Повторение изученного о глаголе в 5–6-х классах. Морфологический разбор глагола
Цели урока:
– общеобразовательная: повторить правописание мягкого знака после шипящих; повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль;
– воспитательная: воспитание эстетического чувства, любви к природе, красоте, слову;
– развивающая: развитие памяти, умение обобщать материал, развитие речи;
Межпредметные связи с литературой, музыкой, информатикой, ИЗО.
Оборудование: запись фортепианного концерта П. И. Чайковского “Времена года” (“Осенняя песнь”), репродукция картины И. И.Левитана “Золотая осень”, I том собрания сочинений Ю. М. Лермонтова, учебник М. Т. Баранова “Русский язык” 6 класс, ноутбук, медиапроектор.
Ход урока
Оргмомент: психологическая подготовка. Предварительная запись на доске даты, темы урока, текста.
I. Словарная работа.
- Запишите в тетради слова:
Сторож, туч, сидишь, плащ, жгуч, пытаешься, уж, могуч, рожь, бросишь.
- Проверка задания. Вывод о написании мягкого знака в глаголах после шипящих.
II. Повторение изученного о глаголе.
- Сегодня на уроке, ребята, мы будем обобщать знания, полученные при изучении такой части речи как глагол. Я прочитаю стихотворение М. Ю. Лермонтова “Осень”, а вы, внимательно прослушав, постарайтесь представить себе это время года таким, каким описывает его автор.
- Чтение стихотворения учителем под музыкальное сопровождение.
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.(М. Ю. Лермонтов)
- Беседа с учениками по вопросам:
– какие картины осени представились вам, ребята, при прочтении?
– какая пора осени, на ваш взгляд, изображена поэтом?
– посмотрите, пожалуйста, на пейзаж И. И. Левитана “Золотая осень”.
– что вы на ней видите?
– с помощью каких средств поэт и художник дают нам понять, что осень уже наступила?
– из текста перечислите глаголы, которые говорят нам об этом.Теперь давайте вспомним, как же изменяется часть речи – глагол. Какие признаки глагола являются постоянными? (вид, переходность, спряжение). А какие -непостоянными? (наклонение, время, число, род, лицо). У всех ли глаголов мы можем определить лицо, род?
Таким образом, мы с вами повторили все признаки глагола, которые необходимы для его морфологического разбора. Давайте выпишем из стихотворения два глагола – “пожелтели” и “серебрит”, сделаем их морфологический разбор. В качестве образца для морфологического разбора глагола посмотрим презентацию, подготовленную к сегодняшнему уроку. Приложение 1
- Проверка задания и выставление оценок.
- Продолжая наш разговор о глаголе, посмотрите на записанный на доске текст. Он является продолжением начатой темы осени:
В желтый наряд одевается лиственничная тайга. С тихим шелестом теряют свое осеннее одеяние березы. Все чаще заволакивается тучами ярко-голубое небо. Со свистом проносятся мимо стаи диких уток. Скоро наступит зима. (М. М. Пришвин)
6. Работа по тексту.
– обратите внимание, ребята, на словосочетания, которые
употребляет писатель, описывая тайгу “желтый наряд”, “осеннее
одеяние”.
– что подразумевает автор под словами “наряд”, “одеяние”?
– какая пора осени по сравнению со стихотворением Ю. М. Лермонтова
изображена в этом тексте?
– внимательно посмотрев текст, ответьте: сколько глаголов первого и
второго спряжений вы нашли? Назовите их.
– спишите текст, у глаголов 1-2 предложений укажите постоянные
признаки, у глаголов 3-5 предложений – непостоянные.
7. Подводя итоги всему сказанному о глаголе, мы делаем вывод, что глагол, действительно, изменяемая часть речи. А что можно сказать о его синтаксической роли? Подчеркните в тексте глаголы как члены предложений. Каким же членом предложения является здесь глагол?
8. Проверка задания и выставление оценок.