герои готовы к представлению.

Педагог: Все сказочные звери из нашей сказки живут в наших лесах: и медведь, и волк, и заяц, и лиса. А какие еще звери живут в лесах Республики Коми?

Ученики: Куница, соболь, рысь, белка, бобр, выдра, песец, горностай, ондатра, косуля, колонок, крот, полевка, заяц – беляк, заяц – русак, лось, и т. д.

Педагог: Также в наших лесах обитают животные, занесенные в Красную книгу – это косуля, выдра, заяц – русак и бобр.

Популяция бобров была на грани исчезновения из-за неограниченного промысла ценного меха бобров. Теперь места обитания бобров объявлены заповедными. Бобры охраняются, численность восстанавливается.

Домашнее задание.

На следующем занятии мы будем продолжать работать по технологии бумажная пластика и изготовим композицию по сказке «Гадкий утёнок».

К занятию узнать, какие птицы живут в нашем крае, какие птицы зимуют, а какие прилетают на лето.

Занятие наше я завершаю словами:

Нужна для рыбы чистая вода,
А для зверей – зеленые леса.
Наше будущее – чистая земля.
Давайте хранить планету, друзья!

Литература.

  1. Историко–культурный атлас республики Коми. Изд. Дрофа. 1997г.
  2. Русские народные сказки.
  3. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» 2003г.
  4. М.А. Афанасьев. Уроки трудового обучения в 1 -4 классах коми школ.