Урок-зачет "Основы молекулярно-кинетической теории"

Разделы: Физика


Цель урока: закрепление и контроль знаний по теме; развитие умения работать в группе и навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.

Подготовка к уроку: Заранее выбираются и проверяются на знание материала эксперты из числа успевающих учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2.

Учитель сообщает цель и структуру урока. Разбивает класс на группы, знакомит со станциями, раздает маршрутные листы. Каждая группа в течение всего урока переходит от одной станции до другой.

Маршрутный лист

Состав группы

А

B

C

D

         
         
         
         
         

3. Работа групп по станциям.

Станция А – работа с терминами и формулами

Термины

Формулы

1.Основные положения МКТ (сформулировать)

2.Дать определение идеального газа.

3.Дать определение температуры

4.Назвать макропараметры

5.Что называют изопроцессом?

6.Назвать газовые законы.

N=m|?Na

P=?nm0v2

?=N|V

P=2|3n?

E=3|2?T

P=?kT

pv=?RT

Станция В – Какие процессы изображены на графике? Каким законам они подчиняются?

Представить данный процесс в координатах Р(Т) и Р(V).

Решить задачи:

1.Газ при давлении 8 атм и температуре 120С занимает объем 855л. Каково будет его давление, если газ данной массы при температуре 470С займет объем 800л? (Ответ: 9,6 атм)

2.Из баллона со сжатым водородом емкостью 1м3 вследствие неисправности вентиля вытекает газ. При температуре 70С манометр показал 5 атм. Через некоторое время при температуре 170С манометр показал 3 атм. На сколько уменьшилась масса газа в баллоне? (Ответ: 180 г)

3.Найдите давление 1л неона, если масса его 45 г, а температура 00С. (Ответ: 51 атм)

Станция С – работа с тестом

1.Как изменится давление идеального одноатомного газа при уменьшении его объема в 4 раза и увеличении абсолютной температуры в 2 раза? А. Увеличится в 8 раз Б. Увеличится в 4 раза В. Увеличится в 2 раза Г. Не изменится. 2.Вычислите давление кислорода массой 0,032 кг в сосуде объемом 8,3 м3 при температуре 1000С. А. 10Па. Б.830 Па. В.100 Па. Г. 373 Па. 3. Как меняется масса воздуха в помещении, если температура увеличивается? А. Уменьшается Б.Увеличивается В.Не изменяется 4. Чему равен объем 1 моля идеального газа при нормальных условиях? А.1 м3. Б.24 м3. В. 0,024 м3. 5. Масса кислорода m при давлении р занимает объем V. Как изменится температура газа, если при увеличении давления до 2регообъем уменьшился в V/10? А. Увеличится в 5 раз. Б.Уменьшится в 5 раза. В.Не изменится. 6. В баллоне при неизменной массе газа температура увеличилась от 1 до 20С. Как изменилось давление? А. Увеличилось в 2 раза. Б.Увеличилось в 1,004 раза. В. Не изменилось. 7. Что и по каким физическим величинам можно вычислить на основании уравнения Менделеева – Клапейрона? 1. Плотность газа, используя R, p, T, M. 2. Число молекул в газе, используя V, T, P, c. 3.Массу молекулы, используя T, P, c, Na, R. А. 1, 2, 3 Б.1, 2 В.1, 3.

Ответы к тесту: 1-А; 2-Г; 3-А; 4-В; 5-Б; 6-Б; 7-В.

Станция Д – “Знаешь ли, ты ученых?”

Используя справочную и научно-популярную литературу заполнить таблицу по ученым-физикам: Менделеев, Клапейрон, Авогадро, Бойль, Мариотт, Гей-Люссак, Ломоносов, Шарль

Имя ученого

Дата жизни

Вклад в развитие молекулярной теории

     

4. Подведение итогов урока.

В маршрутных листах эксперты и руководители групп выставляют предварительные оценки.

Затем учитель совместно с экспертами подводит окончательные итоги и объявляет оценки за зачет.