Цели:
- Закрепить умение находить место ударения в словах;
- Учиться находить в словах ударный и безударный слоги;
- Учиться читать слоги, слова и предложения.
- Развивать речемыслительные способности:
– внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать;
– речь: обогащение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли, формулируя ответы в виде текстов-рассуждений.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование:
- Картинки с изображениями сказочных персонажей: Буратино, Лиса (Алиса), Гном, Колобок, Утка (Кика).
- Условные обозначения для составления звуковой схемы слова на доске:
- Тетрадь для работ по обучению грамоте (обычная тетрадочка, разрезанная пополам горизонтально).
- “Азбука” (Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин, учебник для первого класса четырёхлетней начальной школы; издательство “Ассоциация XXI век) в двух частях.
Ход урока
Мобилизующий этап
На доске изображения сказочных героев: Буратино, Лиса (Алиса), Гном, Колобок, Утка (Кика).
Уч-ль. Внимательно посмотрите на доску. Кто изображён на данных картинках. Ответ дайте сначала в обобщённом виде, а затем перечислите каждого, кто изображён на картинках.
Уч-к. На доске – картинки со сказочными героями. На них изображены Буратино, Лиса (Алиса), Гном, Колобок, Утка (Кика).
Уч-ль. Буратино решил угостить “конфетами” своих друзей. Эти “конфеты” ему подарил Незнайка и они необычные. Посмотрите, как они выглядят. Что это?
Уч-к. Это схемы слов, в которых один слог, два слога, три слога, четыре слога, со значком ударения.
Уч-ль. Как вы думаете, почему “конфеты” так необычно выглядят?
Уч-к. “Конфеты” выглядят таким образом потому, что сказочные герои пришли к нам на урок обучения грамоте.
Уч-ль. Как вы думаете, какое задание можно выполнить со схемами и сказочными героями?
Уч-к. Нужно для имени каждого сказочного персонажа подобрать соответствующую схему.
Уч-ль. Совершенно верно и таким образом Буратино угостит своих друзей “конфетами”. Давайте, выполним задание.
Уч-к. Слову гном соответствует первая схема, слову Буратино – четвёртая схема, слову Колобок – третья схема (Со второй схемой дети испытывают затруднение.)
Формулирование учащимися темы и цели урока
Уч-ль. Подумайте, почему мы не можем определить, какого героя надо угостить второй “конфетой” (Утку или Лису?). Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Уч-к. Мы испытываем затруднение, потому что на второй схеме отсутствует значок ударения. Значит, тема сегодняшнего урока “Ударение”.
На доске открывается запись:
Тема: …
Цель:
Уч-ль. Исходя из темы, поставьте цель урока.
Уч-к. Цель сегодняшнего урока:
- закрепить умение находить место ударения в словах;
- учиться находить в словах ударный и безударный слоги;
- учиться читать слоги, слова и предложения.
Уч-ль. Цель поставлена, давайте над ней работать.
Актуализация знаний
Уч-ль. Вернёмся к нашим героям. Как сделать, чтобы вторая схема соответствовала слову лиса?
Уч-ль. Во второй схеме нужно поставить значок ударения над вторым слогом, т.к. в слове лиса второй слог ударный.
Уч-ль. Как сделать, чтобы вторая схема соответствовала слову утка?
Уч-к. Во второй схеме нужно поставить значок ударения над первым слогом, т.к. в слове утка первый слог ударный.
Уч-ль. Что помогло нам установить соответствие?
Уч-к. Установить соответствие нам помогло ударение.
Уч-ль. А что такое ударение?
Уч-к. Ударение – это выделение голосом одного из слогов.
Уч-ль. Назовите ударный и безударный слоги в слове утка.
Уч-к. Ударный слог в слове утка слог ут-, а безударный –ка.
(Аналогичная работа проводится со словами лиса, Колобок, Буратино, Гном.)
Уч-ль. Расшифруйте слова на доске (анаграммы):
ИСРПО
НКИО
АПИЦС
Уч-к. На доске зашифрованы слова сироп, кони, спица.
Уч-ль. Определите количество слогов в данных словах.
Уч-к. В каждом из этих слов 3 слога.
Уч-ль.В каждом слове поставьте ударение и назовите ударный слог.
Уч-к. В слове сироп ударение падает на гласную –о-, ударный слог –роп.
В слове кони ударение падает на гласную –о-, ударный слог ко-.
В слове спица ударение падает на гласную –и-, ударный слог спи-.
Уч-ль. Давайте, изобразим жестами звуковую схему слова, которое вы получите, соединив все безударные слоги этих слов.
Уч-к. Соединив безударные слоги си-, ни-, -ца, я получил слово синица. Значит, будем выполнять звуковой анализ слова синица.
(Один ученик показывает перед классом жестами каждый звук слова синица, а другой ученик выставляет схему слова на доске условными обозначениями; можно параллельно с коллективной работой выполнять звуковой анализ слова в индивидуальных тетрадях.)
Уч-ль.В азбуке тоже есть схема слова синица и сама синичка нарисована. Откройте с. 29. Кто нарисован на остальных картинках и что мы видим около каждой картинки?
Уч-к. На остальных картинках нарисованы павлин, индюк и филин, а рядом с каждой картинкой дана звуковая схема слова, которое называет картинку.
Уч-ль. Назовите одним словом, кто это?
Уч-к. Это птицы.
Уч-ль. Что общего между этими тремя словами?
Уч-к. Эти слова объединяет то, что в них по два слога.
Уч-ль. Разделите схемы слов на слоги.
Уч-ль. Что ещё общего между этими тремя словами?
Уч-к. Последний слог во всех трёх словах состоит из трёх звуков и начинается с мягкого согласного звука. (Работа с имеющимися в азбуке схемами.)
Уч-ль. Какое слово можно исключить, исходя из темы нашего урока?
Уч-к. Можно исключить слово филин, т.к. в этом слове ударение падает на первый слог, а в остальных словах на второй.
Уч-ль. Поставим ударение в словах, показав безударную гласную.
(Учащиеся выполняют задание.)
Уч-ль. Продолжим исключения. Сделаем это по самостоятельно выбранному вами признаку.
Уч-к. Я бы исключил(а) слово индюк. Оно начинается с гласного звука, а остальные слова – с согласного.
Уч-к. Я бы тоже исключил слово индюк. Оно оканчивается на глухой согласный звук.
Уч-к. Я бы исключил слово павлин. В нём – 6 звуков.
Уч-ль. Назовите безударный слог в слове филин.
Назовите ударный слог в слове павлин.
Физкультминутка
Уч-ль. Сейчас я буду произносить слова.
Если звучит слово, в котором ударный первый слог, вы приседаете один раз.
Если звучит слово, в котором ударный второй слог, вы приседаете два раза.
Причём постарайтесь запомнить слова, которые не обозначают корм для птиц.
крошки |
картофель |
зерно |
семечки |
редис |
помидоры(!) |
Уч-к. Слово помидоры, т.к. в этом слове ударный третий слог, поэтому надо было приседать три раза.
Уч-ль. Какие слова вы запомнили с учётом моей инструкции?
Уч-к. Я запомнил слова редис, картофель и помидоры, т.к. эти слова не являются кормом для птиц.
Уч-ль. А что называют эти слова?
Уч-к. Эти слова обозначают названия овощей.
Упражнения по звуковому анализу слова
Уч-ль. Рассмотрите картинки на с.30. Перечислите, что нарисовано в верхней части страницы?
Уч-к. Здесь нарисованы картинки, которые соответствуют словам репа, салат, кабачок и лимоны.
Уч-ль. Что называют эти слова?
Уч-к. Эти слова являются названиями овощей.
Уч-ль. Какое задание, связанное с группировкой, можно выполнить?
Уч-к. Можно сгруппировать эти слова по каким-либо признакам.
Уч-ль. Давайте выполним задание.
Уч-к. Можно сгруппировать слова по признаку “один – много”: репа, салат, кабачок – лимоны.
Можно сгруппировать слова по количеству слогов: репа, салат – кабачок, лимоны.
Можно сгруппировать слова по первому звуку: репа, лимоны начинаются со звонкого согласного звука, а салат, кабачок – с глухого согласного звука.
Можно сгруппировать слова по последнему звуку: репа, лимоны оканчиваются на гласный звук, а салат, кабачок – на согласный звук.
Уч-ль. Давайте, изобразим жестами и составим в азбуке звуковую схему слова, в котором нет мягких согласных звуков.
Уч-к. Слово, в котором нет мягких согласных звуков, – салат. Значит будем выполнять звуковой анализ слова салат.
(Учащиеся выполняют задание.)
Уч-ль. Звуковой анализ слова, в котором тоже два слога, выполните самостоятельно.
Работа с текстом
Уч-ль. В конце урока предлагаю поиграть. Игра называется “Верю– не верю”. Для игры нам надо выбрать водящего. Каким образом это можно сделать?
Уч-к. Водящего можно выбрать с помощью считалки.
Уч-ль. Найдите на с.30 считалочку. Давайте её прочитаем.
Считалочка
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
О чём говорится в считалочке?
Уч-к. В считалочке говорится о замочке.
Уч-ль. Поставьте ударение в словах считалочки.
(Дети выполняют задание.)
Уч-ль. Прочитаем считалочку хором с дополнительным заданием. Если звучит слово с ударным первым слогом – поднимают левую руку ребята первого ряда.
Если звучит слово с ударным вторым слогом – поднимают левую руку ребята второго ряда.
Если звучит слово с ударным третьим слогом – поднимают левую руку ребята третьего ряда.(Учащиеся читают.)
Уч-ль. А водящим будет тот, кто первым назовёт слово из считалки с наибольшим количеством слогов.
Уч-к. Слово с наибольшим количеством слогов же-лез-ны-ми.
Уч-ль. Водящий выходит к доске. Он будет отвечать на мои вопросы, работая с обратной стороны доски. А вы работаете в тетради. Если вы верите тому, что я говорю, то ставите “плюс”. Если не верите – “минус”.
- Верите ли вы, что, сколько в слове гласных, столько и слогов?
- Верите ли вы, что в слоге не может быть двух согласных?
- Верите ли вы, что все слоги в слове произносятся одинаково?
- Верите ли вы, что в слове всегда только один ударный слог?
(Проверка правильности ответов водящего с устным доказательством и самопроверка.)
Итог урока
Уч-ль. О чём мы сегодня говорили на уроке?
Что такое ударение?
Сколько ударных слогов может быть в слове? А безударных?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?