Урок русского языка по теме "Упражнение в написании окончаний имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
  2. Способствование развитию внимания, мышления, орфографической зоркости, умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
  3. Воспитание культуры общения, любви к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, картина “Зимний пейзаж”, таблица “Слова – помощники”, таблица для самопроверки, индивидуальные карточки, музыкальное сопровождение “Вальс”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение (“Вальс”) входит главный герой урока –“ Зима” ( учитель в костюме “Зимы”) :

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки Зимы.

(А.С. Пушкин, отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.)

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Сообщение темы и целей урока.

– Легкий ветерок занёс меня сюда, к вам на урок русского языка по теме “Упражнение в написании окончаний имён существительных”.

– Я буду рада, если вы и меня научите писать окончания имён существительных. Что же для этого нужно уметь? ( Уметь изменять имена существительные по падежам.)

– А что нужно знать? ( Знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания.)

III. Проверка домашнего задания.

– Проверим как вы научились склонять мена существительные: снежинка, мороз, метель.

(Дети на перемене записали домашнее задание на доске.)

– Какие безударные окончания мы должны проверять? (-и, -е)

– В каких падежных формах пишется окончание -е ? ( Д.п., П.п. -1-ескл., П.п. – 2-ескл.)

– А когда пишется окончание –и? (Р.п. 1-ескл., Р.п. Д.п., П.п. 3-е скл.)

– Что называется склонением? ( Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

IV. Упражнение на внимание.

(Работа в тетрадях.)

– Я очень хочу научиться писать окончания имён существительных, но для этого нужно быть очень внимательным.

– Спишите цепочку букв и найдите имена существительные, спрятавшиеся здесь.

(Взаимопроверка.)

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу и , если всё правильно, поставьте плюс на полях.

(Один ученик выходит к доске, подчёркивает слова, обозначает склонение.)

– А какие имена существительные относятся к 3-ему склонению?

( Имена существительные ж. р. с ь на конце, с окончанием.)

– Какие это слова? (Слова с непроверяемым написанием.)

V. Упражнение на развитие орфографической зоркости, повторение пройденного.

1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам)

Докажи правописание окончаний имён существительных.

Хлопочет у проруб. ( )
Растёт на опушк. ( )
Визжит от злост. ( )
Подошла к берёз. ( )

2. Коллективная работа.

– Я написала на доске предложение. Прочитайте его. Что вы заметили?

(В предложении допущены ошибки.)

– совсем заморозил мне голову мороз! Исправьте, пожалуйста, ошибки и объясните правописание орфограмм.

За кружылись в белом вихри снежные хлопя понислись подороги.

(Закружились в белом вихре снежные хлопья, понеслись по дороге.)

Почему поставили запятую? ( Однородные члены предложения.)

Назовите их.

Чем они связаны между собой?(Интонацией перечисления.)

– Объясните правописание орфограмм.

– Объясните правописание окончаний им. существительных.

Какие слова – помощники можно использовать для проверки написания безударных окончаний имён существительных?

VI. Определение падежей имён существительных.

(Работа с сигнальными карточками: падеж существительных.)

– Так, значит нужно уметь определять падеж имён существительных? Хорошо, тогда я называю существитель7ные, а вы показываете падеж и называете окончания.

У подруги(Р.п,1-е скл., -и), по тропинке(Д.п.,1-ескл., -е), в зоопарке (П.п.,2-е скл, -е), к площади (Д.п., 3-ескл., -и)

– Молодцы, ребята, я кажется уже понимаю, в каких падежных формах нужно писать окончание –и, а в каких – -е.

VII. Определение склонения имён существительных.

– А ещё нужно знать три типа склонения.

И сейчас, работая, мы отдохнём. Я называю существительные, а вы ,услышав существительные 1-ого скл. , топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете.

Зима (1), снег (2), пыль (3), дорога (1), даль (3), мороз (2), сказка (1), серебро (2), ладонь (3),
мышь (3), вьюга (1), город (2), мама (1), дождь (2), тишь (3), лёд (2), радость (3), горка (1).

– Молодцы, ребята!

VIII. Дифференцированная работа.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин отрывок из стихотворения “зимнее утро”.)

– После таких замечательных слов я предлагаю выполнить творческую работу.

I гр. По иллюстрации написать мини – сочинение.

II гр. Составить из слов предложения, доказать правописание окончания существительных.

в, порт, судно, возвратилось, из Арктик., научное
в Арктик. , изучали, жизнь, учёные, океана

(Коллективная проверка)

III. гр. Списать два предложения, объяснить пропущенные окончания существительных.

К обеду мы добрались до опушк. леса. На опушк. слышались голоса.

(Самопроверка. До опушки (Р.п., 1-ескл., -и), на опушке (П.п., 1-ескл, -е))

Домашнее задание. Написать три существительных 3-его скл. в Р., Д. и П. падежах.

Итог урока.

– Итак, ребята, вы целый урок учили меня правильно писать безударные окончания имён существительных. Теперь вы должны проверить мои знания. Задавайте мне вопросы.

(– Что нужно уметь, знать… Какие окончания надо писать в форме Р.П. 1-ого скл и т. д.)

– Спасибо за урок! До свидания, до новых встреч!

Рисунок

Презентация