Урок чтения в период обучения грамоте. Тема: "Ударение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить умение находить место ударения в словах;
  2. Учиться находить в словах ударный и безударный слоги;
  3. Учиться читать слоги, слова и предложения.
  4. Развивать речемыслительные способности:
    – внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать;
    – речь: обогащение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли, формулируя ответы в виде текстов-рассуждений.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование:

  • Картинки с изображениями сказочных персонажей: Буратино, Лиса (Алиса), Гном, Колобок, Утка (Кика).
  • Условные обозначения для составления звуковой схемы слова на доске:

    • Тетрадь для работ по обучению грамоте (обычная тетрадочка, разрезанная пополам горизонтально).
    • “Азбука” (Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин, учебник для первого класса четырёхлетней начальной школы; издательство “Ассоциация XXI век) в двух частях.

Ход урока

Мобилизующий этап

На доске изображения сказочных героев: Буратино, Лиса (Алиса), Гном, Колобок, Утка (Кика).

Уч-ль. Внимательно посмотрите на доску. Кто изображён на данных картинках. Ответ дайте сначала в обобщённом виде, а затем перечислите каждого, кто изображён на картинках.

Уч-к. На доске – картинки со сказочными героями. На них изображены Буратино, Лиса (Алиса), Гном, Колобок, Утка (Кика).

Уч-ль. Буратино решил угостить “конфетами” своих друзей. Эти “конфеты” ему подарил Незнайка и они необычные. Посмотрите, как они выглядят. Что это?

Уч-к. Это схемы слов, в которых один слог, два слога, три слога, четыре слога, со значком ударения.

Уч-ль. Как вы думаете, почему “конфеты” так необычно выглядят?

Уч-к. “Конфеты” выглядят таким образом потому, что сказочные герои пришли к нам на урок обучения грамоте.

Уч-ль. Как вы думаете, какое задание можно выполнить со схемами и сказочными героями?

Уч-к. Нужно для имени каждого сказочного персонажа подобрать соответствующую схему.

Уч-ль. Совершенно верно и таким образом Буратино угостит своих друзей “конфетами”. Давайте, выполним задание.

Уч-к. Слову гном соответствует первая схема, слову Буратино – четвёртая схема, слову Колобок – третья схема (Со второй схемой дети испытывают затруднение.)

Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. Подумайте, почему мы не можем определить, какого героя надо угостить второй “конфетой” (Утку или Лису?). Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Уч-к. Мы испытываем затруднение, потому что на второй схеме отсутствует значок ударения. Значит, тема сегодняшнего урока “Ударение”.

На доске открывается запись:

Тема: …

Цель:

Уч-ль. Исходя из темы, поставьте цель урока.

Уч-к. Цель сегодняшнего урока:

  • закрепить умение находить место ударения в словах;
  • учиться находить в словах ударный и безударный слоги;
  • учиться читать слоги, слова и предложения.

Уч-ль. Цель поставлена, давайте над ней работать.

Актуализация знаний

Уч-ль. Вернёмся к нашим героям. Как сделать, чтобы вторая схема соответствовала слову лиса?

Уч-ль. Во второй схеме нужно поставить значок ударения над вторым слогом, т.к. в слове лиса второй слог ударный.

Уч-ль. Как сделать, чтобы вторая схема соответствовала слову утка?

Уч-к. Во второй схеме нужно поставить значок ударения над первым слогом, т.к. в слове утка первый слог ударный.

Уч-ль. Что помогло нам установить соответствие?

Уч-к. Установить соответствие нам помогло ударение.

Уч-ль. А что такое ударение?

Уч-к. Ударение – это выделение голосом одного из слогов.

Уч-ль. Назовите ударный и безударный слоги в слове утка.

Уч-к. Ударный слог в слове утка слог ут-, а безударный –ка.

(Аналогичная работа проводится со словами лиса, Колобок, Буратино, Гном.)

Уч-ль. Расшифруйте слова на доске (анаграммы):

ИСРПО
НКИО
АПИЦС

Уч-к. На доске зашифрованы слова сироп, кони, спица.

Уч-ль. Определите количество слогов в данных словах.

Уч-к. В каждом из этих слов 3 слога.

Уч-ль.В каждом слове поставьте ударение и назовите ударный слог.

Уч-к. В слове сироп ударение падает на гласную –о-, ударный слог –роп.

В слове кони ударение падает на гласную –о-, ударный слог ко-.

В слове спица ударение падает на гласную –и-, ударный слог спи-.

Уч-ль. Давайте, изобразим жестами звуковую схему слова, которое вы получите, соединив все безударные слоги этих слов.

Уч-к. Соединив безударные слоги си-, ни-, -ца, я получил слово синица. Значит, будем выполнять звуковой анализ слова синица.

(Один ученик показывает перед классом жестами каждый звук слова синица, а другой ученик выставляет схему слова на доске условными обозначениями; можно параллельно с коллективной работой выполнять звуковой анализ слова в индивидуальных тетрадях.)

Уч-ль.В азбуке тоже есть схема слова синица и сама синичка нарисована. Откройте с. 29. Кто нарисован на остальных картинках и что мы видим около каждой картинки?

Уч-к. На остальных картинках нарисованы павлин, индюк и филин, а рядом с каждой картинкой дана звуковая схема слова, которое называет картинку.

Уч-ль. Назовите одним словом, кто это?

Уч-к. Это птицы.

Уч-ль. Что общего между этими тремя словами?

Уч-к. Эти слова объединяет то, что в них по два слога.

Уч-ль. Разделите схемы слов на слоги.

Уч-ль. Что ещё общего между этими тремя словами?

Уч-к. Последний слог во всех трёх словах состоит из трёх звуков и начинается с мягкого согласного звука. (Работа с имеющимися в азбуке схемами.)

Уч-ль. Какое слово можно исключить, исходя из темы нашего урока?

Уч-к. Можно исключить слово филин, т.к. в этом слове ударение падает на первый слог, а в остальных словах на второй.

Уч-ль. Поставим ударение в словах, показав безударную гласную.

(Учащиеся выполняют задание.)

Уч-ль. Продолжим исключения. Сделаем это по самостоятельно выбранному вами признаку.

Уч-к. Я бы исключил(а) слово индюк. Оно начинается с гласного звука, а остальные слова – с согласного.

Уч-к. Я бы тоже исключил слово индюк. Оно оканчивается на глухой согласный звук.

Уч-к. Я бы исключил слово павлин. В нём – 6 звуков.

Уч-ль. Назовите безударный слог в слове филин.

Назовите ударный слог в слове павлин.

Физкультминутка

Уч-ль. Сейчас я буду произносить слова.

Если звучит слово, в котором ударный первый слог, вы приседаете один раз.

Если звучит слово, в котором ударный второй слог, вы приседаете два раза.

Причём постарайтесь запомнить слова, которые не обозначают корм для птиц.

крошки

картофель

зерно

семечки

редис

помидоры(!)

Какое “хитрое” слово нам встретилось?

Уч-к. Слово помидоры, т.к. в этом слове ударный третий слог, поэтому надо было приседать три раза.

Уч-ль. Какие слова вы запомнили с учётом моей инструкции?

Уч-к. Я запомнил слова редис, картофель и помидоры, т.к. эти слова не являются кормом для птиц.

Уч-ль. А что называют эти слова?

Уч-к. Эти слова обозначают названия овощей.

Упражнения по звуковому анализу слова

Уч-ль. Рассмотрите картинки на с.30. Перечислите, что нарисовано в верхней части страницы?

Уч-к. Здесь нарисованы картинки, которые соответствуют словам репа, салат, кабачок и лимоны.

Уч-ль. Что называют эти слова?

Уч-к. Эти слова являются названиями овощей.

Уч-ль. Какое задание, связанное с группировкой, можно выполнить?

Уч-к. Можно сгруппировать эти слова по каким-либо признакам.

Уч-ль. Давайте выполним задание.

Уч-к. Можно сгруппировать слова по признаку “один – много”: репа, салат, кабачок – лимоны.

Можно сгруппировать слова по количеству слогов: репа, салат – кабачок, лимоны.

Можно сгруппировать слова по первому звуку: репа, лимоны начинаются со звонкого согласного звука, а салат, кабачок – с глухого согласного звука.

Можно сгруппировать слова по последнему звуку: репа, лимоны оканчиваются на гласный звук, а салат, кабачок – на согласный звук.

Уч-ль. Давайте, изобразим жестами и составим в азбуке звуковую схему слова, в котором нет мягких согласных звуков.

Уч-к. Слово, в котором нет мягких согласных звуков, – салат. Значит будем выполнять звуковой анализ слова салат.

(Учащиеся выполняют задание.)

Уч-ль. Звуковой анализ слова, в котором тоже два слога, выполните самостоятельно.

Работа с текстом

Уч-ль. В конце урока предлагаю поиграть. Игра называется “Верю– не верю”. Для игры нам надо выбрать водящего. Каким образом это можно сделать?

Уч-к. Водящего можно выбрать с помощью считалки.

Уч-ль. Найдите на с.30 считалочку. Давайте её прочитаем.

Считалочка
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,

На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

О чём говорится в считалочке?

Уч-к. В считалочке говорится о замочке.

Уч-ль. Поставьте ударение в словах считалочки.

(Дети выполняют задание.)

Уч-ль. Прочитаем считалочку хором с дополнительным заданием. Если звучит слово с ударным первым слогом – поднимают левую руку ребята первого ряда.

Если звучит слово с ударным вторым слогом – поднимают левую руку ребята второго ряда.

Если звучит слово с ударным третьим слогом – поднимают левую руку ребята третьего ряда.

(Учащиеся читают.)

Уч-ль. А водящим будет тот, кто первым назовёт слово из считалки с наибольшим количеством слогов.

Уч-к. Слово с наибольшим количеством слогов же-лез-ны-ми.

Уч-ль. Водящий выходит к доске. Он будет отвечать на мои вопросы, работая с обратной стороны доски. А вы работаете в тетради. Если вы верите тому, что я говорю, то ставите “плюс”. Если не верите – “минус”.

  1. Верите ли вы, что, сколько в слове гласных, столько и слогов?
  2. Верите ли вы, что в слоге не может быть двух согласных?
  3. Верите ли вы, что все слоги в слове произносятся одинаково?
  4. Верите ли вы, что в слове всегда только один ударный слог?

(Проверка правильности ответов водящего с устным доказательством и самопроверка.)

Итог урока

Уч-ль. О чём мы сегодня говорили на уроке?

Что такое ударение?

Сколько ударных слогов может быть в слове? А безударных?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?