Повторение изученного о глаголе в 5–6-х классах. Морфологический разбор глагола

Разделы: Русский язык


Цели урока:

– общеобразовательная: повторить правописание мягкого знака после шипящих; повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль;

– воспитательная: воспитание эстетического чувства, любви к природе, красоте, слову;

– развивающая: развитие памяти, умение обобщать материал, развитие речи;

Межпредметные связи с литературой, музыкой, информатикой, ИЗО.

Оборудование: запись фортепианного концерта П. И. Чайковского “Времена года” (“Осенняя песнь”), репродукция картины И. И.Левитана “Золотая осень”, I том собрания сочинений Ю. М. Лермонтова, учебник М. Т. Баранова “Русский язык” 6 класс, ноутбук, медиапроектор.

Ход урока

Оргмомент: психологическая подготовка. Предварительная запись на доске даты, темы урока, текста.

I. Словарная работа.

  1. Запишите в тетради слова:
  2. Сторож, туч, сидишь, плащ, жгуч, пытаешься, уж, могуч, рожь, бросишь.

  3. Проверка задания. Вывод о написании мягкого знака в глаголах после шипящих.

II. Повторение изученного о глаголе.

  1. Сегодня на уроке, ребята, мы будем обобщать знания, полученные при изучении такой части речи как глагол. Я прочитаю стихотворение М. Ю. Лермонтова “Осень”, а вы, внимательно прослушав, постарайтесь представить себе это время года таким, каким описывает его автор.
  2. Чтение стихотворения учителем под музыкальное сопровождение.
  3. Осень

    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся и летят;
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Под нависшею скалою
    Уж не любит меж цветов
    Пахарь отдыхать порою
    От полуденных трудов.
    Зверь отважный поневоле
    Скрыться где-нибудь спешит.
    Ночью месяц тускл и поле
    Сквозь туман лишь серебрит.

    (М. Ю. Лермонтов)

  4. Беседа с учениками по вопросам:
  5. – какие картины осени представились вам, ребята, при прочтении?
    – какая пора осени, на ваш взгляд, изображена поэтом?
    – посмотрите, пожалуйста, на пейзаж И. И. Левитана “Золотая осень”.

    – что вы на ней видите?
    – с помощью каких средств поэт и художник дают нам понять, что осень уже наступила?
    – из текста перечислите глаголы, которые говорят нам об этом.

    Теперь давайте вспомним, как же изменяется часть речи – глагол. Какие признаки глагола являются постоянными? (вид, переходность, спряжение). А какие -непостоянными? (наклонение, время, число, род, лицо). У всех ли глаголов мы можем определить лицо, род?

    Таким образом, мы с вами повторили все признаки глагола, которые необходимы для его морфологического разбора. Давайте выпишем из стихотворения два глагола – “пожелтели” и “серебрит”, сделаем их морфологический разбор. В качестве образца для морфологического разбора глагола посмотрим презентацию, подготовленную к сегодняшнему уроку. Приложение 1

  6. Проверка задания и выставление оценок.
  7. Продолжая наш разговор о глаголе, посмотрите на записанный на доске текст. Он является продолжением начатой темы осени:

В желтый наряд одевается лиственничная тайга. С тихим шелестом теряют свое осеннее одеяние березы. Все чаще заволакивается тучами ярко-голубое небо. Со свистом проносятся мимо стаи диких уток. Скоро наступит зима. (М. М. Пришвин)

6. Работа по тексту.

– обратите внимание, ребята, на словосочетания, которые употребляет писатель, описывая тайгу “желтый наряд”, “осеннее одеяние”.
– что подразумевает автор под словами “наряд”, “одеяние”?
– какая пора осени по сравнению со стихотворением Ю. М. Лермонтова изображена в этом тексте?
– внимательно посмотрев текст, ответьте: сколько глаголов первого и второго спряжений вы нашли? Назовите их.
– спишите текст, у глаголов 1-2 предложений укажите постоянные признаки, у глаголов 3-5 предложений – непостоянные.

7. Подводя итоги всему сказанному о глаголе, мы делаем вывод, что глагол, действительно, изменяемая часть речи. А что можно сказать о его синтаксической роли? Подчеркните в тексте глаголы как члены предложений. Каким же членом предложения является здесь глагол?

8. Проверка задания и выставление оценок.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание.