Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
Л.Н.Толстой

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности.

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека. Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики.

Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И моя цель, цель учителя, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.

Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Программы по окружающему миру, по которому обучаются учащиеся начальной школы, уделяют большое внимание экологическим вопросам. Но этого, конечно, недостаточно. Кроме уроков нужны еще и дополнительные внеклассные занятия.

В течение последних лет веду кружок «Юный натуралист». Убедилась, что кружок позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. В качестве основных критериев роста экологической культуры следует, на мой взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  •  потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
  • овладение практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.

В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребенка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам «открытости» педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер.

Так как мои кружковцы в основном учащиеся начальных классов, то, конечно же, я обращаюсь к игре. Играем мы очень много. Вот названия некоторых наших любимых игр: «Угадай животное, растение», «Экологический светофор», «Письмо зеленому другу», «Секретный разговор», «Бывает или нет?», «Ищем эрудита», «Почему меня так назвали?», «Прилетели птицы» и другие.

На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Стараюсь подбирать материал богатый возможностями для анализа подобных связей. Отрывки произведений писателей-натуралистов очень интересны детям. В доверительной обстановке ведется беседа, в которой участвует каждый ребенок со своими мыслями, чувствами, выводами. Большое внимание уделяю беседам на тему «В гостях у природы». Обобщая высказывания детей, уточняю, что эти правила помогут сохранить многообразие трав, чистоту лугов и лесов, «братьев наших меньших», зеленый наряд планеты, голоса птиц. Причина многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому наша с вами задача – узнавать, почему нужно в природе поступать так, а не иначе. А чтобы все ребята нашей школы знали, как вести себя в гостях у природы, давайте придумаем и нарисуем плакаты-призывы и подарим каждому классу.

Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем надо заботиться, мы завели дневники «Растем вместе». Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает нам в наблюдениях за природой, в частности за одним деревом. Каждый ребенок выбрал себе зеленого друга – дерево, за которым будет наблюдать. В ходе наблюдений выясняли, как дерево взаимодействует с животными, отметили факторы, мешающие росту дерева. Дети пришли к выводу, что быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться.

Мы часто ходим на экскурсии в природу, наблюдаем за растениями и животными. Здесь перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления.

Тихвинка - село наше родное,
Ты стоишь в степи, среди полей.
Есть на свете и красивей села,
Тихвинцам лишь Тихвинка милей.

Эти строки, написанные ветераном педагогического труда, поэтессой И.С. Наумчук, звучат на каждой экскурсии. Они стали гимном нашего кружка.

Одновременно мы замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Предлагаю детям самим сочинить сказки. Приведу пример одной из детских сказок.

Медведь-натуралист

Жил-был Медведь. Он очень любил природу. Медведь служил природе. И вот однажды Лиса и Волк решили заготовить себе дров, чтобы им зимой было тепло. Они начали рубить зеленые молодые березы. Когда Медведь услышал стук топоров, то сразу прибежал и немедленно остановил Лису и Волка. «Вы зачем природу губите? Как вам не стыдно?», - закричал Медведь. Лиса и Волк рассказали, что им зимой будет холодно, и они хотят дровами топить печку. Медведь объяснил, что для этого надо рубить сухие деревья. Лиса и Волк извинились и больше никогда не вредили природе.

Автор этой сказки Назар Махатаев, ученик 2-го класса. Я думаю, что примером для написания является варварское отношении к лесам взрослых. Дети постоянно видят машины, груженные свежеспиленными деревьями, чаще всего – березами.

Отсюда следует вывод, что взрослые тоже нуждаются в разъяснительной работе по охране природы. В будущем мы планируем выступать с нашими экологическими праздниками перед односельчанами в КДЦ. Очень хочется, чтобы взрослые тоже почувствовали и поняли – природе нужна наша любовь и помощь.

Одна из задач нашего кружка – подготовка ребенка к восприятию прекрасного в природе, жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, ее территория были притягательными, в чем-то волшебными. В этом отношении ничто не может принести детям такой пользы, как выращивание комнатных растений. Самый близкий «зеленый друг» для младшего школьника – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – это живой организм, который, как и ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости.  

На одном из занятий кружка я спросила детей: «Как сделать нашу школу еще красивее?» «Посадить много цветов!» - ответили они. Так возникла идея создания оранжереи.

Познакомила детей с разнообразием комнатных растений, их особенностями. Дети узнали, какую пользу приносят эти растения, как за ними ухаживать. Мы пришли к выводу, что создание оранжереи очень интересное, но вместе с тем и сложное дело, но мы все-таки попытаемся осуществить нашу мечту. И мы принялись за дело.

Начали работу с подготовки посадочного материала. Обратились к учителям, учащимся школы, родителям с просьбой: поделиться черенками комнатных растений. На нашу просьбу откликнулись многие. Очень интересно было посадить в землю отросток и наблюдать, как тянется вверх его стебелек, укрупняются листья. Мы заготавливали землю, из сподручного материала приготовили контейнеры для наших любимцев, пересадили их. Очень хорошо принялись и пошли в рост многие наши питомцы: бальзамины, колеусы, бегонии, традесканции, пеларгонии, узумбарские фиалки, различные кактусы и другие растения. На занятиях кружка дети учились правильно ухаживать за разными растениями (поливать, рыхлить землю, удобрять, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли, цветы, листья, пересаживать, сажать новые), наблюдать за их развитием.

За время существования нашего кружка были озеленены классные комнаты, столовая, фойе, учительская и другие помещения школы. Мы дарим выращенные растения работникам школы на День Учителя, 8 Марта. Изумительно выглядит наша оранжерея, в которой на сегодняшний день насчитывается более 200 различных растений! Есть у нас и редкие экзотические экземпляры: папоротники, пальмы, лианы. На контейнерах с растениями есть надписи, на которых указаны название растения, его семейство, родина. Имеются у нас и растения, названий которых мы еще не узнали.

Из специальной литературы мы с детьми узнали о том, что растения способны «чувствовать», что они «реагируют» на обращение с ними хозяев. Ребята очень восприимчивы к такой информации. Эти сведения настраивают их на еще более заботливое и ответственное отношение к растениям.

В прошлом учебном году мы решили заняться благоустройством школьной территории. Нами был разработан проект «Зеленый школьный двор». Для его осуществления привлекли всех учащихся школы. Озеленение школьного двора и создание природного ландшафта мы начали с конкурса рисунков, «Каким я хочу видеть школьный двор» и конкурса макетов школьного двора. Мы составили эскиз создания «объекта зеленого строительства». Школьный двор разбили на участки и закрепили за ними ответственных. В течение весны и всего лета дети трудились, стараясь, чтобы их участок был самым красивым. В результате у нас получились замечательные уголки природы: «Живописные клумбы», «Чудо-цинии», «Клумба здоровья», «Георгиновый рай», «Альпийская горка», «Каменистый садик», «Веселые полянки». Любование этой красотой и есть самая настоящая награда за труд. Мы гордимся и тем, что по итогам муниципального конкурса «Лучший школьный двор» наша школа заняла первое место.

Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

Приложение